Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель работы состояла в раскрытии понятий коммерция и коммерческая деятельность, раскрытии особенностей предпринимательства в торговле и проведение анализа и оценки предпринимательской деятельности на примере магазина «Спорттовары». Данная тема является достаточно проработанной авторами: В.Я. Горфинкеля, В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой, Е.В. Стояновой и др. Задачи курсовой работы:
Изучение сущность торгового предпринимательства
Рассмотреть особенности организации предпринимательства в торговле
Исследовать предпринимательскую деятельность магазина «Спорттовары»
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность торгового предпринимательства…………………………...6
1.1. Виды предпринимательской деятельности…………………………...…….6
1.2. Особенности организации предпринимательства в торговле………....…15
1.3. Механизм, принципы и функции предпринимательства в сфере торговли…………………………………………………………………………..19
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Анализ и оценка предпринимательской деятельности в сфере коммерции (по материалах магазина «Спорттовары»)………………………..25
2.1. Характеристика объекта исследования…………………...……………….25
2.2. Анализ предпринимательской деятельности торгового предприятия......30
2.3. Меры по совершенствованию предпринимательской деятельности
магазина «Спорттовары».................................................................................….35
Выводы…………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..44
В I квартале отчетного года относительный прирост составил всего 2,28 %, а абсолютное увеличение составило 36 715,22 руб.
Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом значительно увеличился на 18,58 %, прибыль составила 257 566 руб.
В III квартале товарооборот по сравнению с 2006 годом вырос на 32,83%, абсолютное отклонение составило 537 219 рублей.
В IV квартале наблюдается рост: относительный − 38,39 %, а абсолютное отклонение составило 618 640 руб.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что уменьшился удельный вес I квартала (с 25,766% по 21,386%), а также II квартала ( с 22,206 % по 21,368 %). Удельный вес III, IV квартала увеличился по сравнению с плановым годом. Но товарооборот по кварталам в 2006 и в 2007 распределяется не равномерно.
Для определения
равномерности развития розничного
товарооборота целесообразно
Среднее квадратичное отклонение формула 2.
(2)
Где: - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
- процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
- число месяцев (кварталов)
Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Коэффициент вариации формула 3.
(3)
Где: - среднее квадратичное отклонение;
- темп отклонения товарооборота за квартал.
По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя.
Коэффициент ритмичности формула 4.
(4)
Где: - коэффициент вариации.
Для расчета
этих показателей выполняется
Расчеты для определения коэффициента ритмичности Таблица 4.
Квартал |
Темп отклонения (%) |
Х-Хсреднее |
(Х-Хсреднее)^2 |
I квартал |
102,28 |
-20,74 |
430,1476 |
II квартал |
118,58 |
-4,44 |
19,7136 |
III квартал |
132,83 |
+9,81 |
96,2361 |
IV квартал |
138,39 |
+15,37 |
236,2369 |
Xсреднее |
123,02 |
- |
15133,9204 |
Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 61,51. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 50%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.
На основе квартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера. Сезонность продажи товаров по кварталам года представлена в таблице 5.
Определение сезонности продажи товаров по кварталам года Таблица 5.
Квартал |
2008год Сумма, руб. |
2009год Сумма, руб. |
2010год Сумма, руб |
итого за три года Сумма, руб. |
средний за три года Сумма, руб. |
Коэффициент сезонности, % |
I |
993177,11 |
1608390,1 |
1645105,32 |
4246672,53 |
1415557,51 |
83,77 |
II |
1347140 |
1386180 |
1643746 |
4377066 |
1459022 |
86,34 |
III |
2155040 |
1636481 |
2173700 |
5965221 |
1988407 |
117,67 |
IV |
1848020,01 |
1611340 |
2229980 |
5689340,01 |
1896446,67 |
112,22 |
Итого за год |
6343377,12 |
6242391,1 |
7692531,32 |
20278299,54 |
6759433,18 |
400 |
Сред.кварт.т/от |
1585844,28 |
1560597,78 |
1923132,83 |
5069574,89 |
1689858,3 |
- |
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в III квартале (117%), а наименьший в I квартале (83%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2007 года.
2.3. Меры по совершенствованию предпринимательской деятельности
магазина «Спорттовары»
Оборачиваемость оборотных средств – это длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и кончая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукта предприятие может произвести с одной и той же суммой оборотных средств.
В разных
хозяйствующих субъектах
Наиболее эффективным способом ускорения оборачиваемости является нормирование запасов. Поэтому магазину «Спорттовары» для снижения величины запасов и затрат необходимо провести инвентаризацию запасов с целью выявления в них неликвидных, но отягощающих его баланс.
Также рекомендуется,
с целью изыскания
Длительность одного оборота в днях определяется на основании формулы:
О = С0:(Т:Д), или О = (С0 х Д):Т,
где О - длительность одного оборота, дней;
С0 - остатки оборотных средств (среднегодовые или на конец планируемого (отчетного) периода), руб.;
Т - объем товарной продукции (по себестоимости или в ценах), руб.;
Д - число дней в отчетном периоде.
В случае Магазин «Спорттовары» объем товарной продукции по себестоимости за 2006 г. - 350520 тыс. руб. при сумме оборотных средств на конец этого года 137341 тыс. руб. Длительность одного оборота равна 98 дням (137341*252/350520).
Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за год (полугодие, квартал), и определяется по формуле:
К0 = Т:С0,
где К0 - коэффициент оборачиваемости, то есть количество оборотов. В случае Магазин «Спорттовары» коэффициент оборачиваемости составил 2,56 (350520/137341). Следовательно, данные оборотные средства совершили 2,56 оборота за год. В то же время этот показатель означает, что на каждый рубль оборотных средств приходилось 2,56 руб. реализованной продукции.
Коэффициент загрузки оборотных средств – это показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств приходящихся на единицу (1 руб., 1 тыс. руб., 1 млн. руб.) реализованной продукции. Исчисляется по формуле: Кз = Со:Т, где Кз - коэффициент загрузки оборотных средств. Исходя из приведенных выше данных по магазину «Спорттовары» коэффициент загрузки составил 0,391 (137341/350520). Следовательно, на 1 руб. реализованной продукции приходится 0,391 руб. оборотных средств. Этот показатель свидетельствует о неэффективном использовании оборотных средств.
Основные показатели состояния денежных средств магазина «Спорттовары», проанализированные во второй части настоящей работы, представлены в таблице 6. По этим данным можно сделать следующие выводы (рекомендации):
Основные показатели состояния денежных средств. Таблица 6.
2008 |
2009 |
2010 | |
ДСо - денежные средства на конец периода, в сопоставимых ценах тыс. рублей |
21839 |
5245 |
42641 |
ПФЦ - продолжительность финансового цикла, дни |
52,06 |
47,07 |
143,71 |
Каб. - коэффициент абсолютной ликвидности |
0,281 |
0,234 |
0,596 |
Тоб- период оборота, дни; |
4,39617 |
4,65679 |
3,75085 |
ЧП- чистая прибыль, тыс. руб. |
34 |
18274 |
26470 |
ДСт- денежные средства по текущей деятельности, тыс. руб. |
360591 |
399860 |
418164 |
Изменение остатков денежных средств
на конец кварталов носит
В свою очередь, такое положение дел влияет на значения коэффициента абсолютной ликвидности, значения которого к концу 2008 г. и в 1 квартале 2009 г. снижаются. Это может негативно сказаться на состоянии ликвидности организации. К тому же, к концу 2008 г. резко возросла величина дебиторской задолженности. Поэтому необходимо следить за состоянием дебиторской задолженности и размером денежных средств, а также за своевременной оплатой покупателями, т.е. сроками погашения дебиторской задолженности.
Несмотря на уменьшение остатков денежных средств организации на конец анализируемых периодов, в целом финансовое положение предприятия можно признать благоприятным. Дело в том, что сведения об остатках денежных средств берутся по данным бухгалтерского баланса, который составляется на определенную дату и поэтому содержит статичную информацию. Для того чтобы сделать более полный вывод о состоянии денежных средств обратимся к показателю чистой прибыли и показателю денежных средств, полученных в результате применения косвенного метода анализа денежных потоков. Как видно из расчетов организация в каждом периоде имела чистую прибыль
Размер денежных средств, которыми
организация располагала и
Аналогичную тенденцию имеет и показатель длительности оборота денежных средств. Анализ, приведенный выше показывает, что у организации преобладает дебиторская задолженность над кредиторской. Это неплохая тенденция, однако чрезмерное превышение дебиторской задолженности с уменьшением денежных средств на конец периода, что и произошло в 2008 г. может негативно сказаться на платежеспособности организации, так как происходит изъятие средств из оборота, деньги не участвуют в ПФЦ и не могут приносить дополнительный доход.
Магазин «Спорттовары» не занимается инвестиционной и финансовой деятельностью, несомненно в современных условиях дополнительные доходы могли бы помочь предприятию упрочить свое финансовое состояние, добиться получения большей прибыли. Таким образом, Магазин «Спорттовары» можно предпринять следующие меры по упрочению финансового состояния:
1. Немного увеличить коэффициент
ликвидности до нормального
2. Постараться сократить сроки
погашения дебиторской
3. Попытаться получить больше
прибыли от основной