Практические проекты программно-целевого управления и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения программно-целевого подхода 4
1.1. Понятие программно-целевого подхода и метода 4
1.2. Основные элементы содержания программно-целевого подхода 12
Глава 2. Практические проекты программно-целевого управления и планирования 26
2.1 Методологические основы регионального программирования. 26
2.2 Критический анализ содержания региональной программы по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы. 38
Библиографический список 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 93.97 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные позиции свидетельствуют, во-первых, о неоднозначной трактовке  природы и компонентной базы программно-целевого управления, во-вторых, о неразличении общих (присущих любым видам управления социально-экономическими системами), особенных характеристик данного вида управления и частных, отражающих своеобразие конкретного объекта управления, в-третьих, об отсутствии адекватных представлений о возможностях такого управления. Полагаем, что раскрытие природы программно-целевого управления неразрывно связано с определением объективных предпосылок его появления. На наш взгляд, к ним следует отнести, прежде всего, изменение условий функционирования объектов управления, превращение их в открытые системы, функционирование которых в определяющей мере детерминируется их внешней средой.

Следовательно, не только внутренние, но и внешние факторы делают организационную  систему подвижной. Необходимость  учета характера и векторов влияния  последних становится необходимым  условием управления.

Принципиально важной характеристикой  объекта становится его адаптивность. В результате управление призвано обеспечивать адекватную реакцию организационной  системы на изменения внешней  среды посредством корректировки  целей функционирования, средств  их достижения, удовлетворения требований относительно ограничений, накладываемых  на потребление ресурсов.

Функция адаптации, пишут  известные американские исследователи  Д.Кац и Р.Кан, так же, как и функция поддержания устойчивости, направлена на выживание организации, хотя функция поддержания ориентирована внутрь, а функция адаптации — вовне, они схожи в отношении базовой тенденции. Обе способствуют сохранению постоянства и определенности в условиях жизни организации.

Системы управления должны иметь два механизма, - делают в  этой связи вывод Ф.Каст и Дж. Розенцвейг. - Один из них, по их мнению, будет обеспечивать пропорциональность между подсистемами и общее соответствие системы окружающей среде. Другой механизм должен быть самоприспосабливающимся, создавать динамичную реакцию системы на изменения окружающей среды, постоянное соответствие внутренних свойств внешним требованиям.

Закономерным становится переход от традиционного типа планирования деятельности организационной системы  к стратегическому.

1.2. Основные элементы  содержания программно-целевого  подхода

 

Основными элементами содержания программно-целевого подхода являются представления о цели и программе: определение цели предполагает формирование программы ее достижения, а программа всегда на что-то нацелена.

По мнению И. С. Ладенко и Г. Л. Тульчинского цель — это нормативное высказывание, описание желаемого результата, продукта, его идеальный образ. Понятие «цель» следует отличать от понятий «задача» и «проблема». Задача — это цель, характеризуемая системой параметров, а проблема — задача, для которой еще не найдено решение11.

И.В. Бестужев-Лада называет целью - идеальный образ желательного результата проекта, модель которого должна иметь качественное и (или) количественное описание.

Стоит подчеркнуть, что цель — «предвосхищение» не всяких результатов  деятельности, а идеально предположенных, желательных.

Выбор цели, ее постановка, ее полагание — всегда решение, и только решение, которое может быть произвольным, спонтанным, волюнтаристским, а может и должно быть научно обоснованным. Следовательно, целеполагание относятся к категории управления12.

В качестве специфической  разновидности решения цель органически  входит в механизм социальной активности личности и общества13.

Основными характеристиками цели являются признаки в соответствии, с которыми цель:

    • научно обоснованное решение, которое должно базироваться на научной информации аналитического, диагностического и прогностического характера;
    • органически связана с ценностями, потребностями, интересами, мотивами, ориентациями, установками субъекта;
    • обладает диалектическим единством с соответствующей проблемой, так как цель есть стремление решить соответствующую проблему14.

Правильно сформулированные цели программы являются залогом  его успешного осуществления. Допущенные ошибки могут привести к неоправданным  затратам и к потерям времени. Цель программы должна отвечать пяти критериям SMART:

S) Конкретность (Specific) - цель должна быть четко сформулирована, иначе в конечном итоге может быть, достигнут результат, отличающийся от запланированного.

M) Измеримость (Measurable) - если цель не имеет измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнута ли она.

A) Достижимость (Achievable) - необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми располагают и оперируют участники программы.

R) Реалистичность (Realistic) - цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы, таким образом, достигается эффективность.

T) Определенность во времени (Time-bound) - срок или точный период выполнения — одна из главных составляющих цели, иными словами на ее осуществление должен быть отведен четко определенный отрезок времени.

Если цель не отвечает хотя бы одному из критериев SMART, то она таковой  не является15.

Выработка целевых решений  представляет собой целеполагание - особую разновидность теоретико-практической деятельности в сфере управления, однопорядковую с планированием, программированием и проектированием. Целеполагание:

  • предполагает наличие объективных условий (целесообразности проекта), субъективной ситуации выбора (целенаправленность субъекта) и соответствующей ценностной ориентации субъекта (целеустремленность);
  • базируется на диалектическом взаимоотношении таких категорий как: «цель», «средство» и «результат».

Цель недостижима без  средств к ее осуществлению. В  свою очередь, достижение какой-то цели может явиться средством для  достижения другой, и так далее, вплоть до конечной цели — самоцели. При  этом конкретный результат деятельности далеко не всегда совпадает с целью.

Целеполагание представляет собой совокупность процессов целеформирования: целеобразования, целепостановки и целеположения, тесно связанных с процессами целереализации: целеосуществления и целедостижения. Однако ключевой элемент целеполагания — выбор цели (целевое решение). Процесс целеполагания непрерывен, формирование одной цели органически связано с возможностями и путями ее реализации, а также с реализацией других целей16.

Процесс выработки целевых  решений (целей) по общей логической схеме вкратце выглядит следующим  образом:

а) Целевое решение может  вырабатываться только при условии  целесообразности данного процесса или явления, то есть для таких которые могут иметь в перспективе определенное состояние, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

б) Целесообразность является необходимой, но недостаточной предпосылкой целеполагания. Требуется еще и определенная целенаправленность деятельности с точки зрения объективных условий ее развития, а также целеустремленность самого субъекта такой деятельности.

в) Целевое решение может  вырабатываться только путем познания и осознания соответствующей  потребности, а также средств  и путей ее удовлетворения (процесс  целеобразования).

г) Процесс целеобразования завершается собственно целевым решением — целепостановкой или целеположением.

д) Понятия целесообразности, целенаправленности и целеустремленности, целеобразования, целепостановки и целеположения в литературе нередко объединяются в понятие целеформирования.

Следовательно, целеполагание следует рассматривать как совокупность процессов целеформирования, тесно связанных с процессами целереализации17.

Большое практическое значение имеет классификация целей. Классификация  в данном контексте предполагает анализ составных частей целого. В  качестве примера обратимся к  классификации социальных целей:

По субъекту целеполагания можно различать личные, а также групповые, классовые, национальные и другие общие социальные цели.

По объекту целеполагания различаются социально-медицинские, социально-экологические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-этнические, социально-градостроительные, социально-культурные, социально-образовательные, социально-психологические, социально-правовые и тому подобные цели.

По масштабному фактору (пространственному признаку) —  глобальные, региональные, локальные и т. д., включая общегосударственные и действительные для отдельных мировых социальных систем.

По фактору длительности (временному признаку) — текущие  и перспективные.

По степени настоятельности (признаку интенсивности) — первостепенные и второстепенные.

По времени возникновения  — старые и новые.

По характеру проявления (мотивационному признаку) — непосредственные и опосредованные другими целями.

По степени сложности  — простые и сложные и так  далее.

Понятно разделение на цель, конечную цель и самоцель.

Необходимо деление на упоминавшиеся выше функциональные и предметные, материальные и духовные, институциональные и личностные, рациональные и нерациональные, минимальные  и максимальные.

Цель-идеал, цель-оптимум  и цель-норма.

Идеалом называется мысленно сконструированный (идеальный) образ  будущего, определяющий способ мышления и деятельности человека, социальной группы, общества в целом. Социальный (общественный) идеал — это особый, специфический способ познания и  освоения действительности, особое функциональное состояние общественного сознания, которое концентрированно отражает в образе желательного будущего потребности  дальнейшего развития, одна из форм опережающего отражения действительности человеческим сознанием, система представлений  о совершенном общественном устройстве, совокупность высших ценностей в  той или иной мировоззренческой  системе.

Оптимум — совокупность наиболее благоприятствующих условий, наилучший из возможных вариант  решения задачи или путь достижения цели.

Норма — особая разновидность  шаблона стереотипа сознания и поведения, обязательный для всех стандарт, образец, пример, модель, служащий единицей отсчета  для сравнений, для определения  уровня развития или достижения.

Таким образом, все три  понятия по своему содержанию весьма сложны и выходят далеко за рамки  понятия цели.

Чаще всего детализация  предметов, в том числе и целей, производится путем представления  их в виде иерархических (ветвящихся, древовидных, ранговых) структур, элементы которых связаны между собой  по иерархическому принципу, то есть элементы одного уровня подчинены элементам другого вышележащего уровня18. Этот способ имеет большое значение для формирования целей программы.

В нашем случае термином «дерево» целей обозначают не содержащий циклов (ациклический), связный граф, то есть такой граф, между любой  парой вершин которого существует, по крайней мере, один путь. Ацикличность означает, что между любой парой  вершин в дереве существует только один путь19.

 

          Целевые программы можно определить как интегрированное представление целей, ресурсов, сроков, а также действий руководителей и исполнителей20. Иными словами, целевые программы — это план осуществления комплекса взаимосвязанных задач и действий, направленных на решение этих задач, с указанием ресурсов и их источников21.

Понимание планирования как  проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения является основой для формирования программы как одного из частных  случаев планирования. Такая задача решается посредством выявления  структуры программы и структуры  программно-целевого подхода. Известно, что возможны различные ее решения. Рассмотрим одно из них.

В составе программы выделяются шесть взаимосвязанных частей (разделов), соответствующих тем составляющим системы, между которыми устанавливаются  взаимосвязи с помощью программно-целевого метода. Эти разделы охватывают все  основные правила, по которым осуществляется управление процессами достижения желаемого будущего, т. е. целевого состояния:

1. Описание функций руководства.  Оно содержит правила определения  целей, их первоначальной постановки  и корректировки, определения  сроков достижения целей и  обеспечения ресурсами. В него  входят также правила распределения  функций управления и исполнения, необходимых для достижения целевого  состояния.

2. Описание системы целей.  В нем выделяются основная  цель, соответствующая желаемому  будущему, и  множество целей,  выступающих в качестве опосредствующих  (или вспомогательных) по отношению  к первой. В этой системе отражаются  все взаимоотношения названных  целей, чем определяется порядок  их осуществления,

Информация о работе Практические проекты программно-целевого управления и планирования