Предпринимательская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состояла в раскрытии понятий коммерция и коммерческая деятельность, раскрытии особенностей предпринимательства в торговле и проведение анализа и оценки предпринимательской деятельности на примере магазина «Спорттовары». Данная тема является достаточно проработанной авторами: В.Я. Горфинкеля, В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой, Е.В. Стояновой и др. Задачи курсовой работы:
Изучение сущность торгового предпринимательства
Рассмотреть особенности организации предпринимательства в торговле
Исследовать предпринимательскую деятельность магазина «Спорттовары»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность торгового предпринимательства…………………………...6
1.1. Виды предпринимательской деятельности…………………………...…….6
1.2. Особенности организации предпринимательства в торговле………....…15
1.3. Механизм, принципы и функции предпринимательства в сфере торговли…………………………………………………………………………..19
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Анализ и оценка предпринимательской деятельности в сфере коммерции (по материалах магазина «Спорттовары»)………………………..25
2.1. Характеристика объекта исследования…………………...……………….25
2.2. Анализ предпринимательской деятельности торгового предприятия......30
2.3. Меры по совершенствованию предпринимательской деятельности
магазина «Спорттовары».................................................................................….35
Выводы…………………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  более детально основные этапы предпринимательской  деятельности в торговле:

Стоит отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой  торговлей, в значительной степени  отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.

Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является её информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, относится  информация о спросе и конъюнктуре  рынка, об объёмах и структуре  производства товаров, информацию о  самом товаре (его потребительских  свойствах, качестве и т.п.). Большое  значение имеет информация о численности  и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности. И, наконец, коммерческие структуры, работающие на рынке, должны располагать информацией  о потенциальных возможностях конкурентов.

На базе имеющейся информации переходят  к следующему этапу предпринимательской  деятельности в торговле – определению  потребности в товарах. При этом определяется ёмкость рынка и  его сегментов, обосновывается ассортимент  необходимых товаров.

Важным  этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнёров, с которыми должны быть установлены  хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных  поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объём предлагаемых товаров, условия поставок, цена и  т.д.).

На следующем  этапе коммерческой деятельности решается вопрос об установлении договорных отношений  с поставщиками товаров. Должны быть согласованы все моменты, связанные  с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить чёткий контроль.

На этом заканчиваются коммерческие операции по оптовым закупкам товаров. Далее  следует целый комплекс технологических  операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приёмкой товаров по количеству и  качеству, их хранением, перемещением и т.д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям –  на предприятиях оптовой торговли и  на предприятиях розничной торговли.

 

1.3. Механизм, принципы и функции предпринимательства в сфере торговли

 

Предпринимательство в сфере торговли осуществляется на основе таких принципов:

  • организационно-хозяйственная независимость – самостоятельность и свобода выбора субъектами хозяйствования организационно-правовых форм и видов торговой деятельности, характера отношений с другими субъектами рынка, специализации и ассортиментного профиля торговых предприятий, методов обслуживания покупателей;
  • открытость – доступность торговых услуг для всех категорий потребителей, приоритетное рассмотрение их интересов, избежание дискриминации покупателей;
  • цивилизованность – высокий уровень торгового обслуживания;
  • самоокупаемость – возвращение субъектами хозяйствования расходов в процессе торговой деятельности, предотвращение банкротства и финансовой недееспособности предприятий;
  • конкурентоспособность субъектов хозяйствования – эффективное функционирование в условиях конкурентной среды и конкурентной борьбы при условии не нарушения антимонопольного законодательства;
  • регулируемость – соответственное реагирование торговой сферы на влияние координирующих и корректирующих внешних факторов через систему правовых, научно-технических, инвестиционных, других механизмов государственного регулирования;
  • суровая материальная и финансовая ответственность контрагентов за выполнением взятых обязанностей.

Сущность  торговой операции состоит в том, что сначала предприниматель  закупает товар Т у собственника (чаще производителя). Он уплачивает за купленный товар его собственнику денежную сумму Гз, которая зависит от количества товара и его цены за единицу. Далее предприниматель продаёт товар покупателю и получает соответственную денежную сумму Гр. Из суммы выручки от реализации товара отчисляются расходы на оплату наёмных рабочих, транспортировку, содержание торгового помещения, аренду, расходы на хранение товаров, амортизацию, рекламу, налоги и др.

 

Т Т


 Гз Гр

 

 

 

Условные  обозначения:

Т – товар;

Гр – плата за купленный товар;

Гз – соответственная сумма от реализации товара.

Рис.1. Схема совершения предпринимательства в сфере торговли.

 

В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

1. Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. Она осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

2. Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

3. Инновационная (творческо – поисковая) функция свойственна предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

4. Социальная функция заключается в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

5. Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.

6. Политическая функция предпринимательства состоит в том, что на определённом этапе своего развития, окрепший, количественно и качественно изменившийся слой мелких, средних, а иногда и крупных предпринимателей нуждается в том, чтобы эффективно доносить свои пожелания до исполнительной власти страны, снимать бюрократические препоны на пути развития своего бизнеса. Сверхкрупные компании работают с государством напрямую, а все остальные могут себе это позволить только объединившись в союзы.

 

Выводы

Рассмотрев сущность торгового предпринимательства можно сделать выводы:

Важнейшим видом  предпринимательской деятельности является производственная. Здесь осуществляется основная фаза производственного цикла - производство продукции и услуг, этому виду предпринимательства  относятся инновационная, научно-техническая  и информационная деятельность, непосредственно  производство продукции.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным  признакам:

  • виду деятельности
  • формам собственности
  • количеству собственников
  • организационно-правовым.

По виду, или назначению, предпринимательскую деятельность можно подразделить на:

  • производственную
  • коммерческую
  • финансовую
  • страховое
  • посредническое
  • консультативную

Все эти виды могут функционировать раздельно  или вместе.

В числе  организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. Также к основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.

В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.

 

 

Глава 2. Анализ и оценка предпринимательской деятельности в сфере коммерции на материалах магазина «Спорттовары»

 

2.1. Характеристика объекта исследования

 

Собственником магазина «Спорттовары» является индивидуальный предприниматель Кольцова Е.И. которая зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Иваново (свидетельство № 000462891, постановка на учет и открытие от 13.03.2008 г., ИНН 370213402405). Фирменное наименование магазина - «Спорттовары».

Предприятие является коммерческой организацией. Предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Предприятие имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке. Предприятие является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом.

Для осуществления  своей деятельности ИП Кольцова открыла в установленном порядке расчетный счет в банке, имеет самостоятельный баланс и свою печать.

Вид деятельности ИП Кольцовой осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности согласно коду по ОКВЭД 52.48.23  (Розничная торговля спортивными товарами, рыболовными принадлежностями, туристским снаряжением, лодками и велосипедами). И по коду ОКВЭД 51.47.35  (Оптовая торговля спортивными товарами, включая велосипеды).

На данный момент ИП Кольцова арендует встроенное помещение общей площадью 60  кв.м. В котором открыла магазин «Спорттовары»

Информация о работе Предпринимательская деятельность