Предложения по внедрению инструментов стратегического анализа в систему управления ООО "Строительное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные понятия и особенности стратегического управления, а также провести стратегический анализ предприятия на примере ООО "Строительное управление".
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить теоретические основы стратегического управления;
- проанализировать этапы стратегического управления;
- выявить сущность стратегического планирования;
- проанализировать стратегическое планирование на предприятии ООО "Строительное управление";
- предложить пути совершенствования стратегического управления на примере ООО "Строительное управление".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы стратегического анализа в системе управления организацией
1.1 Сущность основных понятий стратегического анализа
1.2. Методы стратегического анализа
2. Исследование стратегического потенциала ООО "Строительное управление"
2.1. Финансово - экономическая деятельность организации
2.2. Характеристика внутренней среды организации
2.3. Характеристика внешней среды организации
3. Предложения по внедрению ИНСТРУМЕНТОВ стратегического анализа в систему управления ООО "Строительное управление"
3.1. STEP-анализ организации
3.2. SWOT- анализ организации
заключение
Список использованной литературы И ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

стратегический анализ.docx

— 183.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы  стратегического анализа в системе  управления организацией

1.1 Сущность основных понятий  стратегического анализа

1.2. Методы стратегического  анализа

2. Исследование стратегического потенциала ООО "Строительное управление"

2.1. Финансово - экономическая деятельность организации

2.2. Характеристика внутренней  среды организации

2.3. Характеристика внешней  среды организации

3. Предложения по внедрению  ИНСТРУМЕНТОВ стратегического анализа  в систему управления ООО "Строительное  управление"

3.1. STEP-анализ организации

3.2. SWOT- анализ организации

заключение

Список использованной литературы И ИСТОЧНИКОВ

приложениЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Новые условия хозяйствования, порождаемые рыночными преобразованиями, требуют соответствующей парадигмы  управления. В результате стремительной  трансформации российской экономики  руководителям предприятий были автоматически переданы все функции  управления, которые ранее выполняли  отраслевые министерства и ведомства, в том числе и функции стратегического  управления. К этому оказались  не готовы ни сами руководители, в задачу которых прежде входила только реализация оперативных функций по организации  выполнения спущенных сверху заданий, ни внутренняя организация предприятий.

Главное отличие рыночной экономики заключается в том, что она работает не на заданиях, спускаемых сверху, а на спросе потребителей и в соответствии с влиянием внешней  и внутренней среды на деятельность предприятий. Идеология стратегического  управления существенно отличается от идеологии планового производства. Стратегическое управление решает более сложные задачи выбора перспективных видов бизнеса при неясной в информационном плане будущей конъюнктуры рынка и политики по отношению к тем видам бизнеса, которые успешны сегодня, но которые могут потерять свои приоритеты в будущем в связи с изменениями в общественных потребностях и потребительских приоритетах. Эти изменения имеют тенденцию нарастания, и в последние годы многие предприятия функционируют в условиях стратегических неожиданностей, потери контроля над внешней средой, замедления темпов роста и ограниченности ресурсов.

Нынешние условия в  России требуют рассмотрения проблем  построения методологии управления предприятиями, которая позволила  бы, с одной стороны, описать функционирование организаций через процессы стратегического  управления; с другой, показать внутреннюю природу механизмов стратегического  управления и факторы, обеспечивающие реализацию выбранных стратегий, в  единстве стратегического, тактического и оперативного управления.

Особенность стратегического  управления состоит в том, что  в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е. очень велика роль искусства. Поэтому  теория стратегического управления формируется на основе обобщения  практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают  на то, с помощью чего можно добиться успешного результата. Иными словами, теория стратегического управления говорит о том, что в управлении организацией может помочь ей добиться успеха на рынке.

Объект исследования – предприятие ООО "Строительное управление".

Предметом исследования является стратегический анализ предприятия на примере ООО "Строительное управление".

Цель исследования – рассмотреть основные понятия и особенности стратегического управления, а также провести стратегический анализ предприятия на примере ООО "Строительное управление".

Задачи, решаемые в ходе работы:

-  определить теоретические основы стратегического управления;

-  проанализировать этапы стратегического управления;

-  выявить сущность стратегического планирования;

-  проанализировать стратегическое планирование на предприятии ООО "Строительное управление";

-  предложить пути совершенствования стратегического управления на примере ООО "Строительное управление".

Структура работы: введение, основная часть – три главы, заключение, список использованной литературы и  приложения.

Для написания работы использовалась специальная литература по организации  и управлению предприятием, стратегическому  планированию и управлению, экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы стратегического анализа в системе управления организацией

1.1 Сущность основных  понятий стратегического анализа

В настоящее время существует множество определений стратегий. По мнению В.Д.Марковой и С.А.Кузнецовой (О.С. Виханский.- М.: Изд-во МГУ,2003.-512с.) "стратегия"- это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.

Существует несколько  отличительных черт стратегий:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким – либо немедленным действием.

2. Сформулированная стратегия  должна быть использована для  разработки стратегических проектов  методом поиска.

3. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной информацией о различных альтернативах.

4. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация.

Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления  стратегических решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении  собственного ресурсного потенциала предприятия  с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке 60-70х  гг. для того, чтобы обозначить разницу  между текущим управлением на уровне производства и управлением  на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.

Как и любой процесс  управления, стратегическое управление обязательно включает этапы стратегического  анализа, стратегического выбора и  реализации стратегии.

Вот так это выглядит схематично:

Рис.1.1.1. Этапы стратегического  менеджмента

Рассмотрим каждый из этих этапов.

Стратегический анализ. Этап стратегического анализа интерпретирует стратегическое положение организации  с помощью, во-первых, определения  изменений, которые возникали в  экономическом окружении, и выявления  их воздействия на организацию и  ее деятельность, во-вторых, определения  преимуществ и ресурсов организации  в зависимости от этих изменений.

Основная цель стратегического  анализа - оценка ключевых воздействий  на нынешнее и будущее положение  организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.

Одним из результатов стратегического  анализа является определение общих  целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании  целей определяются задачи. Они используются для представления показателей  стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут  иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели выражены в цифрах, удобны для сравнения  сильных и слабых сторон различных  вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.

Можно выделить три компонента стратегического анализа.

1. Цель и задачи. Этот  первый компонент стратегического  анализа определяет цель, основные  задачи, властные отношения внутри  организации. Цель и основные  задачи составляют фон, в условиях  которого формулируются предполагаемые  стратегии, а также критерии, по  которым они оцениваются.

Цель определяет смысл  существования организации и  характер ее деятельности. Основные задачи устанавливают, что организация  намерена выполнить в среднесрочном  и долгосрочном плане для достижения цели.

2. Анализ внешней обстановки. Вторым компонентом стратегического  анализа является исследование  внешней обстановки или характеристик  внешней среды, в которой действует  организация. Организация существует  на фоне сложной внешней обстановки, которая включает множество элементов  (политические, технологические, социальные  и экономические). Внешняя обстановка претерпевает значительные изменения, что ставит перед организацией стратегические вопросы.

Необходимо провести различие между двумя взаимосвязанными средами: микро- и макросредой организации. Микросреда – это непосредственная или отраслевая среда, т.е. та обстановка, в которой действует организация. Ей соответствует понятие "ближнее  окружение" организации. Оно включает оценку конкурентной структуры отрасли, а также ключевых параметров развития отрасли. Микросреда является специфической  для данной организации, каждая организация  обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание  действующих факторов.

Макросреда предполагает изучение макроэкономических, социальных, юридических, международных и технологических  факторов, которые могут влиять на организацию. Макросреда одинакова  для всех работающих в ней организаций.

Внешняя обстановка может  создавать возможности или угрозы для организации. Развивая эту мысль, американские теоретики менеджмента  Г. Джонсон и К. Скулз (1989) (Ансофф И. Стратегическое управление.-М.: Экономика, 2002.-450с.)указывают, что внешняя среда с точки зрения перспективы стратегического управления представляет две основные проблемы. Первая – формирование обоснованной точки зрения на общее или основное воздействие внешней обстановки. Вторая – сложность попыток проанализировать влияние каждой переменной среды.

3. Анализ внутренних ресурсов. Третий компонент стратегического  анализа. Он определяет комплектность  и качество ресурсов, имеющихся  в распоряжении организации по  направлениям ее деятельности. Простым  методом исследования внутренних  ресурсов является учет ключевых  преимуществ и недостатков организации.  Более сложный путь – это  использование концепции "цепочки  образования стоимости".

Цель анализа состоит  в том, чтобы разработать общую  картину внутренних воздействий  и ограничений, накладываемых на стратегический выбор. Внутренний анализ сосредотачивается на двух областях: выявление сильных и слабых сторон организации и определение ожиданий и возможностей влиять на процесс стратегического планирования владельцев и персонала. Работники являются важным объектом этапа внутреннего анализа.

Стратегический выбор. Второй этап стратегического процесса управления, в котором можно выделить три  компонента.

1. Выработка вариантов  стратегии. Стратегический выбор  включает выработку серии стратегических  альтернатив, исходя из целей  компании, ее преимуществ и недостатков,  а также внешних возможностей  и угроз. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий. На этом этапе фигурирует следующий основной вопрос: какие направления стратегического развития кажутся наиболее приемлемыми? При разработке стратегий важно учесть возможное количество вариантов, так как существует тенденция учитывать только наиболее приемлемые варианты и уже на ранних этапов выдвижения альтернатив отбрасывать остальные.

2. Оценка вариантов стратегии.  В процессе стратегического анализа  должны быть оценены различные  варианты стратегии корпорации. Для того чтобы выбрать тот  или иной вариант, разработчики  стратегии сравнивают их между  собой, учитывая, в какой мере  каждый из них способен обеспечить  достижение целей организации.  Оптимальный вариант стратегии  должен обеспечить наилучшее  соотношение между сильными и  слабыми сторонами организации,  возможностями и угрозами внешней  среды.

3. Выбор стратегии, стратегические  линии поведения и планы. Выбор  стратегии представляет собой  отбор тех вариантов из предложенных на предыдущей стадии, которые соответствуют критериям и которым собирается следовать руководство. Он может представлять собой одну стратегию или же целый набор альтернатив. Важно подчеркнуть, что обычно не бывает жестко определенного плана последовательности действий по выбору из альтернативных вариантов стратегии. Решение о выборе стратегии будет сильно зависеть от оценок и ожиданий от топ – менеджеров и других групп поддержки, выбор, как правило, является предметом умозаключений руководства и не всегда является рациональным, так как топ – менеджеры делают выбор, исходя из собственной системы ценностей.

Реализация стратегии. Третьим, заключительным и самым продолжительным  этапом стратегического процесса является реализация стратегии. В это время  претворяется в жизнь та стратегия, которую выбрало руководство. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией. Эта система определяет: какие подразделения будут нести ответственность и за что, какая потребуется переподготовка рабочей силы. Особо значимыми мероприятиями при реализации стратегии являются следующие:

Информация о работе Предложения по внедрению инструментов стратегического анализа в систему управления ООО "Строительное управление"