Предпринимательская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состояла в раскрытии понятий коммерция и коммерческая деятельность, раскрытии особенностей предпринимательства в торговле и проведение анализа и оценки предпринимательской деятельности на примере магазина «Спорттовары». Данная тема является достаточно проработанной авторами: В.Я. Горфинкеля, В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой, Е.В. Стояновой и др. Задачи курсовой работы:
Изучение сущность торгового предпринимательства
Рассмотреть особенности организации предпринимательства в торговле
Исследовать предпринимательскую деятельность магазина «Спорттовары»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность торгового предпринимательства…………………………...6
1.1. Виды предпринимательской деятельности…………………………...…….6
1.2. Особенности организации предпринимательства в торговле………....…15
1.3. Механизм, принципы и функции предпринимательства в сфере торговли…………………………………………………………………………..19
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Анализ и оценка предпринимательской деятельности в сфере коммерции (по материалах магазина «Спорттовары»)………………………..25
2.1. Характеристика объекта исследования…………………...……………….25
2.2. Анализ предпринимательской деятельности торгового предприятия......30
2.3. Меры по совершенствованию предпринимательской деятельности
магазина «Спорттовары».................................................................................….35
Выводы…………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность торгового предпринимательства…………………………...6

1.1. Виды предпринимательской деятельности…………………………...…….6

1.2. Особенности организации предпринимательства в торговле………....…15

1.3. Механизм, принципы и функции предпринимательства в сфере торговли…………………………………………………………………………..19

Выводы …………………………………………………………………………..24

Глава 2. Анализ и оценка предпринимательской  деятельности в сфере коммерции (по материалах магазина «Спорттовары»)………………………..25

2.1. Характеристика объекта исследования…………………...……………….25

2.2. Анализ предпринимательской деятельности торгового предприятия......30

2.3. Меры по совершенствованию предпринимательской деятельности

магазина «Спорттовары».................................................................................….35

Выводы…………………………………………………………………………...40

Заключение……………………………………………………………………….41

Библиографический список……………………………………………………..44

Приложения……………………………………………………………………...46 

Введение

 

Торговля  является неотъемлемым звеном общественного  производства товаров и услуг  в широком смысле этой экономической  категории. В широком понятии  понятие производство объединяет 3 сферы общественной деятельности: непосредственное производство товаров и услуг, обмен произведённым, потребление.

Более подробным рассмотрением понятия производство является разделение его на 4 стадии: производство, распределение, обращение, потребление. Таким образом, торговое предпринимательство осуществляет свою деятельность в сфере обмена, а точнее на стадии обращения, но не охватывает стадию распределения (финансы, перераспределение средств, капитала).

Торговля  представляет собой отрасль хозяйства, выполняющую функции обращения  товаров, обеспечивающую их движение из сферы производства в сферу потребления, то есть торговля – это коммерческая деятельность по обороту, купле и  продаже товаров. Иначе говоря, торговля – это коммерция, однако присутствуют свои нюансы.

Предпринимательство в сфере торговли является звеном коммерческого предпринимательства, которое, в свою очередь, делится  на торговое предпринимательство и  посредническое предпринимательство.

Данная  работа является актуальной учитывая, что в России предпринимательство в сфере торговли совсем недавно было ведущим видом предпринимательства, в то время как предпринимательство в сфере производства находилось в глубоком кризисе. Наибольшего значение торговое предпринимательство имело в период перехода от административно-командного регулирования экономикой к рыночным методам в 90-е годы XX века. Эта сфера, ранее сильно ограниченная государством, стала бурно развиваться главным образом как частное, индивидуальное предпринимательство.

Предпринимательская деятельность является одним из важных, но не единственным фактором экономического и социального развития многих стран. При этом бесконтрольное, ничем не регулируемое предпринимательство (без  надзора государства) так же вредно, как и административно-командная система. Предпринимательство необходимо для развития конкурентной среды, чтобы конечный потребитель продукции имел право выбора, а не довольствовался тем, что ему навязывают по не понятной цене частные предприниматели или госпредприятия. Государству к тому же зачастую не выгодно заниматься многими направлениями экономической деятельности, поэтому появляется необходимость возникновения частной предпринимательской деятельности.

Особенностью  курсовой работы является то, что торговое предпринимательство рассматривается  в тесной взаимосвязи с коммерческой деятельностью – деятельностью  без которой современная торговля не была бы возможна. Также подробно рассматривается структура торгового  предпринимательства: функции, этапы, принципы, механизм; основные направления  развития в России, а также особая деятельность, стимулирующая торговлю – маркетинг.

Цель работы состояла в раскрытии понятий коммерция и коммерческая деятельность, раскрытии особенностей предпринимательства в торговле  и проведение анализа и оценки предпринимательской деятельности на примере магазина «Спорттовары». 

Данная  тема является достаточно проработанной  авторами: В.Я. Горфинкеля, В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой, Е.В. Стояновой и др.

Задачи  курсовой работы:

    • Изучение сущность торгового предпринимательства
    • Рассмотреть особенности организации предпринимательства в торговле
    • Исследовать предпринимательскую деятельность магазина «Спорттовары»
    • Провести анализ и разработать мероприятия по улучшению торговой деятельности магазина «Спорттовары»

Научная новизна: впервые в данном магазине будет проведён анализ и оценка предпринимательской деятельности.

Практическая значимость: предложенные меры позволят увеличить эффективность торговой деятельности магазина «Спорттовары».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, иллюстрированных тремя таблицами, список литературы включает 21 литературный источник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность торгового предпринимательства

 

1.1. Виды предпринимательской деятельности

 

Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно  физическим лицом. В России, как и  во многих странах, для ведения предпринимательской  деятельности физическому лицу требуется  регистрироваться в качестве индивидуального  предпринимателя.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным  признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим  формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые  из них. По виду, или назначению, предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Для малого предприятия характерны все эти виды предпринимательской деятельности.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в определенном виде собственности. По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

В числе  организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. Также к основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги [19].

Производственное  предпринимательство можно назвать  ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются  услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к  рыночной экономике эта сфера  деятельности претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные  связи, нарушилось материально-техническое  обеспечение, упал сбыт продукции, резко  ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого широкому развитию производственного предпринимательства, особенно в сфере малого бизнеса, в ближайшие годы предстоит уделить  наибольшее внимание. Состав производственного  предпринимательства наглядно представлен  на рис. 1 приложений.

Любой предприниматель, решивший заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие  конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем  предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности невелика, а риск существенно высок.

Следующий этап производственного предпринимательства - приобретение или аренда (наем) факторов производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация. Производственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные[16].

Основные  производственные фонды включают здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь, прочие основные фонды. Оборотные производственные фонды составляют: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент, производственный инвентарь, запасные части для ремонтов. Сюда же относятся покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Далее предприниматель  приобретает всю необходимую  ему информацию о возможности  привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке  сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги и т.д. [17].

Для начала производственной деятельности предпринимателю: надо иметь необходимый стартовый  капитал. Если такого капитала нет, то предприниматель обращается в коммерческий банк или к обладателю свободных  денежных средств за получением кредита  Можно избрать и другой путь - получение предпринимателем в кредит факторов производства, а также в  аренду – помещения, оборудования (сырья, материалов, информации и др.). В любом  случае предприниматель должен будет  вернуть кредитору позаимствованную у него денежную сумму или сумму, равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование ссудой. Денежные субсидии, как правило, на льготных условиях могут  и должны предоставлять предпринимателю, особенно начинающему, государственные  структуры.

Косвенными  участниками производственной предпринимательской  деятельности являются федеральные  и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция, налоговая  полиция. Они выполняют чисто  фискальную функцию, изымая у предпринимателя  в федеральный и местный бюджеты  налоги, обязательные платежи, отчисления, штрафы, пошлины и т.п.

Результатом производственной деятельности предпринимателя  являются реализация продукции, работ  или услуг покупателю, потребителю  и получение выручки определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составляет прибыль предпринимателя.

Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная (чистая) прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности предпринимателя-производственника. Общая финансовая оценка деятельности предпринимателя определяется показателем рентабельности, который рассчитывается как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства. Наиболее полное представление об эффективности конкретного производственного предпринимательского проекта даст соответствующий раздел бизнес-плана.

Касаясь инновационного предпринимательства, следует упомянуть и о получившем в последние годы широкое развитие венчурном бизнесе. Венчурный бизнес трактуется как рисковый бизнес. Это  одна из форм технологических нововведений. Венчурный бизнес характерен для  коммерциализации результатов научных  исследований в наукоемких и в  первую очередь в высокотехнологичных  областях, где получение эффекта  не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается обычно коммерческая научно-техническая  фирма, занятая разработкой и  внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, т.е. с рискованным  вкладом капитала. Надо отметить, что  малые предприятия играют важную роль в развитии инновационного предпринимательства. В свою очередь, венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед  другими формами организации  инновационного предпринимательства  в малом бизнесе - высокую гибкость, динамизм и др. Венчурное предпринимательство  базируется на принципах разделения и распределения риска. Оно позволяет  авторам идей, не имеющим в достаточном  объеме собственных средств, реализовать  эти идеи.

Информация о работе Предпринимательская деятельность