Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 14:31, курсовая работа
Целью курсовой работы – выявить повышение конкурентоспособности предприятия на основе качества продукции.
В задачи курсовой работы входит:
рассмотреть: актуальность обеспечения качества на предприятиях и в организациях, факторы конкурентоспособности предприятия, обеспечение качества как фактор конкурентоспособности предприятия;
определить миссию и цель ЗАО «Микояновский мясокомбинат»;
провести анализ внешней и внутренней среды;
разработать стратегию развития предприятия.
К факторам внешней среды могут быть отнесены:
1)
уровень государственного
2) система коммуникаций;
3)
организация входных
4)
факторы, определяющие потребление
продукции (емкость рынка, требования
потребителя к качеству
Факторы внутренней среды предприятия характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели:
1)технический уровень производства (состояние и уровень использования производственных мощностей);
2) технология;
3) организация производства и управления;
4) система формирования спроса и стимулирования и т.д.
Возможности воздействия предприятия на факторы окружающей среды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности предприятия относятся к сфере факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может с разной интенсивностью.
Серьезных капиталовложений и длительного времени окупаемости требуют изменения технико-технологических условий работы предприятия. Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.
Конкурентоспособность предприятия может оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как:
1)
способность к адаптации в
изменяющихся условиях
2) технология,
3)
разрешающая способность
4) знания и практический опыт персонала,
5) система управления,
6) маркетинговая политика,
7) имидж
8) коммуникации.
Речь идет о комплексе интеллектуальных, технико-технологических и организационно-экономических характеристик, определяющих успех предприятия на рынке.
Проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
1)сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
2)изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
3) активизации
деятельности по разработке и
внедрению системы менеджмента
качества продукции, отвечающих
требованиям международных
4)постепенном осознании российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.
Решение проблемы качества - неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.
Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов ТОМ (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Поэтому компания прежде всего должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.
В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.
Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно, необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.
Создание и практическое использование системы менеджмента качества продукции зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.
Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение средств и людей для осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества продукции.
При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять определению и развитию стержневой компетентности, то есть тому комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.
Формирование общей стратегии и комплекса функциональных стратегий компании предполагает не только разработку системы стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов общего стратегического мышления - скоординированного подхода к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений с ориентацией на них. Этого можно добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг людей, то есть формируя соответствующую организационную культуру.
Стратегия качества должна рассматриваться как одна из важнейших функциональных стратегий и разрабатываться в виде неотъемлемой части общей стратегии компании, поэтому руководство компании, принимая решение о разработке и внедрении стратегии качества, должно задумываться о формировании всего комплекса стратегических компонентов.
Система менеджмента качества продукции должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и гарантированное выявление и устранение недостатков процессов, которые влияют на ее качество, то есть обеспечивать наибольшую вероятность качественности выпускаемой продукции.
2.1. Характеристика компании
ЗАО «Микояновский
Название ЗАО «Микояновский мясокомбинат» восходит к 30-м годам XX века, когда было закончено строительство первых корпусов предприятия, которое получило название «Первый московский колбасный завод». В 1934 году заводу было присвоено имя Анастаса Ивановича Микояна, на тот момент первого Народного Комиссара снабжения СССР.
На данный момент «Микояновский мясокомбинат» является одним из самых узнаваемых брендов в России.
В 1998 году «Микоян» стал частью крупнейшего агропромышленного холдинга Москвы — «Эксима». В результате «Микоян» серьезно укрепил свои финансовые и кадровые позиции, предприятие получило новый импульс развития. Помощь и участие «Эксимы» переоценить трудно — она инвестировала в Микоян более четырехсот миллионов долларов, переоборудовала старые производственные линии и построило новые, повысила зарплаты, улучшила условия труда и отдыха работников. Стоит отметить что, более 85% оборудования мясокомбината было заменено.
В 2004 году «Микоян» произвел запуск масштабного и инновационного мясоперерабатывающего комбината «Евро ЭМ» (г. Москва). Предприятие оснащено новейшим технологическим, энергетическим, холодильным оборудованием, средствами контроля безопасности и управления, позволяющими обеспечить выработку продукции высочайшего качества. Это действительно первый инновационный проект в Российской мясоперерабатывающей отрасти, общая стоимость которого составила почти 2 миллиарда рублей. Опыт развитых стран показал, что именно генетическая работа в первую очередь определяет конечное качество сырья используемого в мясопереработке. Поэтому в 2005 году, компания «Эксима» совместно с «Микояновским мясокомбинатом» начали строительство первого в России генетического центра в сфере свиноводства в Орловской области. В 2007 году было завезено 3300 чистопородных животных генетики фирмы Хайпор. На сегодняшний день «Микояновский мясокомбинат» использует сырье самого высокого качества для производства мясной продукции.
Мощности и современные технологии позволяют мясному гиганту производить более 400 тонн продукции в сутки. Ассортимент предлагаемого рынку товара на сегодняшний день составляет 250 наименований колбас и деликатесов, а также почти 40 наименований мясных и мясорастительных консервов.
Среди товаров, производимых предприятием, встречаются всенародно известные марки (бренды) колбасы, рецепты которых были разработаны на «Микояновском мясокомбинате»: «Докторская», «Любительская», «Чайная», «Брауншвейгская» и т.д.
На Микояновском мясокомбинате трудится почти 3000 москвичей и жителей Подмосковья. На предприятии огромное значение придают обучению и продвижению молодых кадров.
На сегодняшний день Микояновский мясокомбинат является бесcпорным лидером отечественной мясоперерабатывающей промышленности, не имея себе равных по конкурентно способности продукции на рынке, темпам модернизации производственной базы и эффективности капиталовложений. 80 миллионов Россиян покупают продукцию Микояна. Доля Микояна на московском рынке — 20%. Комбинат является официальным, эксклюзивным и бессменным поставщиком мясных продуктов в учреждения государственной власти, московские больницы, на комбинаты школьного и дошкольного питания; обеспечивает мясными продуктами армию РФ.
По
результатам независимого
Таким образом, ЗАО «Микояновский мясокомбинат» - одно из старейших предприятий в отрасли. Ведет свою деятельность начиная с 1934 года.
2.2.
Формулирование миссии
Миссия организации – это основная цель существования фирмы на рынке. Миссия — это определение того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия должна раскрывать смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом.
В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
• целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;
• философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.
Эти характеристики формируют имидж организации, ее организационную культуру и способность к выживанию в конкурентной среде.
Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брэндовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй - расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
1. Цель функционирования организации,
2. Область деятельности организации,
3. Философия организации,
4. Методы достижения поставленных целей,
5. Методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления.
Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений.
Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях.
В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.
Информация о работе Повышения конкурентоспособности предприятия