Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:33, курсовая работа
Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно определяет направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества. Проблема принятия управленческих решений занимает одно из центральных мест в работе организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Сущность управленческих решений 5
1.2. Характеристика стилей и методов принятия решений 7
РАЗДЕЛ 2. СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ С УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ
РЕШЕНИЯМИ В МУП "ФЛОКС"
2.1. Краткая характеристика предприятия 12
2.2. Исследование стиля и методов принятия решений в МУП "ФЛОКС"
12
2.3. Анализ качества принятых управленческих решений 16
РАЗДЕЛ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1. Анализ ситуации и постановка цели 23
3.2. Мероприятия по совершенствованию процесса разработки и принятия решений руководителями МУП "ФЛОКС"
25
3.3. Использование системного подхода к процессу разработки и принятия управленческих решений
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
В настоящее время разработано большое число классификаций стилей принятия решений. Наиболее известная среди них состоит в выделении пяти типов решений в зависимости от соотношения усилий ЛПР на двух основных фазах или стадиях принятия решения — стадии генерации и разработки альтернатив (А) и стадии их критического анализа, оценивания и контроля (К). В связи с этим различают:
Инертный стиль. Этот стиль имеет своеобразную формулу А и К, т.е. вторая стадия по затратам усилий ЛПР значительно преобладает по сравнению с первой.
Осторожный стиль (А < К). Этот стиль принятия решений представляет собой более мягкий вариант инертного стиля, поскольку выигрывают по сравнению с ним за счет более ровного баланса усилий на двух указанных выше стадиях решения проблемы.
Уравновешенный стиль (А = К). Он характеризуется примерно одинаковым распределением сил, внимания и активности ЛПР на всех стадиях принятия решений. Считается, что подобный стиль позволяет вырабатывать наиболее удачные и обоснованные решения.
Рискованный стиль (А > К). Этот стиль характеризуются более заметной активностью ЛПР на фазе генерации альтернатив по сравнению с фазой их критики и контроля. В этом случае ЛПР быстрее и легче придумывает, предлагает различные варианты, идеи, чем обдумывает их, т.е. проводит анализ и «взвешивание».
Импульсивный стиль (А >> К) характеризуется тем, что стадия генерации альтернатив существенно «превосходит» фазу их критического анализа и контроля
Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
Большинство методов разработки и принятия управленческих решений имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании многолетних исследований ряда российских и зарубежных авторов и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения процесса знакомства с ними, их изучения, а также для удобства их практического применения. В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.
В принципе, управленческие решения принимаются каждым руководителем ежедневно, независимо от того, знает ли руководитель их способы и методы, но принимаемые решения будут наиболее оптимальными, если они опираются на современные теоретические рекомендации. Ведь от того, к какому решению вы придете, зависит успех развития государственного учреждения и достижение поставленных целей организации.
Особенно важно правильно и быстро принимать решения, когда любая отсрочка для длительных раздумий и совещаний становится непозволительной. Время начинает давить, заставляя делать поспешные выводы или полагаться исключительно на интуицию.
Раздел 2. состояние работы с управленческими
решениями В МУП "ФЛОКС"
МУП "ФЛОКС" представляет собой муниципальное унитарное предприятие, основным видом деятельности которого является выращивание растений для озеленения территории городского округа Балашиха. Структура предприятия представлена четырьмя цехами, имеется тепличное хозяйство, вспомогательное и обслуживающее производство. Штатная численность работников - 245 чел. Из них к числу работников аппарата управления (руководители и специалисты) относятся 38 чел. В весенне-летний период численность работников увеличивается до 400 чел. за счет сезонных работников бригад по озеленению.
Основными направлениями производственной деятельности являются: выращивание кустарников и деревьев, как декоративных, так и плодово-ягодных; выращивание цветов и декоративных растений для озеленения придомовых и др. территорий, создания цветников и клумб. Предприятие работает в тесном контакте с Администрацией г.о. Балашиха, выполняя муниципальные заказы по организации благоустройства и озеленения территории округа, а также реализуя свою продукцию различным потребителям через магазин, входящий в структуру предприятия. Организационная структура управления МУП "ФЛОКС" представлена на рис.3.
МУП "ФЛОКС" организует свою деятельность, руководствуясь уставом и действующим законодательством.
2.2. Исследование стиля и методов принятия решений в МУП «ФЛОКС»
В МУП «ФЛОКС» есть цех декоративного цветоводства, цех растениеводства и цех механизации. Каждым из этих подразделений руководит начальник, который курирует подчиненных и координирует их работу. Для того чтобы выявить особенности принятия управленческого решения начальниками указанных цехов, решено провести с руководителями и сотрудниками этих подразделений анкетирование.
Результаты помогут понять характер человека, его способность к действиям и отношение к людям, выявить стиль принятия управленческих решений и наиболее часто употребляемый метод разработки управленческого решения.8 Также необходимо оценить качество управленческих решений по различным критериям и выявить причины, влияющие на качество управленческих решений. Анализ полученных ответов позволяет сделать следующие выводы:
1. Для анализа была рассмотрена деятельность начальников трех цехов МУП «ФЛОКС». В данных цехах работает примерно одинаковое количество людей, руководители отделов – мужчины в возрасте от 32 до 42 лет, имеют высшее образование, их стаж работы в должности начальника цеха составляет от 4 до 8 лет. Одним из видов деятельности сотрудников цехов является введение результатов деятельности соответствующего цеха в общую базу данных по предприятию с использованием программы 1C «Предприятие».
2. В рамках исследования было проведено анкетирование, состоящее из 27 утверждений (вопросы анкеты и методику обоснования результатов см. прил. 1). Помимо анкетирования, начальникам цехов были заданы дополнительно следующие вопросы:
- доверяете ли Вы своим подчиненным самостоятельное решение возникших проблем? Почему?
- приветствуете ли
Вы инициативу своих
- часто ли Вы пользуетесь
мнением подчиненных при
- Вы принимаете решения единолично, или опираясь на мнение большинства? Почему?
- Вы считаете, что ответственность за результаты деятельности цеха несет только его руководитель?
- Вы считаете, что ответственность за результаты деятельности цеха несет каждый его сотрудник?
- При разработке и принятии управленческого
решения Вы чаще пользуетесь ______________________________
По результатам анкетирования (вопросы представлены в приложении 1), как самих руководителей, так и сотрудников соответствующих цехов были получены следующие результаты – см. табл. 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1. - Результаты анкетирования
Цех |
Количество сотрудников |
Руководитель |
Доминирующие стили руководства |
Декоративного цветоводства |
38 чел. |
Потапов С.А. – 32 года, образование высшее, стаж работы в должности – 4 года |
Либеральный (попустительский) |
Растениеводства |
41 чел. |
Вершинин Ю.И. – 38 лет, образование высшее, стаж работы в должности – 7 лет |
Авторитарный (директивный) |
Механизации |
36 чел |
Васильев П.В. – 42 года, образование высшее, стаж работы в должности – 8 лет |
Демократический (коллегиальный) |
Таблица 2.2. - Профессионально важные качества руководителей
Качества |
Потапов С.А. |
Вершинин Ю.И. |
Васильев П.В. |
Стиль руководства |
либеральный |
авторитарный |
демократический |
Профессиональные характеристики |
(1-1-П) |
(Д-1-1) |
(1-К-1) |
Профессиональная компетентность |
средняя |
высокая |
высокая |
Организаторские качества |
низкие |
средние |
средние |
Воспитание коллектива |
низкое |
низкое |
высокое |
Морально-психологические (общение) |
среднее, ближе к низкому |
низкое |
высокое |
Стили разработки решений с учетом альтернатив (А) и контроля (К) |
рискованный стиль (А > К) |
осторожный стиль (А < К) |
уравновешенный стиль (А = К) |
Стили принятия решений |
гибкий |
решительный |
комплексный |
Наиболее часто используемые методы при решении сложных проблем |
Математическое моделирование: имитационное моделирование, графоаналитические методы |
Математическое моделирование: метод аналогий, экспертиза, линейное программирование |
Творческий подход: мозговой штурм, |
3. На рис. 4 представлено соотношение использования начальниками цехов уровня коллегиальности в процессе разработки и принятия управленческого решения. Видно, что Вершинин склонен принимать решения единолично, Потапов и Васильев используют некоторую коллегиальность, но в разной степени.
2.3. Анализ качества принятых управленческих решений
В роли критериев качества управленческих решений рассмотрим критерии, проведенные в учебном пособии Шишковой Г.А. и Козлова А.В. Управленческие решения : учеб. пособие. – М., РГГУ, 2009.
Вопрос о критериях качества управленческих решений часто связывается с особенностями и спецификой управленческого труда. Если рассматривать управленческий труд как сумму решенных управленческих ситуаций, а качество решений – как определяющий критерий эффективности этого труда, то критерием качества решений будет их практическое внедрение.
В связи с этим в практике деятельности предприятий применяется показатель, косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через число выполненных решений и рассчитываемый по формуле
Где Кк – коэффициент качества управленческих решений в %;
Рп – число принятых управленческих решений;
Рв – число выполненных управленческих решений;
Рн – число выполненных некачественных решений.
Данный показатель по существу характеризует качество управления в процентах, хотя и с определенной долей неточности.9
Применим эту методику для определения качества управления в рассматриваемых цехах за период с 10.01.13 г. по 11.02.13 г.:
А) Цех декоративного цветоводства. Начальник цеха Потапов С.А.
Б) Цех растениеводства. Начальник цеха Вершинин Ю.И.
В) Цех механизации. Начальник цеха Васильев П.В.
Из приведенных расчетов видно, что наибольшего качества в разработке и реализации управленческих решений достигает Потапов С.А.
Для примера рассмотрим следующую ситуацию:
Руководителям цехов предстоит принять управленческое решение, связанное с повышением качества и скорости выполнения сотрудниками некоторой работы. Решить проблему можно несколькими способами: путем выявления резервов времени; разработки методов увеличения производительности труда; совершенствованием технологического процесса и пр.
1. вариант принятия управленческого решения
Начальник цеха декоративного цветоводства Потапов С.А., проанализировав ситуацию, использует один из экономико-математических методов принятия УР - метод таблицы решений, так, как считает, что владеет достаточной информацией о производительности и особенностях работы каждого исполнителя. Используя хронометраж, он определяет затраты времени на техническое обслуживание транспортеров своими подчиненными и решает, что можно оптимизировать скорость и качество работ путем перераспределения обязанностей трех работников цеха.
Таблица 2.3. - Затраты времени на техническое обслуживание транспортеров, (час)
Работники отдела |
Вид работы | ||
Выявление проблемы (А) |
Ремонт (Б) |
Наладка (В) | |
Карпов А. |
2,1 |
7 |
2 |
Бурков В. |
2,5 |
6 |
3 |
Симонов Е. |
2,2 |
8 |
2,5 |
Информация о работе Повышения эффективности принимаемых управленческих решений