Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………...….3 Глава 1. Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования………………………….......….8
1.1 Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.……………………………………………………………...….....8
1.2 Организация работы по повышению квалификации в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…14
Глава 2. Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19
2.1 Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19
2.2 Система повышения квалификации и переподготовки кадровна примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова……………………………....….…......29
Заключение………………………………………………………….......…….….39
Список литературы………………………………………....…….…….………..41
Приложение……………………………………………………...…….……...….44

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2011 году процедура проведения аттестации была изменена. С целью раскрытия  потенциала работников, определения  уровня профессиональной подготовки и  демонстрации результатов работы за определенный период в систему аттестации была введена процедура предоставления в комиссию портфолио аттестуемого. Было утверждено Положение об аттестации работников библиотеки.

В течение отчетного периода  процедуру аттестации прошли 20 человек. Из них 12 человек повысили свою квалификационную категорию, 8 – подтвердили. Двое перспективных  работников библиотеки были зачислены  в резерв.

Ключевое место при  повышении производительности труда, росте профессионализма и творческой инициативы занимает мотивация и  стимулирование работников. Мотивация - это процесс побуждения каждого  сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. В АКУНБ используются следующие методы мотивации персонала: проведение профессиональных конкурсов (на лучшую научно-исследовательскую  работу, на лучшего библиотекаря), материальное стимулирование сотрудников за выдвижение и реализацию идей, активное участие  в реализации проектов, получивших грантовую поддержку; поощрение  благодарственными письмами библиотеки и иными наградами. Дополнительно  предлагается размещать материалы  о лучших работниках в СМИ, на сайте  библиотеки.

Для стимулирования заинтересованности сотрудников в профессиональном росте в апреле 2011 г. администрацией АКУНБ был объявлен профессиональный конкурс «Лучший библиотечный работник 2010 года» в рамках 1 этапа краевого конкурса профессионального мастерства «Лучший работник культуры года».

В конкурсе приняли участие 14 человек. Победителями 1 этапа стали:

  • Н.В. Воробьева, главный библиотекарь отдела редких книг («Организация деятельности Регионального центра по работе с книжными памятниками Алтайского края»);
  • О.П. Молчанова, библиотекарь информационно-библиографического отдела («Эффективность текущего информационно-библиографического обслуживания в АКУНБ им. В.Я. Шишкова»);
  • Е.В. Кривченко, заведующая отделом массовой работы и рекламы («Михаил Калашников – великий русский оружейник») [17].

В качестве мотивационных  факторов в библиотеке также используются система социальной защиты коллектива, обеспечение комфортных условий  труда и отдыха.

Одновременно с вышеизложенными  направлениями, в коллективе АКУНБ  имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным  правилам под влиянием исторического  опыта, менталитета людей, их духовных ценностей, сложившихся традиций библиотеки.

В кадровом менеджменте названные  отношения проявляются в неформальном разделении труда, наличии неформальных лидеров, устоявшихся правил поведения, а также особого микроклимата в коллективе. Вся указанная сфера  объединяется понятием «корпоративная культура».

Формирование корпоративной  культуры в Алтайской краевой  библиотеке осуществляется через проведение различных мероприятий с целью  сплочения коллектива; введение в  действие «Кодекса профессиональной этики  сотрудника АКУНБ»; поздравление сотрудников  библиотеки [6].

Только постоянное наблюдение за составом кадров, оценка его квалификации, ценностных ориентаций, потребностей каждого члена  коллектива, межличностных отношений, организации труда в библиотеке и использование полученных результатов  мониторинга позволят администрации  библиотеки построить работу в коллективе в соответствии с основными требованиями современного кадрового менеджмента, сделают процесс коллективной деятельности по развитию библиотеки увлекательным  и результативным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе исследования рассмотрены  основные категории повышения квалификации библиотечных кадров, обозначены формы непрерывного образования, которыми являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации, дополнительное образование, стажировка, оперативная актуализация знаний по неформальным образовательным каналам.

Повышение квалификации и  переподготовка библиотекарей являются важными звеньями методической работы в коллективе организации и методической помощи библиотекам.

В работе отражены направления, по которым идет повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров, а также формы обучения персонала библиотеки и предъявляемые к ним требования.

Чрезвычайно важны организационные вопросы по повышению квалификации. Необходима предварительная дифференциальная диагностика потребности в повышении квалификации кадров. В зависимости от четырех признаков: уровня квалификации и профиля образования, стажа библиотечной работы и стажа работы в данной библиотеке образуется некоторое количество групп работников, каждая из которых нуждается в повышении квалификации определенным образом.

Каждая библиотека должна обеспечить повышение квалификации своих сотрудников на рабочем  месте и за ее пределами в соответствии с имеющимися у нее средствами, выбрать наиболее эффективный способ повышения квалификации для каждого сотрудника.

Объединение всех форм повышения  квалификации с постоянным самообразованием окажет существенную помощь росту профессионализма каждого сотрудника.

Для библиотечной деятельности сегодня характерны: технизация, технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, повышенный культурный уровень  специалиста. Все эти направления  развития библиотечной действительности накладывают особые требования к  профессиональным качествам библиотекаря. Именно поэтому повышение квалификации в настоящее время имеет огромное значение для дальнейшего развития и функционирования библиотек.

При исследовании системы  повышения квалификации библиотечных кадров можно заметить, что в настоящее  время она достаточно разрозненна, а потребность в высококвалифицированных  специалистах становится больше с каждым днем.

Однако разрозненность этой системы восполняется активной деятельностью  по повышению квалификации самих  библиотек, использующих традиционные и инновационные формы обучения персонала.

Традиционные формы помогают использовать в библиотечной практике весь накопленный потенциал, они  уже проверены временем методики и дают  гарантированный качественный результат.

Инновационные формы обучения персонала необходимы для раскрытия  и развития потенциальных возможностей каждого сотрудника, так как потребности  общества в настоящее время возросли и работники библиотек должны им соответствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алтай библиотечный: научн.-практ. сб. / Управление Алт. края по культуре,  Алт. краев. Универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова; отв. ред. Т. И. Чертова. - Барнаул: РИО АКУНБ, 2008. - С. 23-29. 
  2. Андреева, Н. Е. Персонал–стратегия. Эффективное кадровое планирование / Н. Е. Андреева //  Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 9. – С.70-77.
  3. Ванеев, А. Н. Повышение квалификации и переподготовки библиотечных кадров // Ванеев А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности / А. Н. Ванеев; ред Т. А. Белова. - М.: Издательство ИПО Профиздат. - 2001. - С. 101-116
  4. Головко, С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: науч.-практ. пособие / С. И. Головко. - М.: Либерия-Бибинформ, 2005. -144 с.
  5. Дворкина, М Я.  Библиотечное обслуживание: новая реальность  лекции / М. Я. Дворкина.  - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2000.  -  48 с.
  6. Дмитриева, Е. В. Кадровая политика библиотеки как стратегия ее развития  / Е. В. Дмитриева // Алтай библиотечный. - Барнаул, 2010. - Вып. 6. - С. 36-40.
  7. Дрешер,     Ю.П.     О     повышении     квалификации     и     переподготовке     кадров / Ю. П. Дрешер //Библиотековедение. -1996. - № 3. - С. 86-93.
  8. Ежова, Л. Инновационные методы кадровой политики: технология разработки и реализации управления, развития и мотивации персонала / Л. Ежова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 1. - С . 64-84.
  9. Корниенко, В. А. Система повышения квалификации в помощь самообразованию персонала / В. А. Корниенко // Научные и технические библиотеки. - 2008.- № 7. - С. 72-80.
  10. Кузнецова, Т. Я. Вызовы нового времени и кадровая ситуация в библиотечном деле: возможные пути решения кадровых проблем отрасли  : доклады на XII Ежегодной сессии Конференции РБА Брянск, 14-19 мая 2007 г. [Электронный ресурс] / Т. Я. Кузнецова. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.rba.ru/or/comitet/09/publ.html.
  11. Кузнецова, Т. Я. Новые модели непрерывного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации. Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), Москва, Россия
  12. Куминова, Л. А. Новые формы в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов в условиях информатизации библиотек [Электронный ресурс] / Л. А. Куминова. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.altgaki.org/index.php?option=com_content&view=article&id=245:2010-02-01-17-28-45&catid=123:2010-01-30-02-31-56&Itemid=190.
  13. Мазурицкий, А. М.  Государственная политика развития библиотечного дела в Российской Федерации и подготовка библиотечных кадров [Электронный ресурс]  / А. М. Мазурицкий. – Электрон.дан. – Режим доступа: www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/. 
  14. Методическая помощь библиотекам среднего профессионального образования / М. В. Филатова // Юношеские б-ки России: инф. вестник. Вып 3. – № 42. – С. 7-11.
  15. Мобильность и стабильность библиотечных кадров / Л. К. Голубев и др.. // Библиотечная профессиология. Проблемы становления и развития: сб. науч. трудов / Министерство культуры России, СПб.гос. ин-т культуры. - СПб., 1992. - С. 48 - 57 .
  16. Оруджева, Е. И. Формы и методы обучения персонала [Электронный ресурс]  / Е. И. Оруджева. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik13-16.htm.
  17. Отчет краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайская краевая универсальная научная библиотека  им. В.Я. Шишкова» за 2011 год.
  18. Сударикова,  Е. П. Подготовка библиотечных кадров в 21 веке. [Электронный ресурс] / Е. П. Сударикова, Л. В. Трапезникова. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec6/Doc3.HTML.
  19. Сукиасян, Э. Р. Повышение квалификации сотрудников библиотеки: практические советы руководителю / Э.Р. Сукиасян. – М.: ГПНТБ России, 2008. – 74 с.
  20. Сукиасян, Э .Р. Повышение квалификации в библиотеках. Проблемы и пути их решения [Эле<span class="St

Информация о работе Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты