Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении зарубежной государственной поддержки инновационной деятельности.
При реализации поставленной цели в работе ставились следующие задачи:
Раскрыть сущность и виды инвестиций
Определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Охарактеризовать методы влияния государства на инновационные процессы

Содержание работы

Введение……………………………………..………………………………………3
1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и виды инноваций…………………………………………………...5
1.2 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов………………………………………………………………………..……8
1.3. Методы влияния государства на инновационные процессы……..………..14
2. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ...............................................................................................................................17
2.1. Органы государственного регулирования инновационного процесса
в РФ………………………………………………………………….………………17
2.2. Цели и принципы государственной инновационной политики……………………………………………………………….……………21
2.3. Направления государственного регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………………….26
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования…..…………………………………………………………...29
3.1. Текущее состояние правового состояния инновационной деятельности……………………………………………………………….……….29
3.2. Тенденции совершенствования правового регулирования в сфере инновационной деятельности…………………………….………………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………..………...39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 119.51 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………..………………………………………3

1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………..5

1.1. Сущность и виды  инноваций…………………………………………………...5

1.2 Необходимость  государственного регулирования  инновационных процессов………………………………………………………………………..……8

1.3. Методы влияния государства  на инновационные процессы……..………..14

2.  Анализ  государственного регулирования  инновационной деятельности в  РФ...............................................................................................................................17

2.1.  Органы  государственного регулирования  инновационного процесса

в РФ………………………………………………………………….………………17

2.2. Цели и  принципы государственной инновационной  политики……………………………………………………………….……………21

2.3. Направления государственного  регулирования   инновационной   деятельности……………………………………………………………………….26

3. Правовое регулирование инновационной  деятельности  в Российской Федерации: текущее состояние и направления  совершенствования…..…………………………………………………………...29

3.1.  Текущее состояние правового состояния инновационной деятельности……………………………………………………………….……….29

3.2. Тенденции совершенствования  правового регулирования в сфере  инновационной деятельности…………………………….………………………32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы………………………………..………...39

Приложения………………………………………………………………………41

 

 

Введение

 

Инвестиции – это важнейший, один из наиболее дефицитных экономических ресурсов, способствующий увеличению эффективности производства, созданию новых рабочих мест, конкурентоспособности производства, повышению занятости населения и, в результате, – повышению уровня благосостояния населения, которое напрямую зависит от увеличения объемов инвестиций и увеличения их эффективности.

В условиях рыночных отношений инновационная деятельность в той или иной степени присуща любой организации. Даже если предприятие лидером на рынке инноваций не является, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Важность инвестиций в деятельности хозяйствующего субъекта неуклонно растет. Однако на микроуровне при согласовании отдельных экономических субъектов бывает достаточно затруднительно обеспечить надежность инвестиций и оградить инвестора от злоупотреблений. На этот случай существует государственный механизм регулирования - законодательная база реализации инвестиционной деятельности в государстве.

Становление национальной экономики прочно связано с активизацией инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в стране. На основании Стратегии национальной безопасности РФ: «Для обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста Российская Федерация основные усилия сосредоточивает на развитии науки, технологий и образования, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах.»

Следовательно, от сложившегося в государстве инвестиционного климата зависит такой показатель как уровень национальной безопасности, чем объясняется актуальность данной темы.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении зарубежной государственной поддержки инновационной деятельности.

При реализации поставленной цели в работе ставились следующие задачи:

  • Раскрыть сущность и виды инвестиций
  • Определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов
  • Охарактеризовать методы влияния государства на инновационные процессы
  • Провести Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ, для этого рассмотреть органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ, цели, принципы и направления государственной инновационной политики
  • Рассмотреть правовое регулирование инновационной деятельности  в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования

Объектом исследования в курсовой  работе выступают законодательные акты в области инвестиционной деятельности, с помощью которых государство влияет и регулирует инвестиционные процессы.

Предметом исследования работы являются формы и методы, через  которые осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.

Информационной базой курсовой работы выступают труды российских и исследователей в области инновационного менеджмента, статистические данные, а также нормативные и законодательные акты.

 

 

 

1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности

1.1. Сущность и виды инноваций

 

Слово «инновация» происходит от латинского слова «inovatis» (in - в, novus - новый), что в переводе значит «обновление, новинка, изменение».

Понятие «инновации» в экономике в научный оборот было введено сравнительно недавно [7, С.22].

В кратком словаре менеджера инновация квалифицируется как:

1) вложение средств в  экономику, которое обеспечивает смену поколений техники и технологии;

2) новая техника, технология, которая является результатом научно-технического прогресса [4, С.37].

К инновациям относятся те изменения, которые впервые нашли применение на производственном предприятии и приносят ему экономическую и (или) социальную пользу. Следовательно, под инновацией необходимо понимать не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
  • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
  • измененные социальные отношения на предприятии (кадровые инновации);
  • новые или улучшенные производственные системы.

Данные виды инноваций в деятельности предприятия соединяются между собой.

В современных технологических условиях технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще не отделимы друг от друга [3, С.24].

Процессы новаторства тесно связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в условиях рыночной экономики предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как самый важный фактор обеспечения устойчивости их функционирования, финансового благополучия и конкурентоспособности. Следовательно, инновации ориентированы на рынок, а также на конкретного потребителя либо потребность.

Инновации – это достаточно сложная, многогранная проблема, затрагивающая весь комплекс отношений исследования, производства и сбыта. В повышении эффективности инновации большое значение принадлежит менеджменту.

Главными для инноваций являются такие признаки как:

  • связь с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений (основное отличие от технических изобретений);
  • хозяйственная и социальная выгода для пользователя (проникновение и распространение инновации на рынке);
  • первое использование новшества на производственном предприятии вне зависимости от того, применялось ли оно где-либо ранее, т.е. с точки зрения отдельного предприятия даже имитация может иметь характер инноваций;
  • нужда в творческом подходе и связь с рисками, т.е. инновации не могут создаваться и внедряться в ходе обычных производственных процессов, а требуют от всех участников точного понимания необходимости в них.

Инновации по своей сути в кругообороте средств производства способствуют интеллектуализации, механизации и автоматизации производства. Это достигается с помощью разработок и введения новых машин и установок, в результате развиваются все элементы производительных сил, техника и технология, организация и управление производством.

Важность инноваций существенна, и, безусловно, инновационная деятельность требует регулирования со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Необходимость  государственного регулирования  инновационных процессов

 

Потребность государственного регулирования инновационных процессов необходима, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

На необходимость государственного регулирования инновационных процессов указывает как их общенациональное значение, так и экономическое их содержание. В современных условиях хозяйствования инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами, но при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.

Первым моментом общегосударственного значения инноваций является их важнейшее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост опирается на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Важнейшее значение для экономической динамики дают интенсивные факторы.

Второй момент - влияние на структуру общественного производства. Инновации выступают основной причиной появления одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

Третьим моментом является серьезное воздействие на институциональные экономические механизмы. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Возникают новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Появляются сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т. п.

Четвертый момент - это все большее единство способности нации к прогрессу и ее возможности продуцировать и внедрять нововведения. Развивается структура потребления материальных и нематериальных благ. Совершенствуется политическая культура. Активно меняются правовые, эстетические и этические нормы.

Пятым моментом является воздействие инноваций на социальную стабильность. Созданный инновациями экономический рост дает возможность увеличить уровень жизни населения, помогает решению проблем занятости, увеличивает уровень образования и здравоохранения, облегчает социальные противоречия и конфликты.

Шестой момент - воздействие инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

Седьмой момент – это стимулирование международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, соединение ресурсов разных стран, трансфер технологий.

Восьмым моментом является зависимость мировой конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Девятым моментом является то, что уровни научного потенциала и национальной безопасности взаимосвязаны.

Еще одним моментом в данном перечне является вероятность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием [6, С. 65].

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое [19].

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,

  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

  • расширение спроса на инновации,

  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,

  • содействие модернизации техники,

  • развитие лизинга наукоемкой продукции,

  • активизация предпринимательства,

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования