Предпринимательская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состояла в раскрытии понятий коммерция и коммерческая деятельность, раскрытии особенностей предпринимательства в торговле и проведение анализа и оценки предпринимательской деятельности на примере магазина «Спорттовары». Данная тема является достаточно проработанной авторами: В.Я. Горфинкеля, В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой, Е.В. Стояновой и др. Задачи курсовой работы:
Изучение сущность торгового предпринимательства
Рассмотреть особенности организации предпринимательства в торговле
Исследовать предпринимательскую деятельность магазина «Спорттовары»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность торгового предпринимательства…………………………...6
1.1. Виды предпринимательской деятельности…………………………...…….6
1.2. Особенности организации предпринимательства в торговле………....…15
1.3. Механизм, принципы и функции предпринимательства в сфере торговли…………………………………………………………………………..19
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Анализ и оценка предпринимательской деятельности в сфере коммерции (по материалах магазина «Спорттовары»)………………………..25
2.1. Характеристика объекта исследования…………………...……………….25
2.2. Анализ предпринимательской деятельности торгового предприятия......30
2.3. Меры по совершенствованию предпринимательской деятельности
магазина «Спорттовары».................................................................................….35
Выводы…………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

Магазин «Спорттовары»  расположен  по адресу г. Иваново ул. Лежневская д. 163.

Юридический адрес: г. Иваново ул. Колотилова 10-54.

Режим работы магазина: с 9:00 до 18:00 без выходных и  перерывов на обед.

В магазине «Спорттовары» работает 5 человек: это  директор, бухгалтер два продавца, уборщица.

Организационная структура управления магазином «Спорттовары» представлена на рисунке 1.

 

 

Рис. 1.Организационная структура управления магазином «Спорттовары»


 

Магазин «Спорттовары» был открыт в целях осуществления предпринимательской деятельности, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными целями деятельности данного магазина являются:

  • удовлетворение спроса покупателей;
  • получение прибыли.

Магазин «Спорттовары» осуществляет розничную  торговлю с населением, либо розничную  торговлю с населением и оптовую  торговлю с юридическими лицами и  частными предпринимателями без  образования отдельного юридического лица.

Прибыль полученная магазином в результате его хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующими законами. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение магазина.

По форме  товарной специализации данный магазин  следует отнести к группе специализированных магазинов. Ассортимент которых построен на базе спортивной группы товаров.

По ценовым  уровням реализуемых товаров  исследуемый магазин можно отнести  к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и  имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с  ценами, удовлетворяющими различные  контингенты покупателей.

Продажа товаров осуществляется традиционным методом, т.е. через прилавок.

Магазин «Спорттовары» по типу здания является встроенным т.е. помещение расположена на первом этаже жилого дома. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим.

По размеру  торговой площади магазин относится  к мелким. К мелким магазинам в  условиях городской застройки относят  обычно магазины, с торговой площадью до 250 кв.м. Торговая площадь магазина «Спорттовары» составляет 42 кв.м.

Магазин имеет зону для парковки индивидуального  транспорта. Все зоны хорошо благоустроены  и создают благоприятные санитарно-гигиенические  и комфортные условия для покупателей.

Для беспрепятственного движения покупателей устроен тротуар. Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования создана хозяйственная  зона.

Интерьер  торгового зала оформлен просто и  лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские  свойства для удобства покупателей. Конфигурацию торгового зала магазина можно считать рациональной, так как его форма приближена к квадрату.

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия являются: валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.

Магазин «Спорттовары» имеет следующие данные о валовом доходе (см. табл. 1).

Информация  о валовом доходе магазина «Спорттовары руб.            Таблица 1.

Показатель

Факически за прошлый год (2009)

Отчетный год (2010)

отклонение

В % к прошлому году

План

факт

% выполнения

От плана

От прошлого года

Розничный товарооборот, руб.

3174650

3300000

3453335

104,6

+153335

+278685

108,8

Общая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.

486307

490000

490859

100,2

+859

+4552

100,9

Средний уровень валового дохода в % к обороту

15,3

14,8

14,2

95,8

+0,6

+1,6

92,7

Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счёт валового дохода, руб.

102806

103400

103580

100,2

+180

+774

100,8

Сумма валового дохода,

остающегося в распоряжении предприятия, руб.

383501

386600

387279

100,2

+689

+3778

101,0

Уровень валового дохода, остающегося  в распоряжении торгового предприятия, в % к обороту.

12,1

11,7

11,2

95,7

-0,5

-0,9

92,6


Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия  возрос по сравнению с планом на 689 рублей, или на 0, 2 %; по сравнению  с прошлым годом увеличился на 3778 рублей или на 1%. На его размер положительно повлияло увеличение общей  суммы валового дохода от реализации товаров на 859 рублей, и отрицательно – рост налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (против плана на 180 рублей и прошлого года на 774 рублей). В этой связи понизился уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия (в % к обороту) по сравнению с данными плана и прошлого года соответственно на 0,5% к обороту и на 0,9% к обороту, что с отрицательной стороны характеризует финансовые результаты деятельности торгового предприятия, хотя по сумме произошло увеличение.

В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показателем оценки хозяйственной  деятельности предприятий, так как  в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль является одним  из источников стимулирования труда, производственного  и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала. Данные о прибыли магазина «Спорттовары» представлены в приложении.

План  по прибыли от реализации товаров  перевыполнен на 21654 рублей или на 75,2%. В динамике прибыль от реализации товаров возросла на 23750 рублей. Это  произошло в основном за счёт существенного  снижения издержек обращения в 2007 году по сравнению с планом на 21406 рублей, или на 9,1%, по сравнению с прошлым  годом на 18867 рублей или на 4,7%.

Балансовая  прибыль предприятия по сравнению  с планом и в динамике соответственно увеличилась на 17079 рублей и 18060 рублей.

Отрицательно  на балансовую прибыль влияют вне реализационные расходы в основном это налоги и сборы, по сравнению с планом они увеличились на 287 рублей, с прошлым периодом на 303 рубля.

Для характеристики экономической эффективности торгового  предприятия, а также в целях  проведения сравнительного анализа  необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и её уровень. Уровень  прибыли характеризует рентабельность торгового предприятия - один из показателей  эффективности его деятельности.

 

 

2.2. Анализ предпринимательской  деятельности торгового предприятия

 

Анализ  товарооборота позволяет оценивать  соответствие имеющихся товаров  спросу населения для принятия мер  по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению  товарооборачиваемости, ритмичности  и равномерности продаж.

Рассмотрим  анализ розничного товарооборота в  динамическом аспекте с помощью  индексного метода. Для индексного метода характерным является сопоставление  двух периодов - отчетного и базисного.

Его начинают с определения объема товарооборота  в денежном выражении или в  натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды. Динамика реализации продукции магазина «Спорттовары» представлена в таблице 2.

 

Динамика  реализации продукции магазина «Спорттовары»    Таблица 2.

Год

Фактический Товарооборот (руб.)

Цепной темп роста, %

Базисный темп роста, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

2008

3004377

3004377

100,00

100,00

100,00

100,00

2009

3174650

2974650

98,4

89,46

98,4

89,46

2010

3453335

3053335

123,2

121,03

121,3

108,28


 

При анализе  динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой  темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью  логарифмов по формуле средней геометрической:

 

Средний товарооборот Формула 1.

 

Где Тф −  фактический товарооборот;

Тб −  базовый товарооборот;

п – количество анализируемых периодов.

Из таблицы  видно, что за последние три года розничный товарооборот увеличился на 448958 руб., что составляет 14,7% к фактическому товарообороту 2005 года.

Этот  прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 8,28 %, что составило 48958 руб. (3053335-3004377), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 400000 руб. (3453335-3053335).

Розничный товарооборот фирмы за 2010 год в сопоставимых ценах составил 3453335 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2008 году составил всего 8,28 %. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров уменьшился в 2009 году на 1,6 %, в 2010 году увеличился на 23,2%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.

Товарооборот  предприятия в поквартальном  разрезе. Определим удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте. Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах представлен в таблице 3.

 

 

Товарооборот  в поквартальном разрезе в  действующих ценах  Таблица 3.

Кварталы

2009 год

2010 год

Отклонение

(-), (+)

Темп отклонения, (%)

Сумма,

руб.

Удельный вес, %

Сумма,

руб.

Удельный вес, %

I квартал

1608390,1

25,766

1645105,32

21,386

+36 715,22

102,28

II квартал

1386180

22,206

1643746

21,368

+257 566

118,58

III квартал

1636481

26,216

2173700

28,257

+537 219

132,83

IV квартал

1611340

25,812

2229980

28,989

+618 640

138,39

Итого

3174650

100,00

3453335

100,00

+1450140,22

123,23


 

Товарооборот  магазина за отчетный год вырос на 23,23%, абсолютный прирост составил 1 450 140руб. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот магазина «Спорттовары» распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был первый квартал, наименее напряженным – четвертый.

Информация о работе Предпринимательская деятельность