Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении зарубежной государственной поддержки инновационной деятельности.
При реализации поставленной цели в работе ставились следующие задачи:
Раскрыть сущность и виды инвестиций
Определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Охарактеризовать методы влияния государства на инновационные процессы

Содержание работы

Введение……………………………………..………………………………………3
1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и виды инноваций…………………………………………………...5
1.2 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов………………………………………………………………………..……8
1.3. Методы влияния государства на инновационные процессы……..………..14
2. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ...............................................................................................................................17
2.1. Органы государственного регулирования инновационного процесса
в РФ………………………………………………………………….………………17
2.2. Цели и принципы государственной инновационной политики……………………………………………………………….……………21
2.3. Направления государственного регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………………….26
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования…..…………………………………………………………...29
3.1. Текущее состояние правового состояния инновационной деятельности……………………………………………………………….……….29
3.2. Тенденции совершенствования правового регулирования в сфере инновационной деятельности…………………………….………………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………..………...39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 119.51 Кб (Скачать файл)
  • пресечение недобросовестной конкуренции,

  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

  • развитие экспортного потенциала страны,

  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

 

    Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,

  • кадровая поддержка инновационной деятельности,

  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,

  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

 

    Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

  • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

  • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,

  • договоров строительного подряда,

  • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,

  • договоров страхования инновационных рисков,

  • договоров (контрактов) с инвесторами,

  • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы влияния  государства на инновационные  процессы

 

Методы влияния государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и в связи с этим выбранной концепцией государственного регулирования [11, С.77].

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса реализовываются как правило в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, которое осуществляется в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних с помощью государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких компаниях. Вводится система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и компаниям предоставляются кредитные льготы для реализацию нововведений [11, С.77].

Контрактное финансирование – это один из элементов известной сегодня системы контрактных отношений, т.е. договоров между заказчиками и подрядчиками.

В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс главное место занимают мероприятия, которые стимулируют кооперацию промышленных предприятий и организаций в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью.

Вторая из этих форм кооперации с одной стороны, вызвана необходимостью доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, а с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций. Это зачастую является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

В государственном регулировании инновационных процессов большую роль играют также косвенные методы.

Используемые в реализации государственной инновационной политики, косвенные методы нацелены на стимулирование инновационных процессов, и на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности [11, С.78].

Содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов их состав, структура  достаточно разнообразны.

К косвенным методам относят налоговые и кредитные льготы и скидки Налоговые льготы и скидки находят проявление:

-в освобождении  от налогообложения части прибыли  предприятий направляемой на проведение перспективных инновационных разработок и создание научно-технического задела;

-исключении  валютных средств научных организаций  и вузов из числа налогооблагаемых  доходов, которые получены от реализации инновационной продукции и направленны на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;

- уменьшении ставок НДС, налога на имущество и землю для научно-технических организаций;

- снижении в течение определенного периода времени налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями от использования изобретений и других новшеств.

Результативными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой ставкой процентов за пользование) предприятиям, - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ государственного регулирования инновационной

деятельности в РФ

2.1. Органы государственного регулирования инновационного процесса

 в РФ

 

На сегодняшний момент в России сформировалась четырехуровневая система управления инновационным процессом:

1) высший  государственный (федеральный);

2) средний  государственный (отраслевой);

3) государственный  региональный;

4) нижний  государственный (институциональный).

Управление инновационным процессом, по своему содержанию в не зависимости от уровня управления, включает:

а) организационную структуру управления - определенные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

б) систему сбора, обработки и анализа требуемой информации;

в) порядок принятия решений и контроль за их выполнением;

г) систему подбора и расстановки кадров.

Организационное устройство государственного регулирования инновационной деятельности должно обеспечить учет мнений всех заинтересованных структур и обеспечить условия для единого принятия мер по поощрению инноваций.

Субъектами инновационной политики могут быть центральные и местные органы власти, промышленные предприятия и организации государственного сектора, научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента Российской Федерации. В разработке этих документов участвует Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте Российской Федерации был создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.

К основным задачами совета относятся:

-информирование  Президента РФ о процессах, которые происходят в научно-технической сфере;

-разработка  предложений о стратегии научно-технической  политики и организации важнейших направлений в ее осуществлении;

-анализ и  экспертиза поступающих на заключение  Президента РФ программы правовых актов по научно-техническим вопросам;

-разработка предложений о заключении межгосударственной договоренности по научно-техническим вопросам;

-участие  в разработке официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для Президента.

К законодательным органам власти Российской Федерации относятся Государственная дума и Совет Федерации, которые имеют право инициирования законов научно-технической и инновационной в сфере деятельности. И в той и в другой палате функционируют соответствующие комитеты, такие как:

 Комитет  Госдумы по образованию и науке;

Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Главный орган, который координирует деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях - это Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства.

Важнейшими функциями комиссии являются обеспечение единой работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, Российской академии наук, отраслевых академий наук по созданию и исполнению государственной научно-технической политики, поощрение реализации в производстве научно-технических достижений, нахождение путей реформирования научно-технической сферы в рыночных условиях. Похожая деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство образования и науки РФ это центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает организацию и реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществляет меры по формированию и развитию научно-технического потенциала. К основным задачам министерства относят:

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования