Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение путей повышения конкурентоспособности ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и понятия конкуренции и конкурентоспособности.
Разобрать методику сравнительного анализа конкурентов.
Дать краткую характеристику ОАО «ХПРК».
Провести сравнительный анализ конкурентов.
Оценить конкурентоспособность ОАО «ХПРК».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого успеха 6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2 Методика сравнительного анализа конкурентов 13
2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Сравнительный анализ конкурентов 26
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 29
3 Предложения по повышению конкурентоспособности ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания» 31
3.1 Предложения по совершенствованию коммуникативной политики предприятия 31
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого успеха 6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2 Методика сравнительного анализа конкурентов 13
2 Анализ конкурентоспособности
ОАО «Хабаровская
2.1 Организационно-экономическая
2.2 Сравнительный анализ
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 29
3 Предложения по повышению
конкурентоспособности ОАО «
3.1 Предложения по
3.2 Предложения по улучшению
кадровой политики предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Значение стратегического
Если раньше считалось, что большой
имеет лучшие шансы победить в
конкуренции по сравнению с маленьким,
то теперь все более ясным становится
факт, что преимущества в конкурентной
борьбе получает более быстрый. Ускорение
изменений в окружающей среде, появление
новых запросов и изменение позиции
потребителя, возрастание конкуренции
за ресурсы, интернационализация бизнеса,
появление новых, зачастую совершенно
неожиданных возможностей для осуществления
бизнеса, развитие информационных сетей,
делающих возможным молниеносное распространение
и получение информации, широкая
доступность современных
Практика бизнеса показала, что
не существует конкурентной стратегии,
единой для всех компаний, как и
не существует единого универсального
стратегического управления. Каждая
фирма уникальна в своем роде,
и процесс выработки
Таким образом, актуальность изучения и применение методов конкурентной борьбы в управлении фирмой все больше возрастает. Именно это и определило выбор темы курсовой работы.
Объектом исследования является конкурентоспособность ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания».
Предмет исследования курсовой работы - эффективность конкурентной позиции ОАО «ХПРК».
Целью курсовой работы является определение
путей повышения
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Методами исследования в данной работе явились: сбор теоритического и практического материала, анализ и синтез, системный подход, логический и графический методы.
Теоретической и методологической
основой исследования данной курсовой
работы являются научные труды отечественных
ученых (таких как Демин, Маркова, Фатхутдинов,
Дмитрук и другие) по проблемам оценки
и повышения конкурентоспособности продукции,
а также информация (история, статистические
данные и т.д.), предоставленная самим предприятием.
В условиях постоянно меняющегося
состояния маркетинговой среды
предпринимательские структуры
оказываются в сфере
Конкуренция - один из сущностных признаков
рынка, форма взаимного соперничества
субъектов маркетинговой
Конкуренция выступает также инструментом в устранении и предотвращении монополий.
В соответствии с Законом РФ «О конкуренции на товарных рынках» [1] конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Упорядоченная, введенная в определенные законом рамки, справедливая конкуренция встроена в механизм менеджмента. Конкурентная борьба - составная часть менеджерской деятельности.
В последнее время в России явно
проявляется тенденция к
Конкурентоспособность фирмы - это
реальная и потенциальная способность
предприятия с учетом имеющихся
у него для этого возможностей
проектировать, изготовлять и реализовывать
в конкретных условиях товары, которые
по своим потребительским и
Конкурентоспособность фирмы, как
и всякого предприятия –
В качестве показателей эффективности деятельности фирмы могут использоваться такие показатели, как рентабельность, объем продаж и их модификации (рентабельность продаж, рентабельность активов, оборачиваемость товаров и др.)
Конкурентоспособность предприятия
в самом широком смысле можно
определить как способность к
достижению собственных целей в
условиях противодействия конкурентов.
Отсюда следует, что мерилом
Цели предприятия, как правило, имеют временную привязку, поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определенного времени.
Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Вследствие этого затрудняется прогнозирование ситуаций и долгосрочное планирование.
Конкурентоспособность является важной интегральной характеристикой деятельности предприятия, но ее повышение не должно становиться самоцелью [8]. Необходимо ориентироваться на то, чтобы конкурентоспособность предложения, располагаемых ресурсов и менеджмента предприятия были достаточны для реализации выбранной конкурентной стратегии в целях получения желаемых результатов деятельности.
Но, чтобы выиграть в конкурентной
борьбе, нужно обладать определенным
преимуществом на рынке, уметь создать
факторы превосходства над
В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности [6]. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
При первом уровне конкурентоспособности
предприятий менеджеры
Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких "сюрпризах" ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы "осчастливить" потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению - излишества.
Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция из далекой и неясной становится близкой и зримой. Одного умения выпускать продукцию надлежащего качества и наладить регулярный менеджмент недостаточно. Нужно позаботиться о том, как превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т.п.
Характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности проявляются в следующем: понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы (особенно по телевидению) в продвижении продукта; слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции. Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить — тем лучше) и любые проблемы со сбытом "отпадут" сами собой; чуть ли не органическое неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа. Недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. При необходимости увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются; непонимание роли фактора управления в целом. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом (от типа организационных структур управления до систем внутрифирменного планирования, когда любой техпромфинплан просто переименовывается в бизнес-план).
Доминирование в Российской Федерации
(РФ) компаний первого уровня конкурентоспособности
обусловлено, с одной стороны, слабостью
конкуренции на внутреннем рынке
из-за его ненасыщенности, когда
многие бывшие государственные предприятия,
выпускавшие некачественную продукцию,
стоят, и потребителю ничего не остается,
как брать то, что завозится
из-за рубежа, тесными связями уцелевших
на рынке предприятий с местными
или федеральными органами власти,
бюджетными деньгами. С другой стороны,
оно объясняется упорством (заслуживающим
лучшего применения), с которым
органы государственной власти всех
уровней противятся банкротству
явно неконкурентоспособных
Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы "внешне нейтральными". Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.