Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении зарубежной государственной поддержки инновационной деятельности.
При реализации поставленной цели в работе ставились следующие задачи:
Раскрыть сущность и виды инвестиций
Определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Охарактеризовать методы влияния государства на инновационные процессы

Содержание работы

Введение……………………………………..………………………………………3
1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и виды инноваций…………………………………………………...5
1.2 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов………………………………………………………………………..……8
1.3. Методы влияния государства на инновационные процессы……..………..14
2. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ...............................................................................................................................17
2.1. Органы государственного регулирования инновационного процесса
в РФ………………………………………………………………….………………17
2.2. Цели и принципы государственной инновационной политики……………………………………………………………….……………21
2.3. Направления государственного регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………………….26
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования…..…………………………………………………………...29
3.1. Текущее состояние правового состояния инновационной деятельности……………………………………………………………….……….29
3.2. Тенденции совершенствования правового регулирования в сфере инновационной деятельности…………………………….………………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………..………...39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 119.51 Кб (Скачать файл)
  1. Определенное частью первой этой статьи льготное налогообложение реализуется при условии, что субъект  инновационной   деятельности  о начале реализации инновационного проекта в месячный срок сообщает соответствующему органу Государственной налоговой инспекции и по всем хозяйственным операциям, связанным с выполнением инновационного проекта, ведет отдельный бухгалтерский учет.

  1. Средства в размере 50 процентов налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, которые остаются в распоряжении налогоплательщика в соответствии с положениями части первой этой статьи и не использованы на протяжении срока льготного налогообложения и двенадцати месяцев после него, подлежат зачислению в Государственный бюджет России.

  1. Инновационным предприятиям разрешается ускоренная амортизация основных фондов и устанавливается ежегодная двадцати процентная норма ускоренной амортизации основных фондов группы 3. При этом амортизация основных фондов группы 3 проводится к достижению балансовой стоимостью группы нулевого значения.

  1. Инновационные предприятия платят земельный налог по ставке в размере 50 процентов действующей ставки налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое регулирование инновационной  деятельности  в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования

3.1.  Текущее состояние правового состояния инновационной деятельности

 

Ориентация Российской Федерации на «инновационную модель экономического и социального развития» требует, в первую очередь, создания эффективного механизма реализации конституционной свободы творчества в процессе инновационной деятельности и признания результатов данной деятельности - инноваций - стратегическим ресурсом государства.

По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) на территории Российской Федерации в 2008 г. было использовано всего 17944 [20]. объекта интеллектуальной собственности (рис. 1 Приложение 1). При этом, в подавляющем большинстве сфер экономической деятельности в 2008 г. по сравнению с 2007 г. отмечается тенденция к увеличению количества использованных объектов интеллектуальной собственности: научные исследования и разработки – на 30 % (с 3866 до 5035); образование – на 55 % (с 764 до 1186); металлургическое производство – на 17 % (с 844 до 989); строительство – на 25 % (со 120 до 150); здравоохранение – на 15 % (с 26 до 30). Вместе с тем, в отдельных сферах экономической деятельности характерна обратная тенденция. Например, в сельском хозяйстве количество использованных объектов интеллектуальной собственности сократилось на 9 % (со 122 до 111); в сфере производства пищевых продуктов – на 1 % (с 530 до 521), летательных и космических аппаратов – на 25 % (с 836 до 1045), автомобилей, прицепов и полуприцепов – на 27 % (с 488 до 384), машин и оборудования – на 14 % (с 1534 до 1755).

Центральный федеральный округ по итогам 2008 г [20.] лидировал по количеству использованных объектов интеллектуальной собственности (рис. 2 Приложение 1). Так, в Центральном федеральном округе использовано 6441 объекта, из них на территории Воронежской области - всего 221 объект (3,4 %) (см. рис. 3 Приложение 1).

Однако, сравнение вышеуказанных данных с данными об изобретательской активности [21.] позволяет сделать вывод о ничтожно малом количестве использованных объектов интеллектуальной деятельности, и, соответственно, о низком уровне инновационной деятельности в стране.

Данное негативное явление обусловлено отсутствием не только эффективной производственной инфраструктуры, механизма выявления запросов производства и информирования об имеющихся разработках [22, С.3], но и единого концептуального подхода в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности.

Кроме того, правовой механизм, позволяющий личности эффективно реализовать конституционную свободу творчества в процессе осуществления инновационной деятельности отсутствует.

Для активизации инновационной деятельности необходима разработка правового механизма, позволяющего личности эффективно реализовать конституционную свободу творчества [15, С.26-28; 14, С.142 – 154; 18] в процессе ее осуществления, в том числе и закрепление основ инновационной деятельности в Конституции России.

Сама постановка вопроса о конституционном закреплении основ инновационной деятельности в мировой практике не является новой, о чем свидетельствуют результаты анализа Конституций зарубежных государств [8, C.38-71.], представленные в виде извлечений в Приложении 2.

Представляется целесообразным закрепить в Конституции России обязательства государства в сфере инновационной деятельности, в частности обязательства:

  • обеспечить благоприятную для развития страны научную и технологическую политику;
  • направлять национальную экономику по пути полного развития и использования естественных ресурсов и человеческих возможностей;
  • способствовать научному и технологическому развитию, в том числе за счет организации системы внедрения инноваций.

Назрела необходимость разработки для различных категорий населения методологических и научно-практических пособий типа «Методика (алгоритм) научной разработки изобретений (различных рангов сложности) в различных отраслях экономики» с учетом анализа современного состояния методологии генерации новых идей (знаний) и научной разработки инноваций различных уровней сложности. В целях повышения правосознания предлагается ввести во всех вузах спецкурс «Правовые основы инновационной деятельности в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Тенденции совершенствования  правового регулирования в сфере инновационной деятельности

 

Необходимо ликвидировать существующий законодательный пробел в данной сфере общественных отношений посредством принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», проект которого был разработан ГУ «Институт регионального законодательства» (гос. контракт № 122/08 от 20.110.2008 г.) и представлен Руководителю Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ (исх. №538/1 от 1 декабря 2008 г.).

Основная идея данного законопроекта заключается в предоставлении правовой охраны идеям, методам, процессам, способам, системам, концепциям, принципам, открытиям и другим подобным результатам научного творчества, на которые в настоящее время согласно ч.5 ст. 1259 ГК РФ (часть четвертая) правовая охрана не распространяется. «Изгнание идей из числа объектов защиты – большой промах законодателя: нет товара дороже, важнее и компактнее идеи. На идеях основана вся человеческая цивилизация» [13, С.49.]. В контексте разработанного законопроекта указанные результаты именуются новациями (новшествами) и подлежат правовой охране при условии признания их государственной экспертизой в качестве потенциальных инноваций.

Законопроект устанавливает правовые основы инновационной деятельности, включающие: определения основных понятий, разграничение компетенции в сфере государственного регулирования инновационной деятельности, положения об осуществлении и финансировании, меры государственной поддержки, а также ряд других положений, обеспечивающих благоприятные условия для осуществления, развития и стимулирования инновационной деятельности.

Целью данного законопроекта является обеспечение баланса интересов органов государственной власти, субъектов инновационной деятельности и пользователей инноваций в процессе осуществления инновационной деятельности.

Особое внимание в процессе работы над данным проектом авторы уделили информационному обеспечению субъектов инновационной деятельности, в связи с чем предлагается создание федеральных информационных фондов и систем в сфере инновационной деятельности, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, включая информацию о результатах инновационной деятельности за рубежом.

Законопроект определяет: принципы, формы и условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, а также механизм ее осуществления. Государственная поддержка гарантируется, в первую очередь, приоритетным инновационным программам и проектам и осуществляется на конкурсной основе. В законопроекте подробно определяется процедура организации и проведения конкурса инновационных проектов, порядок формирования и полномочия независимой экспертной комиссии, а также порядок деятельности экспертного совета. Государственную поддержку предлагается предоставлять на основании соглашения, в котором должны быть определены: формы государственной поддержки; права и обязанности сторон; объемы и направления финансирования; сроки окупаемости приоритетного инновационного проекта; ответственность сторон за нарушение условий данного соглашения и порядок его досрочного расторжения.

В качестве меры стимулирующего характера в законопроекте предусмотрено ежегодное присуждение почетного звания «Заслуженный инноватор Российской Федерации» и государственных премий в сфере инновационной деятельности.

В законопроекте определяется правовой статус таких специализированных субъектов инфраструктуры инновационной деятельности, как технопарки и бизнес – центры. Однако для более глубокой проработки всех аспектов их деятельности требуется разработка отдельных законопроектов.

Развитие и стимулирование инновационной деятельности невозможно без финансирования. Для этих целей предусмотрено использование различных источников, начиная от собственных средств субъектов инновационной деятельности до финансирования за счет средств федерального бюджета. Проектом закона предусмотрено также создание государственной корпорации – Фонда поддержки инновационной деятельности, а также федеральных и региональных инновационных венчурных фондов.

Принятие Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» также предполагает внесение изменений и дополнений в целый ряд законодательных актов Российской Федерации в целях согласования положений действующих федеральных законов и кодексов Российской Федерации с положениями разработанного законопроекта.

Требуется внести ряд изменений в часть четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации. В первую очередь, необходимо уточнить объект правовой охраны, т.к. охраняются не сами результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а права в отношении них (интеллектуальные права).

Автором результата интеллектуальной деятельности следует признавать любое физическое лицо, творческим трудом которого создан такой результат. В результате внесения соответствующего изменения будет устранена существующая коллизия конституционных норм и норм отраслевого законодательства, т.к. согласно части 1 статьи 1228 Гражданского Кодекса Российской Федерации авторами результатов интеллектуальной деятельности признаются только граждане, в то время как Конституция России в части 1 статьи 44 использует термин «каждый» применительно к гарантиям свободы творчества, следовательно, и к правам на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность).

Необходимо исключить часть 5 статьи 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Требует изменений также процедура распределения прав на служебные произведения, которые предлагается закрепить за их авторами, если между ними и работодателями не предусмотрено иное.

Статью 11 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», закрепляющую основные принципы государственной научно-технической политики, целесообразно наполнить содержательной частью в соответствии с основными формами государственной поддержки инновационной деятельности, предложенными проектом федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики статьей 12 Федерального закона № 127-ФЗ отнесено содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, содействие без обеспечения условий – неполное и неэффективное. В этой связи предложено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнести и обеспечение условий для развития инновационной деятельности на территории субъекта Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается также отнести полномочие по участию в реализации федеральных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов. Аналогичное полномочие необходимо закрепить и в статье 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статьей 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закреплены цели, для достижения которых возможно предоставление государственной и муниципальной помощи. Одним из таких случаев является проведение фундаментальных научных исследований. Однако, проведение фундаментальных научных исследований – лишь один из этапов, первоначальный в процессе инновационной деятельности. Представляется необходимым предусмотреть возможность поддержки всего периода осуществления инновационного процесса.

В процессе совершенствования правового регулирования инновационной деятельности невозможно ограничиться только указанной нормативно-правовой базой. Формирование реально действующего механизма поддержки инновационной деятельности затрагивает и антимонопольное законодательство, и законодательство о собственности, и земельное законодательство, и таможенное регулирование и ряд других сфер законотворчества. Это необходимо иметь в виду, чтобы избежать будущих законодательных противоречий и пробелов.

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования