Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении зарубежной государственной поддержки инновационной деятельности.
При реализации поставленной цели в работе ставились следующие задачи:
Раскрыть сущность и виды инвестиций
Определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Охарактеризовать методы влияния государства на инновационные процессы

Содержание работы

Введение……………………………………..………………………………………3
1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и виды инноваций…………………………………………………...5
1.2 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов………………………………………………………………………..……8
1.3. Методы влияния государства на инновационные процессы……..………..14
2. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ...............................................................................................................................17
2.1. Органы государственного регулирования инновационного процесса
в РФ………………………………………………………………….………………17
2.2. Цели и принципы государственной инновационной политики……………………………………………………………….……………21
2.3. Направления государственного регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………………….26
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования…..…………………………………………………………...29
3.1. Текущее состояние правового состояния инновационной деятельности……………………………………………………………….……….29
3.2. Тенденции совершенствования правового регулирования в сфере инновационной деятельности…………………………….………………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………..………...39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 119.51 Кб (Скачать файл)

Авторы полагают также целесообразным разработку и принятие специализированных законов об инновационной деятельности в отдельных отраслях экономики, например: «Об инновациях в медицине», «Об инновациях в строительстве», «Об инновациях в сфере безопасности», «О социальной инноватике» и других, а также их последующую кодификацию во исполнение главы 5 модельного закона «Об инновациях», предусматривающую создание «Инновационного Кодекса».

 

 

 

 

Заключение

 

Переход России к рыночной системе хозяйствования сопровождался созданием новой модели инвестиционного процесса, которая основана на многообразии форм собственности, на важном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности.       В составе инвестиций увеличивается роль внутренних источников накоплений промышленных предприятий, последовательно реализуется децентрализация инвестиционной деятельности. Повышен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, которые используются в качестве инвестиций.

Достаточно значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившегося положения, исправления инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, уменьшение уровня инфляции, улучшение управления инвестиционными процессами. Необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Так как одной их главных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в отечественную экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, формирование благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования законодательного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности с помощью должного правового регулирования, формирования для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

В этой связи нельзя не отметить и еще один момент. Сравнительный анализ правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, показывает, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Важнейшей целью государственного регулирования должна стать защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе хозяйствования, к экономической деятельности в условиях рынока, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон об организации страхового дела в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ)
  2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2005.-224с.
  3. Басов А.И. Инновации - главное направление инвестиционного процесса // Финансы и кредит. - 2006. - №5., с.24
  4. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. - М.: Дашков и К, 2008.-740с.
  5. Инновационный менеджмент / Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2006.-238с.
  6. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 128 с.
  7. Ларичева Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №3., с.22
  8. Максименко Е.В. Инновационная деятельность как показатель эффективности реализации конституционной свободы творчества в Российской Федерации // Научно-юридический отчет № 1 / под ред. Т.Д. Зражевской. – Воронеж: Институт регионального законодательства, 2008. - с. 38-71
  9. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. –М.: ИНФРА-М, 2004.–295 с.
  10. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.
  11. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 127 с.
  12. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 238 с.
  13. Птушенко А. Правовая защита интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2002. № 2. С.49.
  14. Сазонникова Е.В. Свобода творчества в системе основных прав и свобод человека и гражданина // Конституционные чтения. – Вып. 3: Актуальные проблемы науки конституционного права: совершенствование основ конституционного строя и правового статуса личности (специальность 12.00.02) / Под ред. Т.Д. Зражевской. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. – С. 142 – 154
  15. Сборник материалов III Всероссийской науч.-практ. конференции, 14 декабря 2007 года / сост. М.С. Шалумов. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – с. 26-28;
  16. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2008. — 448 с.
  17. Хотящева О. М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 230 с.
  18. Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007. – 28 с.
  19. http://nrc.edu.ru/razd1/12.html
  20. http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/about/otchety_doc
  21. http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/activity_lines/regions/analiz.
  22. Юсуфов А. Правовое обеспечение становления инновационной экономики и совершенствования законодательства об интеллектуальной собственности в России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2004. - № 4. – С. 3.
  23. Волынкина М.В. Правовой механизм инновационного предпринимательства: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2004. - с. 9

 

Приложение 1

Данные об использовании объектов интеллектуальной собственности

за 2008 год (в диаграммах) [8, С.454-465.]

 

 

Приложение 2

Закрепление основ инновационной деятельности в Конституциях зарубежных стран

Зарубежное

государство

Извлечения из Конституций

1. Аргентина

«В компетенцию Конгресса входит … содействие всему, что повышает благосостояние страны, ведет к прогрессу всех провинций … поощряя развитие промышленности, … введение и развитие новых отраслей промышленности…» (п. 16 ст. 67)

«Провинции могут с согласия Федерального Конгресса заключать отдельные соглашения для содействия развитию своей промышленности … внедрению новых отраслей промышленности … посредством издания покровительственных законов и на собственные средства» (ст. 107)

2. Белоруссия

«Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов» (ч.2 ст. 51)

3. Венесуэла

«Государство может резервировать за собой использование определенных отраслей промышленности, разработок или служб общественного значения. Оно может также принимать меры экономического характера для рационализации и развития производства, для регулирования обращения и использования богатств страны» (ст. 53).

4. Гватемала

«Обязанностью государства является направлять национальную экономику по пути полного развития и использования естественных ресурсов и человеческих возможностей» (ст. 212)

5. Гондурас

«Не допускается предоставление монополий в пользу частных лиц. Привилегии могут быть установлены на срок не более десяти лет. Для концессий с целью поощрения внедрения или усовершенствования новых видов промышленности … срок может быть установлен до девяноста лет без права дальнейшего продления» (ст. 63)

6. Колумбия

«Департаментское собрание … путем издания постановлений и на средства департамента руководит и содействует развитию существующих  и созданию новых отраслей промышленности …» (п. 2 ст. 187).

7. Македония

«Республика Македония способствует и помогает научному и технологическому развитию» (ст. 47)

8. Никарагуа

«Конгрессу при раздельном заседании Палат, созванном по инициативе исполнительной власти, предоставляется:

2) устанавливать премии и предоставлять временные привилегии, разрешаемые Конституцией авторам и изобретателям, результаты труда которых являются общественно полезными, а также тем, кто ввел новые отрасли промышленности или усовершенствовал существующие» (ст. 149)

9. Португалия

«Государство в экономической и социальной сферах в первую очередь обязано: … обеспечивать благоприятную для развития страны научную и технологическую политику» (ст. 81 п. «j»)

«Целями промышленной политики являются … увеличение технологических и промышленных инноваций» (ст. 100 п. «в»)

10. США

«Конгресс имеет право содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на определенный срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия» (ст. 1 раздел 8).


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования