Повышения эффективности принимаемых управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно определяет направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества. Проблема принятия управленческих решений занимает одно из центральных мест в работе организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Сущность управленческих решений 5
1.2. Характеристика стилей и методов принятия решений 7
РАЗДЕЛ 2. СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ С УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ
РЕШЕНИЯМИ В МУП "ФЛОКС"
2.1. Краткая характеристика предприятия 12
2.2. Исследование стиля и методов принятия решений в МУП "ФЛОКС"
12
2.3. Анализ качества принятых управленческих решений 16
РАЗДЕЛ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1. Анализ ситуации и постановка цели 23
3.2. Мероприятия по совершенствованию процесса разработки и принятия решений руководителями МУП "ФЛОКС"
25
3.3. Использование системного подхода к процессу разработки и принятия управленческих решений
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

текст работы.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)



 


СОДЕРЖАНИЕ

введение

3

Раздел 1. разработка и принятие управленческих решений: теоретический аспект

 

1.1.

Сущность управленческих решений

5

1.2.

Характеристика стилей и методов принятия решений

7

РАЗДЕЛ 2. состояние работы с управленческими

решениями В МУП "ФЛОКС"

 

2.1.

Краткая характеристика предприятия

12

2.2.

Исследование стиля и методов принятия решений в МУП "ФЛОКС"

 

12

2.3.

Анализ качества принятых управленческих решений

16

РАЗДЕЛ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

3.1.

Анализ ситуации и  постановка цели

23

3.2.

Мероприятия по совершенствованию процесса разработки и принятия решений руководителями МУП "ФЛОКС"

 

25

3.3.

Использование системного подхода к процессу разработки и  принятия управленческих решений

 

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

33

ПРИЛОЖЕНИЯ

35


 

 

Введение

Управленческое решение  представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно определяет направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества. Проблема принятия управленческих решений занимает одно из центральных мест в работе организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты1 по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.

Управленческое решение  зависит от многих факторов: от положения  дел в управляемой сфере, от состояния  трудового коллектива, от кадрового  обеспечения и т.д. Кроме того, управление предъявляет особые требования к личностным качествам руководителя, к его умственным способностям, к его умениям прогнозировать и анализировать складывающиеся управленческие ситуации. Еще одним важным аспектом принятия управленческого решения является получение и использование информации в ситуациях общения.

Стиль управления или  руководства — важнейший фактор в менеджменте предприятия, в организационном поведении. Изучение стиля принятия решения руководителем должно проводиться на систематической основе, с последующей корректировкой действий трудового коллектива, поскольку правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее эффективно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие организации уделяют этому вопросу существенное внимание.

Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют росту производительности труда, развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.2

Целью работы является исследование стиля и методов принятия решений как факторов, влияющих на эффективность процесса подготовки и принятия управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы современных подходов к стилям и методам принятия управленческих решений;

- проанализировать стили, методы и особенности принятия управленческих решений в МУП "ФЛОКС";

- рассмотреть основные критерии  качества управленческих решений  и оценить принимаемые в МУП "ФЛОКС" управленческие решения по этим критериям;

- разработать мероприятия по эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений на предприятии.

Объект исследования - МУП "ФЛОКС" г.о. Балашиха Московской области.

В качестве предмета исследования рассмотрены стили, методы и особенности разработки и принятия управленческих решений на предприятии.

Исследование проведено на основании аналитического, эмпирического и опросного методов, путем сбора и анализа мнений членов трудового коллектива МУП "ФЛОКС".

 

РАЗДЕЛ 1. разработка и принятие управленческих

решений: теоретический аспект

1.1. Сущность управленческих решений

Одним из показателей деятельности руководителя является его способность принимать правильные управленческие решения.

Принятие решений в  организации характеризуется как процесс определения и решения проблем. В большинстве источников выделяется две ключевые стадии в процессе принятия решений в организации (см. рис.1.).

Рис. 1. Стадии процесса принятия решения

На уровне определения проблемы отслеживается информация об условиях внешней обстановки и самой организации с целью определить уровни эффективности и выявить причину недостатков.

На уровне решения проблемы рассматриваются альтернативные варианты действий, затем выбирается и внедряется один вариант.

В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. В отечественной и зарубежной литературе предприняты многочисленные попытки классификации управленческих решений по различным основаниям, признакам, критериям.3 Известны классификации Ю.А. Тихомирова, В.С. Юкаевой, В.В. Ременникова, О.Т. Лебедева и А.Р. Каньковского, Э.А. Смирнова.4 Существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1. - Виды управленческих решений и их классификация5

КЛАССИФИКАЦИЯ

1. По роли в достижении цели организации

Стратегические, тактические

2. По временному горизонту

Прогнозные, плановые, оперативные

3. По определенности результата

Вероятностные, детерминированные

4. По степени предписанности

Директивные, рекомендательные, ориентирующие

5. По периоду действия

Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные

6. По функциональному содержанию

Организующие, координирующие, активизирующие, регулирующие, контролирующие

7. По широте охвата

Выборочные, систематические, сплошные

8. По объектам

Производственные, финансовые, кадровые и т.п.

9. По способу принятия

Единоличные, совместные, консультативные, парламентские

10. По степени универсальности

Общие, специальные

11. По предопределенности

Запрограммированные, незапрограммированные

12. По степени альтернативности

Безальтернативные, бинарные, многовариантные, инновационные

13. По способу выработки

Интуитивные, адаптационные, аналитические (рациональные)

14. По последствиям

Рисковые, безрисковые

15. По характеру

Творческие, стандартные

16 По вовлечению работников в процесс разработки и принятия решений

Единоличные, коллегиальные, коллективные


Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т. д.

Под управленческим решением понимают выбор альтернативы — акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

1.2. Характеристика  стилей и методов принятия решений

Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется определенной совокупностью индивидуальных качеств руководителя, отражающих особенность его подходов к получению новой информации, наличием склонности получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; характеристик мышления, склонности вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.

Как показывают современные исследования6, можно представить некую усредненную совокупность этих характеристик и это отражено на рис. 2.

Рис. 2. Диаграмма «Качества руководителя, определяющие стиль принятия решений»

По мнению К.А. Абульхановой-Славской7, оказываясь в той или иной типичной ситуации общения, личность вынуждена занять определенную позицию, так или иначе самоопределяться, выбирать средства и принимать решение.

Как бы ни было обусловлено поведение  людей в конкретных обстоятельствах социально-культурными нормами, они остаются уникальными живыми существами. Поэтому помимо конвенциональных отношений, заданных социальной ролью, существует система межличностных отношений, характер которых в каждом конкретном случае зависит от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. Конвенциональные роли стандартизированы и безличны.

Что касается информации, то некоторым людям, чтобы принять  решение, нужно осмыслить как можно больше фактов. Эти «максималисты» не успокоятся, пока не убедятся, что нашли наилучший вариант. Но тщательно продуманное решение порой обходится довольно дорого: за него приходится платить упущенным временем. Кому-то из руководителей достаточно основных фактов (Герберт Саймон, сторонник теории экономического бихевиоризма, придумал для таких людей термин «удовлетворенцы»). Получив удовлетворительный, с их точки зрения, объем информации, они готовы действовать.

Что касается дальнейших действий, то и тут руководители делятся на две группы. Представители первой сосредоточиваются на единственном направлении и бьют в одну точку, второй - находят множество возможностей и умудряются следовать сразу несколькими курсами (это категория «многостаночников»). Первые всю энергию направляют на то, чтобы все вышло точно так, как они задумали; вторые - на то, чтобы подстроиться под обстоятельства.

Исходя из этих двух параметров, выделяется четыре базовых стиля принятия решений:

  • решительный (мало информации, одно направление действий);
  • гибкий (мало информации, много направлений);
  • иерархический (много информации, одно направление);
  • комплексный (много данных, много направлений).

Таблица 1.2. - Стили принятий решений

Решительный стиль

Они ценят действие, скорость, эффективность, последовательность. Выработав план действий, они уже от него не отклоняются. В других больше всего уважают честность, четкость, лояльность и, особенно, краткость. Очень дорожат временем.

Гибкий стиль

Для них также важна скорость, но еще больше - умение адаптироваться.

Иерархический стиль

Люди этого стиля не торопятся  выносить суждение. Они изучают большой  объем информации и от других ждут того же, но с готовностью подвергают критике чужие взгляды и решения. С точки зрения «иерархического» руководителя решения должны выдерживать проверку временем.

Комплексный стиль

Эти руководители не ищут единственное оптимальное решение. Любые факты они стремятся рассматривать в связи с другими фактами, принимая во внимание множество деталей. В результате их решения предполагают действия на нескольких направлениях. Чужой вклад приветствуется: такие руководители любят рассматривать всевозможные идеи и точки зрения, даже противоречащие их собственным. Принятие решения для них не событие, а процесс.


Известно, что влияние индивидуальных качеств на процессы принятия решений  имеет две важные закономерности

Во-первых, индивидуальные качества людей в значительно большей степени влияют на процесс, чем на результат принятия решения. Конечно, нельзя отрицать, что существует общая зависимость между уровнем развития отдельных психических процессов человека (прежде всего, когнитивных) и качеством его решений. Однако эта зависимость носит именно общий характер и часто искажается под влиянием других факторов. Во-вторых, все индивидуальные качества людей реально взаимосвязаны и неотделимы одно от другого. Поэтому результаты и способы принятия решений зависят скорее не от отдельных качеств личности или их простой «суммы», а от того, как они сочетаются, образуя новые, более сложные качества, т.е. от целостных комплексов или системы качеств.

Информация о работе Повышения эффективности принимаемых управленческих решений