Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………...….3 Глава 1. Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования………………………….......….8
1.1 Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.……………………………………………………………...….....8
1.2 Организация работы по повышению квалификации в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…14
Глава 2. Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19
2.1 Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19
2.2 Система повышения квалификации и переподготовки кадровна примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова……………………………....….…......29
Заключение………………………………………………………….......…….….39
Список литературы………………………………………....…….…….………..41
Приложение……………………………………………………...…….……...….44

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Отсюда вытекает понимание  предварительной дифференциальной диагностики потребности в повышении квалификации кадров. В зависимости от четырех признаков: уровня квалификации и профиля образования, стажа библиотечной работы и стажа работы в данной библиотеке образуется некоторое количество групп работников, каждая из которых нуждается в повышении квалификации определенным образом [21].

Повышение квалификации –  составная часть непрерывного образования. Ясно, что организовывать такую работу за пределами библиотеки просто невозможно: слишком много библиотекарей  придется на время оторвать от «производства». Подавляющая часть коллектива должна учиться непосредственно в библиотеке. Для этого необходимо сочетание традиционных и инновационных форм повышения квалификации, о которых будет описано во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.   Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере

2.1   Традиционные  и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров

На современном этапе  система повышения квалификации - это динамично развивающийся  комплекс нестандартных инновационно-образовательных  и адаптационных форм и методов  воздействия на библиотечные кадры  с целью обеспечения и дополнения профессионального, информационного, культурного образования, а также  повышения профессиональной компетентности, ориентированной на учет изменений, происходящих в общественно-экономической  и культурно-профессиональной среде; поддержания соответствующего профессионального  уровня библиотечного специалиста, способного ориентироваться в современном  мире; обеспечения высокой конкурентоспособности  и общественного признания в  условиях интенсивного развития новых  технологий и услуг [4, с. 121].

Каждая библиотека должна обеспечить повышение квалификации своих сотрудников на рабочем  месте и за ее пределами в соответствии с имеющимися у нее средствами, для этого необходимо разработать  программу по развитию и совершенствованию  профессиональной квалификации. Программу  можно разделить по уровням подготовки: базовый, средний и продвинутый, а также определить временные  рамки семинаров и курсов на один год.

Оптимальным выбором повышения  квалификации, переподготовки являются курсы, которые обеспечивают библиотечным работникам возможность систематически повышать профессиональный и общеобразовательный  уровень. В течение года работнику, как минимум, необходимо пройти курсы по следующим направлениям: педагогический, технологический, самоуправление и информационные технологии. Информационные технологии сегодня требуют особого внимания. Свободное владение инструментами поиска и переработки мировых информационных ресурсов, умение ориентироваться в библиотечно-информационном контенте - таковы сегодняшние требования к библиотечному специалисту. Применение в работе информационных и компьютерных технологий расширяет рамки библиотечного консультирования, позволяя библиотекарю оказать помощь пользователям интерактивно. Примером может служить «Виртуальная справочная служба РНБ»[12].

В ряде крупнейших научных  библиотек работают Высшие библиотечные курсы для сотрудников, имеющих  высшее, но не библиотечное образование. В настоящее время эти курсы  расширяют диапазон своей деятельности, организуя повышение квалификации и переподготовку и других категорий  библиотекарей, преобразуются в  центры непрерывного библиотечного  образования.

В курсовой системе повышения  квалификации велика роль методических служб библиотек. Именно они разрабатывают, как правило, учебные планы и  программы обучения и в основном обеспечивают курсы преподавателями  по специальным дисциплинам.

Курсовая система вносит весьма существенный вклад в повышение  квалификации библиотечных кадров и, как  правило, высоко оценивается библиотекарями. Вместе с тем ей присущ ряд недостатков  и система требует совершенствования. Среди недостатков курсов библиотечная печать называет чрезмерное увлечение  общеобразовательными лекциями в ущерб  профессиональной подготовке, преобладание теоретических занятий в ущерб  практическим и обмену опытом. Курсы  ориентируются в основном на повышение  квалификации библиотекарей и мало уделяют внимания переподготовке библиотечных кадров. Не всегда для занятий формируются  однородные группы (по образованию, стажу, опыту работы и т.п.). Непосредственной задачей методических служб является обеспечение постоянного, повседневного повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров. В этих целях методические центры используют разнообразные формы, среди которых наибольшее распространение получили совещания, семинары, "круглые столы" библиотекарей, которые имеют между собой много общего. Совещание посвящается, как правило, обсуждению какого-либо производственного вопроса. "Круглый стол" предусматривает дискуссию по какой-либо актуальной библиотечной проблеме [3, с. 109].

Программа семинара более  разнообразна по тематике и формам обучения и включает инструктивно-методические доклады, консультации, практические занятия  и т.п. Библиотекари расценивают  семинары как одну из наиболее эффективных  форм повышения своей квалификации.

Методическая практика показала, что наиболее действенны те семинары, которые организуются дифференцированно  для определенной группы библиотекарей, объединенных не только общностью функциональной специализации (библиотекари отделов  обслуживания, библиографы, каталогизаторы и т.п.), но и примерно одинаковым уровнем образования и опыта. Это позволяет строить повышение  квалификации с учетом того уровня теоретических знаний и практических навыков, которыми обладают участники  семинара.

По своему содержанию семинары могут быть универсальными и тематическими. И те, и другие обладают как определенными  достоинствами, так и недостатками. Преимущество тематических семинаров  заключается в том, что здесь  вся программа посвящена одной  теме, что позволяет изучить ее более глубоко и обстоятельно. Неслучайно поэтому тематические семинары все шире используются в методической практике.

Однако проведение только тематических семинаров не дозволяет  охватить широкого круга вопросов, с которыми необходимо познакомить  библиотекарей. Такую возможность  дают семинары универсального содержания, на которых рассматривается ряд  вопросов разнообразной тематики.

Как правило, методические службы, разрабатывая план проведения семинаров  на учебный год, предусматривают  в нем семинары как универсального, так и тематического характера.

Семинары целесообразно  проводить на базе лучших библиотек. Это дает возможность познакомиться  с работой передовиков, изучить  их опыт, .Если такие семинары организуются в разных библиотеках, то у библиотекарей  накапливается большое количество наблюдений за практикой работы лучших библиотек [5, с.12].

Более высокой формой повышения  квалификации являются научно-практические конференции, цель которых глубокое изучение библиотечного опыта, его  теоретическое осмысление и выработка  практических рекомендаций. Они отличаются от совещаний и семинаров, во-первых, более тщательной и глубокой разработкой  тематики выступлений, во-вторых, продолжительным  подготовительным периодом, и, наконец, в-третьих, более высоким научно-теоретическим  уровнем выступлений. Доклады на конференциях должны являться итогом серьезного изучения и обобщения  передовой библиотечной практики. Участие  в конференциях способствует выработке  у библиотекарей навыков методической и исследовательской работы: умение анализировать и обобщать, логично  излагать свои мысли.

Научно-практическая конференция  разрабатывает и принимает рекомендации, которые включают в себя все лучшее, передовое, накопленное библиотеками за период подготовки и проведения конференции. К сожалению, эти особенности подготовки и проведения научно-практических конференций не всегда учитываются, и они иногда превращаются, в обычное совещание с выступлениями отчетно-информационного характера[16].

Одной из форм повышения  квалификации являются школы молодого библиотекаря. Они организуются, как  правило, для библиотекарей, не имеющих  специального образования, и ставят своей целью помочь библиотекарям  овладеть основными профессиональными  знаниями и навыками. Программа школы  рассчитывается на 1-3 года. Занятия  проводятся на базе библиотеки методического  центра. Программа включает теоретическое  изучение темы, практические занятия, выполнение домашних заданий. Итоговое занятие проводится в форме зачета, реферата и т.п.

Школы руководителя имеют  главной задачей обучение руководящих  кадров библиотек основам' научного управления: менеджменту, маркетингу, стратегическому планированию, инициативной хозяйственной деятельности и т.п. Наряду со школами организуются университеты библиотечного работника. Их отличие  заключается, прежде всего, в том, что  университет предполагает расширение первую очередь теоретических знаний библиотекарей. Отсюда преобладание лекционной формы обучения привлечением к проведению занятий крупных теоретиков и  практиков библиотечного дела. Университеты рассчитаны чаще всего на всех библиотекарей  города (района) и носят, как правило, межведомственный характер. Университеты отличаются также тем, что они  имеют, как правило, разработанный  учебный план на год (а иногда и  на 2-3 года) заранее установленный день и час занятий [16].

Курсы, семинары, школы, университеты библиотечного работника, преследуя  общую цель повышения квалификации и переподготовки библиотечных работников, естественно имеют много общего и в использовании разнообразных  методов теоретического и практического  обучения. Обычно их учебные планы предусматривают лекции и доклады, как по общеобразовательным, так и по специальным темам; выступления библиотекарей с обменом опытом работы; обзоры новой литературы, методических и библиографических пособий; обсуждение новых материалов (пособий, статей и т.п.) по библиотечному делу; практические занятия, экскурсии в библиотеки, показательные массовые мероприятия и другие формы обучения [3, с. 111].

В последние годы в практике повышения квалификации и переподготовки библиотекарей все активнее используются методы ситуационного проблемного  обучения: деловые и инновационные  игры, тренинга, анализ конкретных ситуаций библиотечной практики и т.п., направленные на моделирование конкретных производственных ситуаций, что в значительной мере способствует развитию творческой инициативы библиотекарей, их активному участию  в обсуждении вопросов, включенных в план занятий.

Особенно полезны в  этом отношении деловые игры, которые  являются одной из самых эффективных  форм переподготовки и повышения  квалификации библиотечных кадров. Они  расширяют творческие возможности  библиотекарей, закрепляют теоретические  знания в обстановке условной практики, позволяют осуществлять коллективный обмен опытом в процессе игры, "самообучение" участников и т.п. В ходе деловой  игры проигрывается предложенная для  рассмотрения ситуация, т.е. имитируются  действия различных микрогрупп в  реальных условиях. После окончания  игры проводится коллективное обсуждение ее результатов, подведение итогов и  оценка.В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:

1) игра-обучение;

2) игра-тренинг;

3) игра-исследование.

Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются, каждая конкретная деловая  игра несет в себе переплетение указанных  аспектов, либо, в соответствии с  определенными целями игры, акцент может делаться на каком-то одном  аспектеhttp://www.bestreferat.ru/referat-182620.html - _ftn7 [24, с. 35].

В целях улучшения работы курсов, семинаров, школ и т.п. в конце  обучения проводится анкетирование  слушателей. Им предлагается письменно (анонимно или с подписью) высказать  свое суждение о содержании и организации  занятий, отметить отдельно темы или  виды работы, выделяющиеся содержательностью, практическими рекомендациями и  т.д. [16].

Другую группу в системе  повышения квалификации составляют формы практического обучения библиотекарей  непосредственно в библиотеках, что позволяет лучше усвоить  теоретический материал, а полученные знания тут же применить на практике. Среди таких форм наибольшее распространение  получили практикумы и стажировки.

Практикумы как индивидуальные, так и групповые, организуются, как  правило, для начинающих работников, не имеющих библиотечного образования, и проводятся либо на базе методического  центра, либо в одной из передовых  библиотек. Основная цель практикума - познакомить начинающего библиотекаря с основами библиотечного дела, дать ему минимум необходимых практических профессиональных знаний и умений для  работы в библиотеке.

Стажировки проводятся с  целью углубления и совершенствования  практической и теоретической подготовки библиотекарей; освоения библиотекарем  новых участков работы, новых функциональных обязанностей, новых библиотечных технологий. Они организуются для молодых специалистов - выпускников библиотечных учебных заведений; для библиотекарей, приступивших к выполнению новых для них обязанностей; для библиотекарей, повышающих профессиональные знания по своей функциональной специализации или должности [3, с. 112].

Одной из эффективных форм стимулирования, обновления профессиональных знаний и творческого поиска являются конкурсы профессионального мастерства. Положительной чертой таких конкурсов  является то, что в процессе подготовки и проведения принимает участие  весь коллектив библиотеки. Это создает  творческую атмосферу, накладывает  определенную ответственность на уровень  профессиональной подготовки сотрудников, а также и общую эрудицию, творческие способности, деловые качества личности.Целью этих конкурсов является содействие профессиональному росту библиотекарей. Для организации конкурса создается жюри, включающее методистов и наиболее квалифицированных библиотекарей. Жюри подготавливает вопросы для библиотекарей - участников конкурса и оценивает ответы на них. Помимо вопросов, конкурсы включают обычно и практические задания. Разумеется, что конкурсы могут включать не только профессиональные, но и общеобразовательные вопросы. По итогам конкурса жюри анализирует ответы на вопросы; дает ответы на те из них, на которые участники конкурса не смогли ответить или дали неполный ответ. Конкурсы позволяют библиотекарям выявить свои знания, начитанность, эрудицию, стимулируют их самообразование. Все перечисленные формы не заменяют основной формы повышения квалификации - профессионального самообразования библиотекарей. Руководители библиотек и методисты призваны содействовать профессиональному самообразованию, информируя библиотекарей о новой литературе по библиотечному делу, обеспечивая рекомендательными списками литературы по отдельным библиотечным проблемам, консультируя библиотекарей по вопросам самообразовательного профессионального чтения [16].

Информация о работе Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты