Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении зарубежной государственной поддержки инновационной деятельности.
При реализации поставленной цели в работе ставились следующие задачи:
Раскрыть сущность и виды инвестиций
Определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Охарактеризовать методы влияния государства на инновационные процессы

Содержание работы

Введение……………………………………..………………………………………3
1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и виды инноваций…………………………………………………...5
1.2 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов………………………………………………………………………..……8
1.3. Методы влияния государства на инновационные процессы……..………..14
2. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ...............................................................................................................................17
2.1. Органы государственного регулирования инновационного процесса
в РФ………………………………………………………………….………………17
2.2. Цели и принципы государственной инновационной политики……………………………………………………………….……………21
2.3. Направления государственного регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………………….26
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования…..…………………………………………………………...29
3.1. Текущее состояние правового состояния инновационной деятельности……………………………………………………………….……….29
3.2. Тенденции совершенствования правового регулирования в сфере инновационной деятельности…………………………….………………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………..………...39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 119.51 Кб (Скачать файл)

-организацию научно-технического прогнозирования;

-выбор и  оценку важнейших направлений развития образования, науки и техники;

-разработку  и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;

-создание  государственных научно-технических  проектов и программ;

-методическое  руководство подготовкой кадров  региональных и межрегиональных  научно-технических проектов и программ;

-финансирование  гражданских научно исследовательских и опытно конструкторских работ общегосударственного значения;

-формирование и улучшение благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;

-развитие соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;

-создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;

-обеспечение  развития государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.

В рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику министерство экономического развития и торговли РФ:

-прямо разрабатывает государственную инновационную политику;

- определяет преимущество в развитии народного хозяйства страны и ее регионов;

- устанавливает  главные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной предприимчивости;

-устраивает разработку федеральных целевых проектов и программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Министерство финансов РФ проводит бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования экономических ресурсов.

Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов отражена  на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации

2.2. Цели и принципы государственной инновационной политики

 

Разработка эффективной государственной научно-инновационной политики является определяющим элементом государственного  регулирования  экономики.

Она должна основываться на таких принципах:

  1. Приоритет инноваций над традиционным производством.

  1. Обеспечение свободы научного и научно-технического творчества, правовой охраны интеллектуальной собственности.

  1. Содействие развитию конкуренции в сферах науки и техники.

  1. Экономичность инновационных процессов.

  1. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.

  1. Достаточность и ограниченность приоритетных направлений.

  1. Гибкость инновационной политики.

  1. Интеграция образования, науки и предпринимательской деятельности.

  1. Обеспечение развития инновационного предпринимательства в регионах путем передачи определенных прав и обязательств на региональный уровень.

  1. Масштабность.

  1. Содействие развитию международного сотрудничества.

Приоритет инноваций над традиционным производством предусматривает признание за наукой ведущей роли в системе продуктивных сил. Только используя в практической деятельности приобретенные знания, - результаты научных исследований, можно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции, самих предприятий, вывести Россию из кризиса.

Обеспечение свободы научного и научно-технического творчества в контексте  инновационной   деятельности  и предусматривает постановку определенной прикладной проблемы, решение которой может дать коммерческие результаты. Государство не должно интересовать, какие научные методы используют ученые, однако полученные результаты должны быть защищены законодательством.

Содействие развитию конкуренции в научно-инновационной сфере означает разумное совмещение государственного  регулирования   инновационной   деятельности  с функционированием инновационных структур в условиях конкурентной среды. Государство стимулирует деятельность малых и новых  инновационных  структур, ограничивает  деятельность  предприятий-монополистов через антимонопольное законодательство и тем самым создает условия для активизации  инновационной   деятельности  в стране или регионе. Увеличивается численность инновационных фирм, конкурирующих между собой, что стимулирует развитие НТП.

Экономичность инновационных процессов означает, что выделенные на нововведения ресурсы оправданы лишь тогда, когда они приводят к коммерческому успеху.

Важнейшей функцией государственного  регулирования  в условиях рынка становится определение приоритетных направлений  инновационной   деятельности  и ресурсное обеспечение соответствующих научных разработок. На государственном уровне эти направления определяются с учетом первостепенных потребностей государства и его инновационного потенциала. Государственная поддержка позволяет в определенных научных отраслях не утратить достигнутые научные позиции или воздействовать на изменение технологического уклада развития экономики. Именно поэтому концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники следует отнести к принципам построения инновационной политики.

Принцип достаточности и ограниченности приоритетных направлений особенно актуален для стран с переходными экономиками. Как правило, определяется одно глобальное направление  инновационной   деятельности , которое берется под контроль государства. После решения этой проблемы направление меняется. Для России таким весомым направлением может стать решение на государственном уровне проблемы энергосбережения. Еще одно-два направления могут быть приняты как приоритетные на региональном или отраслевом уровнях.

Гибкость инновационной политики предусматривает возможность в короткие сроки переориентировать кадровый потенциал и передислоцировать ресурсы на решение других возникающих проблем инновационного направления.

Обеспечение следующего принципа - интеграции образования, науки и предпринимательской деятельности - позволит установить связи между системой образования и научно-производственными системами, а следовательно, ускорить темпы украинского инновационного развития.

Необходимость обеспечения развития инновационного предпринимательства в регионах путем передачи определенных прав и обязательств на региональный уровень обосновывается тем, что в условиях рыночных отношений наблюдается общая децентрализация управления, касающаяся также инновационной сферы. Переход от административного управления к государственному регулированию экономики выдвигает регион на качественно новый уровень. Структурная перестройка экономики региона основывается на возможности использования геополитического положения региона и его научно-инновационного потенциала - научных кадров, материально-технической базы, финансовых и инвестиционных институтов.

Масштабность  инновационной   деятельности  означает, что чем больше значимость результатов  инновационной   деятельности, тем больше стимулирующих рычагов необходимо задействовать, чтобы эффект от внедрения инновации остался на той территории, где она реализована.

Содействие развитию международного сотрудничества обеспечит для инновационной сферы РФ международный трансферт технологий (в том числе информационных), приведет к увеличению иностранных инвестиций.

Главными целями государственной инновационной политики РФ являются:

-организация экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

-увеличение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе разработки и популяризации базисных и улучшающих инноваций;

-поддержка активизации инновационной деятельности и развитию рыночных отношений, а также предпринимательства в инновационной сфере;

-усиление государственной поддержки инновационной деятельности, увеличение эффективности использования государственных ресурсов, которые направлены на создание инновационной деятельности;

-содействие  расширению взаимодействия субъектов РФ при выполнении инновационной деятельности;

-реализация мер по поддержке отечественной инновационной продукции на мировом рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Важнейшими направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития Российской Федерации, являются:

  1. деятельность по организации, освоению и расширению техники и технологий, ведущие к определяющим изменениям в технологическом базисе страны. Как правило, эти работы носят межотраслевой характер и не могут решаться при имеющемся отраслевом принципе организации и планировании производства;
  2. деятельность по крупным отраслевым научно-техническим программам и проектам, которые требуют масштабной концентрации ресурсов и, которые, не под силу отдельным предприятиям и организациям;
  3. научно-техническое обеспечение мероприятий, которые направлены на осуществление социальных целей общества;
  4. направления научно-технического прогресса, связанного с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Итогом осуществления новой инновационной политики должны быть:

-качественно  новый уровень ресурсосбережения, рост фондоотдачи, производительности труда, уменьшение энергоемкости, материалоемкости, капиталоемкости продукции, приобретение ее высокой конкурентоспособности и, как результат, основное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону сокращения сырьевого сектора экономики и расширения вклада обрабатывающих отраслей;

-качественно  новый уровень жизни населения  в результате улучшения бытовой предметной среды для населения;

-получение высокого уровня социальной направленности научно-технического прогресса за счет распространения новых технологических систем, которые обеспечивают экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Следует создать систему социальных нормативов, которые регламентируют требования к новым технике и технологиям, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда.

Для осуществления социальных гарантий следует создать механизм переподготовки кадров. Необходимо создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников.

 

 

 

 

 

2.3. Направления государственного  регулирования   инновационной   деятельности

 

Государственное  регулирование   инновационной   деятельности  осуществляется путем:

• определения и поддержки приоритетных направлений  инновационной   деятельности  государственных, отраслевого, регионального и местного уровней;

• формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных инновационных программ;

• создания нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования  инновационной   деятельности;

• защиты прав и интересов субъектов  инновационной   деятельности;

• финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;

• стимулирования коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, кредитующих выполнение инновационных проектов;

• установления льготного налогообложения субъектов  инновационной   деятельности;

• поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры.

Субъектам  инновационной   деятельности  для выполнения ими инновационных проектов может быть предоставлена государственная финансовая поддержка путем:

  1. полного беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) приоритетных инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Российской Федерации и средств местных бюджетов;

  1. частичного (до 50%) беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) инновационных проектов за счет средств государственного бюджета и средств местных бюджетов при условии привлечения к финансированию проекта остатка необходимых средств исполнителя проекта и (или) других субъектов  инновационной   деятельности;

  1. полной или частичной компенсации (за счет средств государственного бюджета и средств местных бюджетов) процентов, выплачиваемых субъектами  инновационной   деятельности  коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов;

  1. предоставления государственных гарантий коммерческим банкам, которые осуществляют кредитование приоритетных инновационных проектов;

  1. имущественное страхование реализации инновационных проектов у страхователей в соответствии с Законом России «О страховании» [1].

Особенности в налогообложении  инновационной   деятельности :

  1. В течение срока действия свидетельства о государственной регистрации инновационного проекта и при условии, что выполнение проекта начато не позже восемнадцати месяцев от даты его государственной регистрации, налогообложение объектов  инновационной   деятельности  осуществляется в порядке, по которому 50 процентов налога на добавленную стоимость по операциям по продаже товаров (выполнению работ, предоставление услуг), связанных с выполнением инновационных проектов, и 50 процентов налога на прибыль, полученного от выполнения этих проектов, остаются в распоряжении налогоплательщика, зачисляются на его специальный счет и используются им исключительно на финансирование  инновационной, научно-технической  деятельности  и расширение собственных научно-технологических и опытно-экспериментальных баз.

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: текущее состояние и направления совершенствования