Практические проекты программно-целевого управления и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения программно-целевого подхода 4
1.1. Понятие программно-целевого подхода и метода 4
1.2. Основные элементы содержания программно-целевого подхода 12
Глава 2. Практические проекты программно-целевого управления и планирования 26
2.1 Методологические основы регионального программирования. 26
2.2 Критический анализ содержания региональной программы по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы. 38
Библиографический список 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 93.97 Кб (Скачать файл)

Поэтому рекомендуемые в  ходе реализации программы экономические  регуляторы должны быть предварительно оценены с точки зрения их совместимости  с уже действующими на конкретной территории экономическими регуляторами. В противном случае несовместимые  наборы экономических регуляторов  могут изменить цель и сферу применения предусмотренного в программе метода регулирования и привести к неожиданному для разработчиков программы  результату.

«Увязка рекомендуемого механизма  реализации программы и организационно-экономических  мер по стимулированию реализации программы  должна последовательно охватывать следующие этапы:

I — выбор приоритетных  проблем (целей), требующих программного  решения;

II — разработка методов  регулирования и стимулирования  выполнения целевой программы  (осуществляется под каждую проблему, цель или подцель);

III — оценка социально-экономических  последствий нарушения сроков  реализации целевой программы  (в соответствии с разработанным  под данную программу «деревом»  целей);

IV — оценка результатов  решения проблем в предусмотренные  программой сроки (с учетом  оценки «недополученного» в срок  эффекта от решения проблемы).

Из этого следует, что  кроме увязки целей, сроков, объемов  финансирования, мероприятий и организационных  мер на каждом этапе реализации целевой  комплексной программы, целесообразно  под каждую цель, подцель и задачу предложить конкретный административный или экономический регулятор, который  стимулирует реализацию того или  иного задания. В противном случае невыполнение какой-либо цели или подцели  ставит под сомнение достижение намеченного  эффекта. В результате от одного этапа  реализации программы к другому  будет нарастать показатель упущенной  выгоды, что в конечном итоге повлияет на сроки выполнения программы. Игнорирование этого фактора (наряду с недофинансированием принятых программ) дискредитирует программный метод.

Другой причиной нарушения  сроков реализации программ является нехватка финансирования. Опыт разработки и реализации целевых программ свидетельствует, что ни одна официально принятая программа  никогда не финансировалась в  объеме, первоначально предусмотренном  соответствующими законодательными и  правительственными документами.

 

2.2 Критический анализ содержания региональной программы по формированию здорового образа жизни у жителей  Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы.

 

Работа физкультурных  организаций строится в соответствии с вышеизложенными принципами и  методами строится работа физкультурных  организаций. Непрерывность физкультурно-оздоровительной  и спортивно-массовой работы требует  столь же непрерывного планирования. Это означает, что планирование носит  не эпизодический, а постоянный характер.       Ведётся разработка не одного, а нескольких планов, рассчитанных нa разные сроки: долгосрочные, среднесрочные и годовые. 
           Главной формой планирования является четырехлетний план с распределением заданий на каждый год. При его разработке берут за основу перспективные программы, составленные на олимпийский цикл, Олимпийским Комитетом России и Федеральным агентством по физической культуре. Годовые планы составляются ежегодно на основе заданий и нормативов. 
           Непрерывность планирования, отражающего динамику экономического и социального развития страны, стабильность плановых заданий и нормативов, позволяет видеть перспективы роста и заинтересованность коллективов в мобилизации внутренних резервов. 
        Четырехлетние годовые планы олимпийским комитетом России (ОКР) и Федеральным агентством по физической культуры и спорту составляются при активном участии Комитетов по физической культуре и спорту субъектов Российской Федерации, коллективов физкультурных и спортивных организаций. При разработке таких планов определяются общие задания по развитию массового физкультурно-оздоровительного движения, отдельных видов спорта, но созданию крупных спортивных баз и др. 
        При разработке долгосрочного плана используют данные научного прогнозирования. Прогноз - это научное предвидение наиболее вероятных и важнейших направлений развития физической культуры и спорта, отдельных его видов, спортивно-мaccoвoй работы. Одно из назначений прогнозирования в сфере физической культуры и спорта - определение перспективных изменений рациональных потребностей в физическом развитии и степени их удовлетворения. 
        Рациональные потребности в физических упражнениях или видах спорта - это такие потребности, которые могут быть удовлетворены при существующих в стране социально-экономических условиях в целях всестороннего развития личности. 
        Степень удовлетворения потребности в занятиях физическими упражнениями может быть ниже рационального уровня. Возникшее отставание является результатом недостаточно полного использования материальной базы и кадров, а также несовершенства организации системы физического воспитания.

 Потребности в занятиях спортом и физическими упражнениями, физкультурные и спортивные Интересы формируются не стихийно. На выбор вида спорта существенное влияние на человека оказывают уровень его развития в мире, стране, регионе, массовая пропаганда спортивных достижений, направленное формирование физкультурных и спортивных интересов населения.

Оперативное планирование физической культуры и спорта. В его задачи входит разработка конкретных плановых заданий на короткие сроки (квартал, месяц, неделя). Ценность оперативного планирования многократно возрастает при регулярном контроле за ходом выполнения плановых заданий.

В работе передовых физкультурных  организаций все большее распространение  получает практика принятия решений  в форме целевых комплексных  программ.

Целевая комплексная программа  развития физической культуры - это  директивный адресный документ, содержащий комплекс плановых заданий и программно-методических, организационно-воспитательных и социально-экономических  мероприятий по подъему массовости физической культуры и спорта, осуществление  которых обеспечивает эффективное  достижение поставленных целей в  установленные сроки. Целевые комплексные  программы, разрабатываемые в физкультурных  организациях, по содержанию подразделяются на следующие:

  1. комплексное развитие физической культуры, спорта и туризма;
  2. подготовка квалифицированных кадров, спортсменов;
  3. научные исследования по важнейшим проблемaм физической    культуры и спорта;
  4. физическое воспитание учащейся молодежи (например, студентов высших учебных заведений);
  5. совершенствование подготовки, подбор, расстановка и воспитание физкультурных кадров.25

        По объектам целевого программирования программ подразделяются на всероссийские территориально-ведомственные, ведомственные, республиканские, областные (краевые), городские, районные, трудового коллектива.

        По срокам действия целевые комплексные программы развития физической культуры и спорта могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными

        Целевая программа имеет четко выраженный целевой характер, то есть характеризуется определенными конечными целевыми результатами (показателями). Каждый вид программы содержит 3 части: аналитико-целевую, плановую, программно-целевые мероприятия.

        Аналитико-целевой раздел включает комплексную характеристику состояния физкультурно-оздоровительной или спортивной работы, анализ нерешенных проблем, цели и конкретные задачи дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта.

        В плановые задания входят основные показатели развития физической культуры (спорта), а также ряд других показателей, обеспечивающих их развитие.

        Программно-целевые мероприятия формируются на основе всестороннего комплексного анализа объекта программного управления. Обобщение опыта разработки и реализации целевых программ показывает, что для разработки целевой комплексной про граммы развития физической культуры (спорта) целесообразно использовать типовую унифицированную структуру, включающую следующие разделы:

 

  • общая характеристика исходного состояния физической культуры (спорта), удовлетворение потребностей в физической культуре (спорте) населения, цели и задачи дальнейшего развития физкультуры и спорта;
  • основные показатели развития физической культуры (спорта);
  • развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и молодежью;
  • физическое воспитание в организациях по месту жительства;
  • организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами;
  • физическая подготовка и спорт в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах.

Все разделы мероприятий  целевой программы необходимо составлять по единой унифицированной форме, предусматривающей: наименование мероприятий, величину нормативно-целевых  показателей на конечный год пятилетки, сроки начала и окончания выполнения мероприятий программы, ответственных  исполнителей по каждому мероприятию. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

 Внедрение программно-целевого метода планирования существенно повышает качество и эффективность управленческой деятельности физкультурных организаций.

Нaряду с общими планами физкультурные организации разрабатывают планы проведения спортивных соревнований, которые согласуются с общероссийским планом спортивных мероприятий и планом официальных международных и товарищеских встреч.

 Спорткомитеты республик краев и областей составляют и утверждают свои календарные планы спортивных мероприятий с учетом мероприятий, указанных в общероссийском календарном плане. По существующей традиции общероссийские соревнования по большинству видов спорта проводятся в одном году для команд спортивных обществ и физкультурно-спортивных организаций, а в другом для сборных команд. 
       Утвержденные до начала года спорткомитетами республик планы спортивных мероприятий направляются советам спортивных обществ, спорткомитетам краев, областей, республик. Эти планы должны предусматривать максимальное привлечение коллективов физической культуры к участию в спортивных соревнованиях, увеличение количества соревнований и матчевых встреч.

Разработка плановых показателей. Общий подход к разработке плановых показателей. Разработка плановых показателей  в коллективе физкультуры начинается с анализа существующего состояния  и выработки путей дальнейшего  развития физической культуры и спорта.

Для всестороннего анализа  состояния физкультурно-спортивной работы, например, в районе необходимы следующие документы и информация: 
1. прогноз и план социально-экономического развития; 
2. социально-демографический состав населения и его прогноз;  
3. статистический отчет коллектива физкультуры; 
4. данные социологических исследований о потребностях, интересах населения в занятиях физической культурой и бюджете свободного времени;

На основе этих данных формируются  цели и задачи на определённый период, разрабатывается развернутый план развития физической культуры и спорта, выделяются главные направления, например:

    • кадры по физической культуре и спорту;
    • платные услуги, оказываемые населению;
    • укрепление материально-спортивной базы.

Определение потребности  в кадрах. При определении потребности  в кадрах различают общую и  дополнительную потребность в них. Общая потребность представляет собой всю численность штатных  работников необходимых всем организациям, осуществляющим физическое воспитание и спортивную подготовку.

Общая потребность в учителях физкультуры общеобразовательных  школ, преподавателях физического воспитания высших и средних специальных  учебных заведений, профессионально-технических  училищ, а также детско-юношеских  спортивных школ определяется нормативным  методом на основе двух показателей: числа учебных (тренировочных) часов  занятий и установленной нормы  учебно-педагогической нагрузки, на штатную должность. Потребность в штатных работниках коллективов физкультуры, и спортивных клубов учреждений, ДСО, а также спортивных учреждений определяется штатно-номенклатурным методом на основе утвержденных штатных расписаний и других нормативных документов.

При разработке плана, наряду с общей, определяется дополнительная потребность в специалистах. Она включает в себя прирост количества должностей, частичную замену практиков специалистами и их естественное выбытие.

Дополнительная потребность  в специалистах исчисляется как  разница между количеством должностей, необходимых на конец планируемого года, и количеством должностей, числящихся на конец предыдущего  года.

Определение потребности  в кадрах проводится по однородным группам организаций, осуществляющих физическое воспитание: общеобразовательным  школам, высшим учебным заведениям, средним специальным учебным  заведениям, профессионально-техническим  училищам, спортивным школам, коллективам  физкультуры ДСО.

Укрепление материально-спортивной базы. Сбалансированность показателей  сети спортсооружений из числа занимающих физической культурой и спортом осуществляется по усреднённым нормам пропускной способности сооружений. Строительство спортсооружений обычно ведется за счет государственных средств. Однако, на практике нередко эти средства пополняются за счет других законных источников: частных капиталовложений, спонсорской и меценатской помощи, различных субсидий и др.

Объем финансирования капитального строительства и ремонта спортивных сооружений определяется на основе сметной  стоимости производимых работ. 

Объём финансирования всех видов текущих расходов определяется с учетом особенностей организации  и проводимой физкультурно-спортивной работы. Рекомендуется определять величину расходов в расчете на одного занимающегося  за прошлые 3-5 лет и на основе рассчитанных среднегодовых нормативов и планируемой  численности занимающихся рассчитывать общий объем финансовых затрат на планируемый период.

Планирование показателей  подготовки спортсменов разрядников  и мастеров спорта производится на основе научно-обоснованных нормативов, сопоставляемых с условиями, сложившимися в каждой конкретной организации. Анализ тренерами и руководителями состава  занимающихся по возрасту, срокам занятий  и спортивной квалификации позволяет  рассчитывать реальные показатели роста  спортивного мастерства.

План подготовки спортсменов-разрядников  и мастеров спорта в городе (районе) координируется городским (районным) спорткомитетом. 
 
Платные физкультурно-спортивные услуги, оказываемые населению. 
 
К ним относятся:

а) занятия в физкультурно-оздоровительных  группах и спортивных секциях  по видам спорта, работающих на самоокупаемости  за счет средств, поступающих от занимающихся.

Работающие на самоокупаемости  физкультурно-оздоровительные группы создаются советами ДСО или администрацией спортсооружений на предприятиях, в  учреждениях, учебных заведениях, по месту жительства населения, в оздоровительно-спортивных лагерях и других организациях; 
 
б) прокат населению спортивного инвентаря, осуществляемый спортивными сооружениями, коллективами физкультуры и другими предприятиями; 
 
в) доходы от продажи билетов населению на посещение спортивно-зрелищных мероприятий.

Информация о работе Практические проекты программно-целевого управления и планирования