Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть основные понятия и особенности стратегического управления, а также провести стратегический анализ предприятия на примере ООО "Строительное управление".
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить теоретические основы стратегического управления;
- проанализировать этапы стратегического управления;
- выявить сущность стратегического планирования;
- проанализировать стратегическое планирование на предприятии ООО "Строительное управление";
- предложить пути совершенствования стратегического управления на примере ООО "Строительное управление".
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы стратегического анализа в системе управления организацией
1.1 Сущность основных понятий стратегического анализа
1.2. Методы стратегического анализа
2. Исследование стратегического потенциала ООО "Строительное управление"
2.1. Финансово - экономическая деятельность организации
2.2. Характеристика внутренней среды организации
2.3. Характеристика внешней среды организации
3. Предложения по внедрению ИНСТРУМЕНТОВ стратегического анализа в систему управления ООО "Строительное управление"
3.1. STEP-анализ организации
3.2. SWOT- анализ организации
заключение
Список использованной литературы И ИСТОЧНИКОВ
Существенным минусом организационного фактора является недостаточная квалификация руководства и менеджеров фирмы.
Необходимо повышение квалификации в первую очередь менеджеров, а также руководства ООО "Строительное управление".
Анализ факторов внешней среды, основных угроз и возможностей представлен в табл. 3.1.4.
Вывод по табл. 3.1.4: практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации предприятия.
И наоборот, любая возможность дает ООО "Строительное управление" шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.
Табл. 3.1.4 Анализ факторов внешней среды предприятия.
Факторы внешней среды |
Оценка качества |
Важность | ||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | ||
ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: |
||||||
1. ПОКУПАТЕЛИ: |
||||||
1.1. Крупные клиенты |
+ |
0,05 | ||||
1.2. Мелкие клиенты |
+ |
0,04 | ||||
1.3. Угроза неплатежа со стороны покупателя |
+ |
0,04 | ||||
1.4. Угроза потери покупателя |
+ |
0,05 | ||||
1.5. Важность появления нового покупателя |
+ |
0,04 | ||||
1.6. Возраст покупателя |
+ |
0,03 | ||||
1.6.1. от 16 до 25 лет |
+ |
0,05 | ||||
1.6.2. от 26 до 45 лет |
+ |
0,04 | ||||
1.6.3. от 46 до 55 лет |
+ |
0,04 | ||||
1.6.4. от 56 и старше |
+ |
0,03 | ||||
2. КОНКУРЕНТЫ: |
||||||
2.1. Преимущества |
+ |
0,05 | ||||
2.2. Слабость |
+ |
0,04 | ||||
2.3. Борьба с конкурентами |
+ |
0,04 | ||||
3. ПОСТАВЩИКИ: |
||||||
3.1. Надежность |
+ |
0,05 | ||||
3.2. Необходимость поиска нового поставщика |
+ |
0,03 | ||||
3.3. Репутация |
+ |
0,04 | ||||
3.4. Цены поставок |
+ |
0,05 | ||||
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА: |
||||||
4.1. Устойчивость законов,
по которым работает |
+ |
0,05 | ||||
4.2. Возможность появления новых законов |
+ |
0,03 | ||||
4.3. Субсидии |
+ |
0,05 | ||||
4.4. Налоги |
+ |
0,04 | ||||
ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: |
||||||
5. Уровень социально- |
+ |
0,02 | ||||
6. Уровень научно-технического развития экономики |
+ |
0,03 | ||||
7. Уровень научно-технической развития отрасли |
+ |
0,04 | ||||
8. Экономические кризисы внутри страны |
+ |
0,03 |
Табл. 3.1.5 Список основных угроз и возможностей
Угроза |
Возможность |
Последствия для предприятия |
Возможные меры для избежания угрозы или не использования возможностей |
Потеря клиента |
Финансовые потери, а в случае потери крупного клиента, значительные; возможно, уменьшение з/платы сотрудников или сокращение штата. Падение репутации предприятия |
Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с клиентом | |
Появление клиента |
Дополнительный рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств |
Скидки, рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок. | |
Преимущества конкурентов |
Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка |
Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться "обойти" конкурента другими преимуществами. | |
Слабость конкурентов |
Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов |
Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка. При очень бедственном положении конкурента, предложить ему объединиться для устранения других конкурентов | |
Потеря поставщика |
Срыв поставок, финансовые убытки, потеря клиентов, падение авторитета фирмы, поиск нового поставщика |
Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы | |
Появление нового поставщика |
Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов |
Перезаключение договоров
имеет смысл делать только тогда,
когда новый поставщик имеет
хорошую репутацию или | |
Введение дополнительных налогов |
Повышение стоимости продукции |
Попытка получения налоговых льгот | |
Предоставление государством субсидий |
Снижение стоимости продукции, расширение предприятия и увеличение объемов производства |
Попытка получения новых субсидий |
Таким образом, в третьей главе были рассмотрены основные методы совершенствования управления стратегическим развитием ООО "Строительное управление".
Анализ деятельности фирм, успешно реализовавших свои стратегии, показывает, что они в своей деятельности следовали следующим правилам.
Цели, стратегии и планы
были хорошо доведены до работников, с
тем, чтобы добиться с их стороны
не только понимания того, что делает
фирма, но и неформального вовлечения
в процесс выполнения стратегий,
в частности выработки у
Руководство не только своевременно обеспечивало поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имело план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировало достижение каждой цели. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Первый этап — углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
- окончательное уяснение
сущности определенных целей,
выработанных стратегий, их
- более широкое доведение
идей стратегий и смысла целей
до сотрудников фирмы с целью
подготовки почвы для
Второй этап состоит в
том, что высшее руководство должно
принять решения по эффективному
использованию имеющихся у
На третьем этапе высшее
руководство принимает решения
по поводу организационной структуры.
Выясняется соответствие имеющейся
организационной структуры
Четвертый этап состоит в проведении необходимых изменений в фирме, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Проблема изменений исключительно тонкая, сложная и болезненная. Изменения не могут быть проведены без учета объективных факторов, задающих условия и возможности проведения таких изменений. Часто требуется несколько лет для того, чтобы провести серьезное изменение на фирме.
Пятый этап участия высшего руководства в реализации стратегии состоит в том, что оно проводит пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого возникающие обстоятельства.
Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде.
заключение
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Старая мудрость о том, что не бывает попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда плывет, образно иллюстрирует это положение. Но целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.
Анализ деятельности фирм, успешно реализовавших свои стратегии, показывает, что они в своей деятельности следовали следующим правилам.
Цели, стратегии и планы
были хорошо доведены до работников, с
тем, чтобы добиться с их стороны
не только понимания того, что делает
фирма, но и неформального вовлечения
в процесс выполнения стратегий,
в частности выработки у
Руководство не только своевременно
обеспечивало поступление всех необходимых
для реализации стратегии ресурсов,
но и имело план реализации стратегии
в виде целевых установок и
фиксировало достижение каждой цели.
В процессе реализации стратегии
каждый уровень руководства решает
свои определенные задачи и осуществляет
закрепленные за ним функции. Решающая
роль принадлежит высшему
Особенность процесса выполнения
стратегии состоит в том, что
он не является процессом ее реализации,
а лишь создает базу для реализации
стратегии и достижения фирмой поставленных
целей. Очень часто наблюдаются
случаи, когда фирмы оказываются
не в состоянии осуществить
Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии - это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.