Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа
Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения программно-целевого подхода 4
1.1. Понятие программно-целевого подхода и метода 4
1.2. Основные элементы содержания программно-целевого подхода 12
Глава 2. Практические проекты программно-целевого управления и планирования 26
2.1 Методологические основы регионального программирования. 26
2.2 Критический анализ содержания региональной программы по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы. 38
Библиографический список 47
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения программно-целевого подхода 4
1.1. Понятие программно-целевого подхода и метода 4
1.2. Основные
элементы содержания
Глава 2. Практические проекты программно-целевого управления и планирования 26
2.1 Методологические
основы регионального
2.2 Критический
анализ содержания
Библиографический список 47
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в российской практике финансовые, трудовые и материальные ресурсы, направляемые на развитие регионов, используются бессистемно. Современное социально-экономическое развитие региона и призвано сбалансировать разнонаправленные и зачастую противоположные интересы хозяйствующих субъектов. Система подобного уровня сложности особенно нуждается в специальной целенаправленной управленческой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие региона.
Одним из действенных инструментов управления социально-экономическим развитием территорий в зарубежной и отечественной практике является программно-целевой подход, опирающийся на методологию системного анализа и планирования.
Программно-целевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. Ключевой идеей программно-целевого метода выступает матрица «цель - средство» - иерархическая структура строго сформулированных целей - программных элементов, каждый из которых служит ступенью и средством решения проблемы.
Целевая программа, в отличие
от плана действий, обладает свойствами
самоорганизации и
Теоретическим основам программно-целевого
управления социально-экономическими
системами посвящено
Анализ публикаций свидетельствует
также о терминологическом
На наш взгляд, необходим
критический анализ имеющегося теоретического
задела, в результате которого может
быть уточнена и дополнена содержательная
интерпретация программно-
Важен сделанный ими акцент на то, что если вначале программно-целевое управление рассматривалось как временное и динамичное структурное решение, то практика показала потребность в использовании специального организационного механизма, который нуждается в создании постоянных подразделений аппарата управления.
Говоря о перспективах развития управленческих структур "на базе программ" авторы монографии "Теория управления системами" Р.Джонсон, Ф.Каст, Дж. Розенцвейг в свое время отмечали, что проектный или программный тип организации, создаваемой для выполнения определенных задач, будет основным типом организации будущего.2
Заметим, что императив, определяющий
необходимость трансформации
Е.В.Руднева обоснованно указывает на то, что характерной чертой управления разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО явилась "концентрация ресурсов и централизация полномочий путем создания специального органа (комиссии ГОЭЛРО при ВСНХ), наделенного правами по координации других организаций, привлечению нужных специалистов, информации, научных материалов, обеспечению целевого финансирования работ по подготовке проекта плана".3
Важно обратить внимание на
то, что использование программно-
Заметим, что выделение организационной структуры как неотъемлемого атрибута программно-целевого управления, не является обязательным для всех авторов. Так, например, А.Д.Самохин ограничивает такое управление только постановкой целей (главных задач) и определением путей к ним.4
Фрагментарность в трактовке системы программно-целевого управления присуща и другим исследователям. Она реализуется посредством характеристики одного из ее компонентов - методов. К ним, например, относят методы:
- оценки и выбора проблем, для решения которых будут разрабатываться программы;
- формирования и оптимизации программ;
- определения ресурсов
и распределения их между
- организации системы
управления" программой и обеспечения
организационного
- координации и контроля по программам.
Нетрудно заметить, что сами методы здесь не названы, определены лишь этапы и соответствующие им виды деятельности, значимые для осуществления названного управления.
Столь же неконкретными являются
представления о методах
М.Ю.Кривошеева характеризует программно-целевой метод как метод выделения основных целей и задач государственного, экономического, социального, экологического и культурного, территориального развития, разработки взаимосогласованных мероприятий по их реализации в установленные сроки.6
Нетрудно заметить и другие недостатки в приведенных положениях. Так, Ю.Н. Казанский ограничивает инструментарий (методы) управления только фазой реализации программ, оставляя организационно не обеспеченными другие функции управления (планирование, координация, контроль). Напротив, для М.Ю.Кривошеевой названные методы используются только на этапе разработки программ. Иными словами, в обоих случаях вне поля зрения остается весь управленческий цикл.
Особой позиции в трактовке программно-целевого управления придерживаются Б.А.Райзберг, Е.П.Голубков, Л.С.Пекарский. По их мнению, это понятие следует рассматривать в широком и узком смыслах.
Программно-целевое управление в широком смысле они рассматривают как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления (план, целевая комплексная программа, оргструктура и др.) определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа. При анализе "широкой" трактовки следует отметить попытку авторов дать состав основных атрибутов программно-целевого управления (план, программа, структура). В то же время ей присуща известная абстрактность, поскольку неясно кто выступает в качестве субъекта управления, каковы объект и специфика организационного воздействия.7
"Узкая" версия фиксирует
лишь внешний уровень
Попытку выявления необходимого
и достаточного состава компонентов
программно-целевого управления предпринимают
исследователи, обращаясь к американской
практике формировании и функционирования
системы "планирование-
Ю.В.Катасонов рассматривает ее, как механизм планирования, распределения ресурсов и контроля деятельности.
Важен сделанный им вывод о том, что с принятием системы ППБ оценка ожидаемой и фактической эффективности деятельности правительственных ведомств США по критерию сравнения затрат и результатов была поставлена на систематическую основу.
Таким образом, к элементам программно-целевого управления он обоснованно добавляет контроль, используемый во вполне определенной форме.
Ряд авторов раскрывают природу программно-целевого управления посредством идентификации подхода, реализуемого при осуществлении такого управления. Одна из наиболее известных трактовок программно-целевого подхода принадлежит болгарским ученым Н.Стефанову, К.Симеонову, К.Костеву, С.Качаунову, по мнению которых, он базируется на использовании целевого, программного, системного и комплексного подходов.8
В послесловии к их книге С.Р.Микулинский и Х.Г.Попов связывают необходимость целевого подхода с усилением значения целевой стадии, программного - с появлением особых проблем межотраслевого и межрегионального плана, системного и комплексного - с обеспечением организационной полноты и целостности в условиях действия факторов разного уровня и природы (экономических, социальных, организационных).
Заметим, что идею целевого подхода в том виде, в котором она наиболее широко описывается в научной литературе, сформулировал известный теоретик П.Друкер в монографии "Практика управления", вышедшей в 1954 г.. На практике эта идея была реализована в системе целевого управления ("management by objectives" -MBO).9
Идея синтеза подходов,
реализуемых в программно-
На наш взгляд, широта охвата основы программно-целевого управления, предложенная автором, не является методологически корректной, поскольку нарушена субординация названных подходов. Полагаем, что единство элементов и функций системы управления обеспечивает системный подход. Структурный и функциональный подходы имеют отношение к решению других задач, например, обоснованию необходимого и достаточного состава элементов структуры управления, инвариантного и особенного (применительно к конкретному объекту) содержания его функций и др. Иными словами, они используются на другом уровне организации управления, нежели системный подход. Последний призван интегрировать не только структурные "блоки" и функции управления, но и обеспечивать целостность самой системы управления, в которой, структура и функции являются важными, но не единственными элементами.
На связь программно-целевого
подхода с комплексным и
Информация о работе Практические проекты программно-целевого управления и планирования