Практические проекты программно-целевого управления и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения программно-целевого подхода 4
1.1. Понятие программно-целевого подхода и метода 4
1.2. Основные элементы содержания программно-целевого подхода 12
Глава 2. Практические проекты программно-целевого управления и планирования 26
2.1 Методологические основы регионального программирования. 26
2.2 Критический анализ содержания региональной программы по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы. 38
Библиографический список 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 93.97 Кб (Скачать файл)

Обоснование системы  мероприятий, необходимых для достижения целей программы, адресность этих мероприятий (кто и когда должен их выполнить), построение в случае необходимости сетевого графика реализации программы, определение критического пути.

Структуризация  программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Проект – это основной кирпичик, из которого строится программа. Он должен обеспечить определенный программный результат. При этом определяется набор первоочередных проектов, их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для конечного результата имеющихся ресурсов.

Оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т.п.). Недостаток ресурсов может потребовать уточнения состава проектов, мероприятий и целей программы.

Маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются. Может возникнуть ситуация, когда по результатам расчетов придется решать вопрос, стоит ли браться за неэффективную программу.

Создание целевых  оргструктур для выполнения программы, подготовка кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ (консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа и т.п.). По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор. Целесообразно организовать обучение менеджеров проектов, подпрограмм, программы.

Контроль и  приемка работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя полученные результаты с заданными целями и проектом. Это усилит ответственность за эффективность использования выделенных на программу ресурсов.

Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и  реализации федеральных целевых  программ и межгосударственных целевых  программ, в осуществлении которых  участвует Российская Федерация», утвержденного  постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 594.

Разработка ЦП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности.

  • Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
  • Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели.
  • Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
  • Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
  • Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

Важное условие разработки целевых программ — правильное определение  приоритетов для каждого периода  времени и объектов управления разного  уровня. На макроуровне важно определить главные социально-экономические задачи развития народного хозяйства. На уровне отраслей и регионов — приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач государства (они должны быть основными и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними. Приоритеты можно разделить на группы:

  • структурные приоритеты — развитие отдельных отраслей или регионов;
  • приоритеты научно-технического прогресса;
  • социальные приоритеты;
  • приоритеты в области совершенствования управления и хозяйственного механизма.23

Государственный заказчик несет  ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

Заказчик целевой программы:

а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции  по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением  договора (контракта);

б) согласовывает с основными  заинтересованными участниками  программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники  финансирования. По мероприятиям, предусматривающим  финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов  Российской Федерации (в случае, если в целевую программу включены межрегиональные и региональные целевые программы), подписываются  соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и  предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) организует при необходимости  проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и  по результатам экспертизы производит его доработку.24

В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных  мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой  отраслевых и региональных задач, которые  необходимо решить. На ближайшие один – два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес - план с социально - экономическими и технико-экономическими обоснованиями.

Концепция решения программной  проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов.

Согласованный проект целевой  программы с пояснительной запиской, бизнес - планом и социально - экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной  экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может  быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным  заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы  за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, - также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля над ходом ее выполнения.

На федеральном уровне целевые программы и государственные  заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации, а на региональном – правительством республики либо администрацией области.

Государственные заказчики  обеспечиваются финансовыми ресурсами  в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых  программ.

Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной  программе осуществляет государственный  заказчик - координатор, определяемый Администрацией региона или Правительством Российской Федерации.

После утверждения целевой  программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о  намерениях и с учетом объемов  финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями  программы государственные контракты  на финансирование целевой программы  из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик целевой  программы может на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части  своих функций на условиях, предусматриваемых  исполнительными органами власти.

Государственный заказчик на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг. Организует конкурс  среди поставщиков продукции  по каждому конкретному мероприятию.

Участники программы и  заинтересованные организации согласовывают  сроки выполнения мероприятий, объемы закупаемой продукции и оборудования, источники финансирования. В условиях, когда остро ощущается дефицит  финансовых средств, при разработке программы возникает необходимость  ограничить перечень мероприятий только теми, которые непосредственно направлены на достижение сформулированной цели программы выбранным путем, т.е. направлены на решение данных конкретных задач.

При разработке программы, как  правило, может быть сформулирован  другой подход, другой набор реализующих  цель задач, в решении которых  подобные мероприятия будут иметь  важное значение, и они должны быть включены в такую программу.

Важность мероприятий  определяется либо на основании сравнения  количественных показателей эффективности, либо по вкладу в достижение показателей  вышестоящей цели. В тех случаях, когда для мероприятий не могут  быть определены количественные характеристики, то важность таких мероприятий определяется экспертным путем. В результате все  мероприятия оказываются ранжированными по важности относительно конкретных целей. При распределении ресурсов в первую очередь обеспечиваются ими наиболее важные мероприятия, а  остальные – по мере нахождения дополнительных средств.

Каждое мероприятие должно иметь указание на ожидаемый от его  проведения результат. Этот результат  также может служить критерием  сравнения эффективности конкретных действий.

Мероприятия должны быть реальны  для выполнения и по срокам, и  по планируемым результатам. Определение  этих показателей требует от разработчиков  программы определенной доли ответственности  и соответствующих расчетов. Однако только в случае их реальности эти  показатели будут выполнять свою организующую и контролирующую функцию.

Все количественные показатели системы целей и реализующих  их мероприятий должны быть согласованы  между собой. Достижение определенных целей или показателей по ряду мероприятий требует некоторых  дополнительных условий. Таким условием может быть привлечение других служб  и ведомств.

Отдельные мероприятия могут  потребовать дополнительного технического обеспечения или целенаправленного  финансирования. Все эти условия  должны быть указаны в перечне  мероприятий, иметь соответствующие  обоснования и расчеты.

Важнейшим разделом программы  является описание механизма ее осуществления. Этот раздел включает:

  • стимулирование (перечень льгот) выполнения заказов на поставку продукции и выполнения работ (услуг) для государственных нужд;
  • перечень мер по организации управления реализацией программы (выбор головного заказчика и ответственного разработчика программы, назначение руководителя программы, выбор членов координационного совета, осуществляющего контроль за ходом реализации программы в соответствии с сетевым графиком);
  • контроль за ходом выполнения программы в соответствии с утвержденным планом, этапами и финансированием реализации региональных программ в промышленности;
  • увязка сроков поступления средств на финансирование программы из различных источников (федеральный бюджет, внебюджетный фонд, иностранные и частные отечественные инвестиции, взносы участников программы — министерств, ведомств, территориальных образований, городов, предприятий, государств — членов СНГ (на основе долевого участия), кредитов и отчислений от прибыли предприятий);
  • оценка ожидаемых социально-экономических и экологических последствий задержки хода реализации программы и выработка своевременных рекомендаций по предотвращению нарушения сроков решения проблемы.

Несмотря на важность этого  раздела, часто раздел о механизме  реализации программы заменяется перечнем мероприятий, нацеленных на достижение намеченных результатов, или сводится к перечислению функций органа управления программой. Программы, в которых  находят отражение конкретные экономические  регуляторы, встречаются редко. И  практически нет программ, где  эти регуляторы увязывались бы с  целевыми установками. Это обстоятельство является одной из причин, по которой большинство программ реализуется с нарушением сроков.

Информация о работе Практические проекты программно-целевого управления и планирования