Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 08:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении зарубежной государственной поддержки инновационной деятельности.
При реализации поставленной цели в работе ставились следующие задачи:
Раскрыть сущность и виды инвестиций
Определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Охарактеризовать методы влияния государства на инновационные процессы
Введение……………………………………..………………………………………3
1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и виды инноваций…………………………………………………...5
1.2 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов………………………………………………………………………..……8
1.3. Методы влияния государства на инновационные процессы……..………..14
2. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ...............................................................................................................................17
2.1. Органы государственного регулирования инновационного процесса
в РФ………………………………………………………………….………………17
2.2. Цели и принципы государственной инновационной политики……………………………………………………………….……………21
2.3. Направления государственного регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………………….26
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования…..…………………………………………………………...29
3.1. Текущее состояние правового состояния инновационной деятельности……………………………………………………………….……….29
3.2. Тенденции совершенствования правового регулирования в сфере инновационной деятельности…………………………….………………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………..………...39
Кроме того, правовой механизм, позволяющий личности эффективно реализовать конституционную свободу творчества в процессе осуществления инновационной деятельности отсутствует.
Для активизации инновационной деятельности необходима разработка правового механизма, позволяющего личности эффективно реализовать конституционную свободу творчества [15, С.26-28; 14, С.142 – 154; 18] в процессе ее осуществления, в том числе и закрепление основ инновационной деятельности в Конституции России.
Сама постановка вопроса о конституционном закреплении основ инновационной деятельности в мировой практике не является новой, о чем свидетельствуют результаты анализа Конституций зарубежных государств [8, C.38-71.], представленные в виде извлечений в Приложении 2.
Представляется целесообразным закрепить в Конституции России обязательства государства в сфере инновационной деятельности, в частности обязательства:
3.2. Тенденции совершенствования
правового регулирования в
Необходимо ликвидировать существующий законодательный пробел в данной сфере общественных отношений посредством принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», проект которого был разработан ГУ «Институт регионального законодательства» (гос. контракт № 122/08 от 20.110.2008 г.) и представлен Руководителю Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ (исх. №538/1 от 1 декабря 2008 г.).
Основная идея данного законопроекта заключается в предоставлении правовой охраны идеям, методам, процессам, способам, системам, концепциям, принципам, открытиям и другим подобным результатам научного творчества, на которые в настоящее время согласно ч.5 ст. 1259 ГК РФ (часть четвертая) правовая охрана не распространяется. «Изгнание идей из числа объектов защиты – большой промах законодателя: нет товара дороже, важнее и компактнее идеи. На идеях основана вся человеческая цивилизация» [13, С.49.]. В контексте разработанного законопроекта указанные результаты именуются новациями (новшествами) и подлежат правовой охране при условии признания их государственной экспертизой в качестве потенциальных инноваций.
Законопроект устанавливает правовые основы инновационной деятельности, включающие: определения основных понятий, разграничение компетенции в сфере государственного регулирования инновационной деятельности, положения об осуществлении и финансировании, меры государственной поддержки, а также ряд других положений, обеспечивающих благоприятные условия для осуществления, развития и стимулирования инновационной деятельности.
Целью данного законопроекта является обеспечение баланса интересов органов государственной власти, субъектов инновационной деятельности и пользователей инноваций в процессе осуществления инновационной деятельности.
Особое внимание в процессе работы над данным проектом авторы уделили информационному обеспечению субъектов инновационной деятельности, в связи с чем предлагается создание федеральных информационных фондов и систем в сфере инновационной деятельности, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, включая информацию о результатах инновационной деятельности за рубежом.
Законопроект определяет: принципы, формы и условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, а также механизм ее осуществления. Государственная поддержка гарантируется, в первую очередь, приоритетным инновационным программам и проектам и осуществляется на конкурсной основе. В законопроекте подробно определяется процедура организации и проведения конкурса инновационных проектов, порядок формирования и полномочия независимой экспертной комиссии, а также порядок деятельности экспертного совета. Государственную поддержку предлагается предоставлять на основании соглашения, в котором должны быть определены: формы государственной поддержки; права и обязанности сторон; объемы и направления финансирования; сроки окупаемости приоритетного инновационного проекта; ответственность сторон за нарушение условий данного соглашения и порядок его досрочного расторжения.
В качестве меры стимулирующего характера в законопроекте предусмотрено ежегодное присуждение почетного звания «Заслуженный инноватор Российской Федерации» и государственных премий в сфере инновационной деятельности.
В законопроекте определяется правовой статус таких специализированных субъектов инфраструктуры инновационной деятельности, как технопарки и бизнес – центры. Однако для более глубокой проработки всех аспектов их деятельности требуется разработка отдельных законопроектов.
Развитие и стимулирование инновационной деятельности невозможно без финансирования. Для этих целей предусмотрено использование различных источников, начиная от собственных средств субъектов инновационной деятельности до финансирования за счет средств федерального бюджета. Проектом закона предусмотрено также создание государственной корпорации – Фонда поддержки инновационной деятельности, а также федеральных и региональных инновационных венчурных фондов.
Требуется внести ряд изменений в часть четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации. В первую очередь, необходимо уточнить объект правовой охраны, т.к. охраняются не сами результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а права в отношении них (интеллектуальные права).
Автором результата интеллектуальной деятельности следует признавать любое физическое лицо, творческим трудом которого создан такой результат. В результате внесения соответствующего изменения будет устранена существующая коллизия конституционных норм и норм отраслевого законодательства, т.к. согласно части 1 статьи 1228 Гражданского Кодекса Российской Федерации авторами результатов интеллектуальной деятельности признаются только граждане, в то время как Конституция России в части 1 статьи 44 использует термин «каждый» применительно к гарантиям свободы творчества, следовательно, и к правам на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность).
В процессе совершенствования правового регулирования инновационной деятельности невозможно ограничиться только указанной нормативно-правовой базой. Формирование реально действующего механизма поддержки инновационной деятельности затрагивает и антимонопольное законодательство, и законодательство о собственности, и земельное законодательство, и таможенное регулирование и ряд других сфер законотворчества. Это необходимо иметь в виду, чтобы избежать будущих законодательных противоречий и пробелов.