Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа
Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения программно-целевого подхода 4
1.1. Понятие программно-целевого подхода и метода 4
1.2. Основные элементы содержания программно-целевого подхода 12
Глава 2. Практические проекты программно-целевого управления и планирования 26
2.1 Методологические основы регионального программирования. 26
2.2 Критический анализ содержания региональной программы по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы. 38
Библиографический список 47
3. Описание различных ресурсов: необходимые сведения о всех ресурсах, требуемых для достижения каждой из целей, и допустимые правила их использования. Поскольку речь идет о допустимом использовании, постольку явно или неявно задаются соответствующие ограничения.
4. Описание сроков. Оно
содержит нормативное время,
5. Описание функций управления:
правила распределения функций
по управлению процессом
6. Описание функций исполнения:
перечень описания всех таких
функций и их связей с целями,
представленными во втором
В рассмотренном общем
виде программы отражены все явления,
между которыми устанавливаются
взаимосвязи посредством
Целевые программы отличаются друг от друга по содержанию, которое образуют включаемые в них специфические элементы и в соответствии с этим подразделяются на несколько общих видов: общегосударственные, межгосударственные, региональные, межотраслевые и т. д. Все это хорошо описано в сочинениях, обобщающих опыт программно-целевого планирования и управления.
Очевидно, что и процессы разработки программ отличаются друг от друга в зависимости от их вида и используемой информации. Выявление видов подобных процессов представляет собой конкретизацию изложенных выше представлений о программных исследованиях. Его можно осуществить на соответствующем основании, которое вводится нами теперь для решения этой задачи.
Выделение видов программных исследований связывалось с версиями программно-целевого подхода. В конкретизации этого общего принципа выделяются два взаимосвязанных аспекта, отвечающие концептуальным моделям и математическим средствам в составе названных версий.
Обращаясь к первому аспекту,
воспользуемся идеей о взаимно
однозначном соответствии программ
и программно-управляемых
Действительно в модели,
отражающей структуру программно-целевого
подхода, содержится операция формирования
системного представления, т. е. концептуальной
модели программно-управляемой
Одним из направлений конкретизации общего представления о версиях программно-целевого подхода является выделение в каждой из них своей концептуальной модели вида систем. Поэтому все версии отличаются друг от друга именно такими концептуальными моделями.
1. Другой аспект обсуждаемой
конкретизации состоит в
Изложенное выше позволяет
заключить, что можно выделить достаточно
большое количество видов процессов,
посредством которых
Обратимся к имеющемуся опыту,
чтобы установить, какие задачи надо
решить предварительно, чтобы приступить
к решению проблемы классификации
программ и систем. Специалисты выделяют
следующие виды программы, которые
относятся к сфере
1. Общегосударственные (
2. Межгосударственные программы.
Они направлены на решение
проблем, требующих
3. Межотраслевые программы.
Они связаны с решением
4. Комплексные региональные
программы. Такие программы
5. Функциональные проблемные
программы. Они направлены на
решение проблем, «сквозных»
6. Территориальные программы.
7. Программы отдельных организаций.
Процесс разработки программ
начинается с формированием той
системы, для управления которой
создается данная программа. Поэтому
можно утверждать, что программам
всех перечисленных видов
Прежде всего, отметим, что для решения проблемы классификации приведенный перечень программ и систем явно недостаточен. Получение более полного перечня является самостоятельной задачей, которую надо решить предварительно. Источниками информации об обсуждаемых видах программ и систем являются работы экономистов, в которых обобщается имеющийся опыт программно-целевого планирования и управления.
В настоящее время проводится деление программ по нескольким основаниям. Программы делят на виды по целям: программы развития и программы создания; по функциональному назначению: пионерные, которые связаны с обеспечением какой-то новой функции, и инвестиционные — направленные на обеспечение рапсе существующей функции новыми техническими средствами; по времени реализации: краткосрочные (1—5 лет), среднесрочные (5—10 лет) и долгосрочные (10—15 лет); по масштабам: общегосударственные, межгосударственные, региональные, межотраслевые, отраслевые, межведомственные и т. п. Различают еще виды программ по стадии разработки, эксплуатации и т. д.
Разработка региональных программ – целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней.22
Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.
Для федеральных программ
также разрабатываются паспорт
программы, технико-экономическое
Решение крупномасштабных межотраслевых
(отраслевых) и региональных проблем,
как правило, связано с разработкой
и реализацией федеральных
Разработке федеральных
и региональных программ в промышленности
предшествует отбор проблем (целей),
включающий обоснование необходимости
их решения на федеральном или
региональном уровнях. Особое внимание
при выборе и ранжировании проблем
(целей) по приоритетности обращается
на значимость; сложность их решения
традиционными методами; невозможность
использования формирующегося механизма
рыночного саморегулирования; невозможность
концентрации ресурсов и требование
координации деятельности многочисленных
территориальных органов
Программы, разрабатываемые
на любом уровне управленческой иерархии,
должны содержать: а) перечень основных,
решаемых ею задач; б) совокупность и
последовательность мероприятий, с
помощью которых она
Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
Распоряжением Правительства
РФ от 14 июня 2001 года N 800-р был одобрен
Типовой макет программы
Программная разработка решения
проблем на уровне региональных программ
производится в соответствии с прогнозом
социально - экономического развития Российской
Федерации и прогнозом
В региональных программах
учитываются цели социально-экономического
развития соответствующего региона, направления
структурной и научно-
При отборе конкретных производственных
объектов и проектов основным фактором
является не нарушение равных конкурентных
условий и возможность
Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.
Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых программ.
Выбор объекта программы. Это важнейшая стадия, предшествующая разработке программы и во многом предопределяющая ее успех. Нужно исходить из нескольких критериев при выборе объекта: он должен представлять стратегический приоритет, обеспечивать перелом траектории движения данного объекта; программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва.
Построение «дерева целей». По каждой отобранной программе определяются генеральная цель, конкретизирующие ее цели первого, второго, а если потребуется, то и третьего уровней. Нужен строгий экономико-логический анализ, чтобы совокупность целей нижестоящего уровня обеспечивала достижение целей более высокого уровня. Цели следует формулировать максимально конкретно, избегать формулировок типа «повысить уровень», «расширить» и т.п., выполнение которых невозможно проверить.
Информация о работе Практические проекты программно-целевого управления и планирования