Предложения по совершенствованию делегирования полномочий на ЗАО «Стеклолюкс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.
Задачи работы:
раскрыть понятие и сущность делегирования полномочий
показать, какие аргументы предъявляют противники метода делегирования полномочий и на чем они основаны
раскрыть основные принципы делегирования полномочий
проанализировать распределение задач, полномочий и ответственности на ЗАО «Стеклолюкс» и дать предложения по совершенствованию делегирования полномочий на ЗАО «Стеклолюкс» .

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
Делегирование полномочий. Барьеры при осуществлении процесса делегирования……………………………………………………………….5
Выбор заданий для делегирования……………………………………...12
Выбор исполнителей……………………………………………………...14
Основные принципы делегирования полномочий……………………...16
Делегирование как составная часть децентрализации. Централизация и децентрализация управления: преимущества и недостатки……………19
3. ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «СТЕКЛОЛЮКС»
2.1. Характеристика ЗАО «Стеклолюкс»……………………………………26
2.2. Анализ распределения задач, полномочий и ответственности на ЗАО «Стеклолюкс»……………………………………………………………………28
2.3. Предложения по совершенствованию делегирования полномочий на
ЗАО «Стеклолюкс»…………………………………………………………...30
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….34
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

2. Принцип функциональной дефиниции.

Принцип функциональной дефиниции означает, что, чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия; чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями — тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать.

3.Скалярный принцип.

Скалярный принцип относится  к цепочке прямых должностных  отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.

Ясное понимание скалярного принципа — есть необходимое условие для нормального функционирования организации. Подчиненные должны знать, во-первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И хотя командная цепочка вполне может использоваться самостоятельно для передачи только информации, отказ от нее при принятии решений приводит к нарушению системы принятия решений и подрыву самой системы управления.

4.Принцип уровня полномочий.

Принцип уровня полномочий означает, что сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции.

5. Принцип единоначалия.

Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы. Принцип единоначалия весьма полезен для внесения ясности в систему взаимосвязей полномочия — ответственность.4

6.Принцип безусловной ответственности.

Поскольку ответственность, будучи взятым на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

7.Принцип соответствия полномочий и ответственности.

Ответственность за те или иные действия не может превышать предполагавшуюся объемом делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее. Данное соответствие не носит математического характера, оно скорее пространственно-временного порядка, поскольку и полномочия, и ответственность касаются выполнения одной и той же задачи.

 

1.5. Делегирование как составная часть децентрализации. Централизация и децентрализация управления: преимущества и недостатки

Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию  управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.

От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решении перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случаи известен как централизация, второй — как децентрализация.

 Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация - разделение задач по определенным признакам.

Термин «централизация»  относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т. е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников. В случае, когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать - это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.

Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники — выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.5

Децентрализация требует  такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки. Во-первых, в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают. Во-вторых, децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции. В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действий ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в развитие фирмы.

Процесс децентрализации  требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и несение расходов. Приходится, в частности, разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов.

Схематичное изображение  централизации(слева) и децентрализации(справа)

Важнейшими преимуществами системы с централизованной структурой можно считать следующие:

1. Высокие мобилизационные  способности.

Поскольку в централизованной системе принятое на высоком уровне решение является обязательным для  всех нижестоящих подсистем, система  может мобилизовать все свои ресурсы  на решение сложных задач, требующих  мощной реакции, - например, на отражение агрессии или решение в кратчайшие сроки таких задач, которые требуют напряжения и согласованной работы гигантского количества подсистем.

2. Относительно малое  время реакции на воздействия  (внутренние или внешние).

В основном это определяется тем, что в централизованной структуре относительно невелико "расстояние" от подсистемы нижнего уровня до центра, принимающего решения, обязательные для всех подсистем. Правда, сказанное верно не для любых централизованных систем. Если число уровней велико, то, во-первых, путь, проходимый информацией по направлению к центру, немал, а, во-вторых, на каждом уровне подсистемами вносится свой "шум" и информация хотя бы в малой части искажается. Поэтому дошедшая до центрального управляющего звена информация может не соответствовать действительному положению дел и, соответственно, центр может принять решения, неадекватные ситуации и способные нанести вред всей системе вследствие отдачи неправильных или просто бестолковых команд. Можно сказать, что иерархические структуры более чем с пятью-семью уровнями, являются неустойчивыми именно из-за слишком большого искажения информации при передачи её через уровни. Для организационных систем снизить уровень вносимого шума можно, применив компьютерные информационные системы. Тогда у централизованной структуры управления появляется возможность расти ещё некоторое время.

3. В централизованной  системе достаточно просто реализовать  процессы информационного взаимодействия (координации действий более низкого  уровня)

В иерархической системе  создается принципиальная возможность  глобальной оптимизации управления системой в целом.

Из приведенных базовых  свойств можно сформировать достаточно большое количество частных достоинств централизованных структур, что можно применять в своей жизнедеятельности:

1. Для развивающейся организационной структуры при быстром росте системы различные подсистемы растут с разной скоростью, сильное и грамотное централизованное управление может не позволить некоторым подсистемам развиваться за счет других или в ущерб целям организации в целом.

2. Централизованное управление в условиях дефицита квалифицированных кадров в области менеджмента позволяет более эффективно использовать знания и опыт тех профессионалов, какие имеются в наличии, устанавливая их в вершинах иерархии управления.

Относительные недостатки централизованных структур:

1. В целом недостаточно  высокие адаптационные способности  (негибкость) системы.

Для того чтобы реорганизовать систему, подсистемам требуется " убедить" в этой необходимости центральное звено системы, которое часто считает, что именно оно владеет полной информацией и пониманием проблем. Учитывая, что в "большой" централизованной системе уровни вносят свой информационный шум, и центр может не получать объективной информации о состоянии подсистем, подобное убеждение может не иметь успеха.

2. Относительно низкая  надежность системы.

Поскольку всем в конечном счете заведует центр, и он же является самым информированным, уничтожение  центра, перегрузка или поломка приводят к дезорганизации и даже разрушению системы в целом. Определенным решением проблемы можно считать усиленную защиту центра от внешних агрессивных воздействий и увеличение избыточности в средствах коммуникации.

3. Сильная зависимость  поведения всей системы от поведенческих характеристик центра.

Раз центр принимает  решения, обязательные для всех подсистем, поведение системы определяющим образом зависит от "грамотности" центрального звена или характера  идеи, реализуемой центральным органом. Можно даже сказать, что централизованная система имеет характер того объекта, который находится в центре управления системой (в общественно-экономических системах вспомним Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева. - Так психология конкретного политического деятеля существенно меняла характер государства и поведение его на международной арене).

В природных централизованных системах ядро всегда несет в себе наиболее важные поведенческие "гены", определяя "правила игры" других подсистем во внутренней среде системы  в целом.

Плюсы децентрализации.

Децентрализованная структура  является другой крайностью по сравнению  с централизованной. Ее преимущества по сравнению с последней:

1. Высокие адаптационные  способности (структурная гибкость).

В децентрализованной системе  нет ярко выраженного "самого важного" звена (подсистемы) и главных связей. Другими словами, отсутствует "непререкаемый авторитет" или ключевой элемент. Поэтому о том, как изменить свои связи, каждая подсистема принимает самостоятельно. Отсюда система в целом относительно легко может изменить свою структуру в зависимости от ситуации и своих собственных критериев правильности поведения.

2. Относительно высокая  надежность функционирования.

Раз в сети нет главной  подсистемы, то и неполадки в каких-либо подсистемах не могут привести к распаду системы. Система в определенной степени избыточна - почти всегда найдется какая-то подсистема, которая заменит выбывшую.

Следствие преимуществ  сетевой системы:

-устойчивость поведения системы в целом от некомпетентности одной или некоторого количества подсистем. Здесь суть опять же в том, что никто в общем случае не является авторитетом или управляющим звеном, поэтому и реагировать на чьи-либо "неправильные" действия другим подсистемам нет необходимости.

Недостатки децентрализованной системы:

1. Низкие мобилизационные способности.

2. В общем случае  большое время реакции системы  на внешние воздействия.

Данные "недостатки" просты для понимания и являются инверсными свойствам централизованной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «СТЕКЛОЛЮКС»

2.1 Характеристика ЗАО  «Стеклолюкс»

 

ЗАО "Стеклолюкс" начало свою деятельность в 2005 г. Организационно-правовой формой предприятия является закрытое акционерное общество – акции  которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. В настоящий момент оно располагает административным зданием, двумя производственными цехами, складским помещением. Всего на предприятии занято 39 человек, непосредственно в производстве – 27 человек.

Информация о работе Предложения по совершенствованию делегирования полномочий на ЗАО «Стеклолюкс»