Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение путей повышения конкурентоспособности ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и понятия конкуренции и конкурентоспособности.
Разобрать методику сравнительного анализа конкурентов.
Дать краткую характеристику ОАО «ХПРК».
Провести сравнительный анализ конкурентов.
Оценить конкурентоспособность ОАО «ХПРК».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Конкурентоспособность предприятия как фактор его коммерческого успеха 6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2 Методика сравнительного анализа конкурентов 13
2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Сравнительный анализ конкурентов 26
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 29
3 Предложения по повышению конкурентоспособности ОАО «Хабаровская производственно-ремонтная компания» 31
3.1 Предложения по совершенствованию коммуникативной политики предприятия 31
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Такие компании следуют тем же принципам
и подходам в управлении качеством
продукции и в контроле за уровнем
запасов, и внутрипроизводственных
заделов, устанавливают такие же
по характеру отношения с
К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся: превращение маркетинга в главную функцию управления - эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт; изучение рынка для них не пустой звук, а планомерная повседневная аналитическая работа, направленная на определение тех "заветных струн" в душе потенциальных потребителей, которые можно задеть действительно эффективной рекламой; стремление стать маркетинго ориентированными фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка; более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п. Здесь руководители фирм стремятся пригласить на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь на их высокую квалификацию и профессиональные качества.
Однако любая копия всегда хуже оригинала. На определенном этапе прямое заимствование передового опыта уже не прибавляет конкурентоспособности фирме. Перед руководством таких компаний возникает вопрос: если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их главные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно "дорастают" до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отраслей, а не « плетутся у них в хвосте».
Отличительные черты компаний третьего
уровня конкурентоспособности
Производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы "поддерживается изнутри". На его развитие сориентированы все другие подразделения организации; в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы.
Вместе с тем есть компании, для которых и этого оказывается недостаточно. Так, авиакомпания, обслуживающая местные авиалинии, стремится к максимальной гибкости и оперативности в организации обслуживания пассажиров. Вероятно, для своих нужд она выберет другой тип авиалайнера, чем крупная авиакомпания, обслуживающая всю территорию страны. Это не означает, что она получит сравнительные преимущества перед мелкой авиафирмой, которая использует то же самое оборудование. В данном случае успех будет зависеть уже от того, насколько эффективно каждая из компаний использует одну и ту же технику, от того, какими сравнительными преимуществами обладает не только производственная система предприятия, но и ее система управления. Иными словами, успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле.
Компании, которым удалось достичь
четвертого уровня конкурентоспособности,
оказываются впереди
Изучение конкурентов дает представление о положении предприятия на рынке.
Контроль за конкурентами позволяет
удовлетворить специфические
Анализ конкуренции – важное
направление маркетинговых
Анализ деятельности конкурентов – это одна из обязанностей специалистов по маркетингу, осуществляемая в целях:
На основе государственных регистров и собственных наблюдений составляется конкурентный лист-список конкурентов, т.е. фирм, выпускающих или продающих товары, аналогичные товарам нашей фирмы. Выявленные конкурирующие предприятия могут быть сгруппированы по нескольким признакам (размеру, типу, виду рынка и товарной специализации).
Формируя базу сведений о
конкурирующих товарах и
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.
Процесс анализа конкурентоспособности предприятия начинается с определения основных конкурентов.
Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.
В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.
К таким аспектам относятся:
-стратегия в области
-стратегия в области ценовой политики;
-стратегия в области
При выявлении основных конкурентов
в соответствии с типами стратегий
необходимо учитывать степень мобильности
стратегий конкурентов и
Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:
-фирмы, склонные к рыночной
экспансии, которые действуют
на географически сложных
-фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;
-крупные фирмы-покупатели
-крупные поставщики
-мелкие фирмы, которые в
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
С точки зрения результативности деятельности фирм – конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные параметры, требующие изучения:
В процессе анализа очень важно
дать развернутое смысловое
Оценка возможностей фирмы
позволяет построить
Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.
На основе анализа полученных
оценок выявляются сильные и слабые
стороны конкурентной борьбы по все
изученным направлениям конкурентоспособности.
Далее разрабатываются
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.
Рисунок 1 - Многоугольник конкурентоспособности
Иногда определяется интегральный показатель конкурентоспособности (хотя представляется, что сравнительный анализ по отдельным показателям является гораздо более полезным). В данном случае определяются следующие данные:
На уровень