Предприятие, как организационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на базе анализа функционирующей системы управления персоналом производственного предприятия выявить существующие проблемы и определить пути их решения.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели предполагается решение следующих задач:
- провести общий анализ развития и основных производственных характеристик изучаемого предприятия;
- проанализировать систему управления персоналом на данном предприятии; - определить место и роль мотивации в общей системе управления персоналом на предприятии; - изучить теоретический и практический отечественный и зарубежный опыт использования методов мотивации на предприятиях;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
1 Предприятие как организационная система…………………………... 5
1.1 Классификация элементов организационной системы предприятия……………………………………………………………. 5
1.2 Особенности предприятия как системы………………………………. 6
1.3 Концептуальная модель организации производства……………….. 7
2. Анализ системы управления персоналом предприятия ООО "Фасад"…………………………………………………………………… 11
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………... 11
2.2. Анализ деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели за 2 года с 2006 по 2008………………….. 14
2.3. Общий анализ системы управления персоналом и кадровой политики…………………………………………………………………. 17
2.4. Организационно-функциональный анализ персонала………………... 22
2.5. Анализ системы мотивации и развития персонала…………………… 32
3 Теоретические основы системы управления персоналом на предприятии ООО "Фасад" ……………………………………………. 36
3.1. Методы и технологии управления персоналом……………………….. 37
3.2. Анализ деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели за 2 года с 2006 по 2008………………… 45
Заключение……………………………………………………………… 50
Список литературы……………………………………………………… 52

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 525.50 Кб (Скачать файл)

Производственная  структура выражает и определяет взаимодействие элементов производственного процесса и соединение частичных, процессов в пространстве. Система формирования производственной структуры решает задачи определения состава подразделений, входящих в предприятия; выбор и обоснования характера их специализации и установление производственных связей между ними; оптимизации объектов производства.

Система оперативного планирования решает задачи рационального  сочетания производственных процессов  во времени. Для этого разрабатываются  календарные планы производства, осуществляется диспетчеризация и регулирование хода производственного процесса, обеспечивается на должном уровне поддержания производственных заделов.

Система организации  внутрипроизводственных экономических  отношений предусматривает реализацию задач экономического обособления подразделений, входящих в состав предприятия; внедрение разнообразных форм внутрипроизводственного хозрасчета, создание организационных условий для эффективной работы в условиях многообразия форм собственности. 

 

Процесс организации производства.

Процесс организации  производства предусматривающий проектирование, построение, обеспечения функционирования и совершенствования производственных систем, включает ряд взаимосвязанных  видов работ.

В работе по организации  производства необходимо определить организационную цель, т.е. определить результат, ожидаемый от проведения конкретной организационной работы.

После того, как  цели организации определены, нужно  установить виды деятельности, необходимые  для их достижения, т. с. выявить перечень работ, которые должны быть выполнены. Для создания общей схемы проведения работ необходимо привлекать работников с высоким научным кругозором и большим опытом в области организации производства. Затем надо определить те подразделения, которые будут участвовать в реализации организационных целей.

На следующем  этапе проводится исследования состояния  организации и анализ результатов. Исследование – это оценка фактического состояния производственной системы. В процессе анализа результатов  исследования необходимо выявить причины негативных явлений или отклонений от среднего и нормативного уровня и сформулировать предложения по организации производства.

Результаты анализа  могут подтвердить возможность  достижения поставленной цели или показать, что она несостоятельна и нуждается в корректировке. Оформленная в окончательном виде цель может быть достигнута путями. В связи с этим в процессе организации производства должно быть выдвинуто и проработано несколько возможных вариантов организационной концепции. Изучив предполагаемые варианты концепции, руководитель предприятия принимает за основу один из ее вариантов.

После этого  разрабатывается проект организации. На этой стадии необходимо наполнить  конкретным содержанием выбранную  концепцию.

Реализация разработанного конкретно организационного проекта предполагает создание специального распорядительного плана, устанавливающего конкретные сроки выполнения тех или иных работ и предусматривающего выделение необходимых ресурсов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ системы управления персоналом предприятия ООО "Фасад"

2.1. Общая характеристика предприятия

Исследуемое предприятие "Фасад" является производственно-коммерческой фирмой и специализируется на изготовлении и реализации мебельной продукции, в том числе – мебели на металлокаркасе, мягкой и офисной мебели. Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Фасад". Сокращенное фирменное наименование: ООО "Фасад".

Дата создания предприятия: ООО "Фасад" создано путем учредительного договора 16.10.2004 г.

ИНН ООО "Фасад": 3310000782

Присвоенные предприятию коды ОКВЭД: 36.13; 36.14; 20.30.1; 52.44.1; 51.47.11; 60.24.2

В настоящее время директором ООО "Фасад" является Щербинин Александр Иванович.

Положение предприятия в отрасли: в силу своей относительной молодости  ООО "Фасад" не занимает доминирующего  положения на мебельном рынке  г. Москвы и Московской области, и  по оценкам руководства владеет  долей рынка в размере 2-3%, по некоторым видам продукции – до 5-7%.

Ассортимент мебели выпускаемой ООО "Фасад", составляет более 120 наименований. Возможность окраски каркасов любым  цветом в комбинации с различными покрытиями столешниц и обивочного материала придают мебели универсальность и сочетаемость с любым интерьером, что является основным конкурентным преимуществом предприятия.

Кроме основного производства мебели, ООО "Фасад" имеет также собственное  производство столешниц (основа МДФ), а  так же матрацев, с использованием передовых отечественных и зарубежных технологий и оборудования. Мебель, производимая предприятием, рассчитана на массовый рынок сбыта, поэтому широко используется в быту, а также для оснащения кафе, баров, ресторанов, гостиниц, учебных и многих других общественных заведений. Вся мебельная продукция сертифицирована.

Ниже на рис. 1.1 представлена доля различных  видов мебели в общем объеме производства ООО "Фасад".

Рис. 1.1. Распределение  выпускаемой продукции ООО "Фасад" по видам мебели

Как можно видеть из представленного  рисунка, наибольший удельный вес в  общем объеме выпускаемой продукции  ООО "Фасад" занимает такая группа товаров как офисная мебель – практически 30% ассортимента. Наименьшие доли в общем объеме продаж занимает реализация мебельной гарнитуры и комплектующих, а также сопутствующих товаров – в совокупности не более 10%.

В исследуемый период основным приоритетным направлением деятельности ООО "Фасад" является организация, разработка и практическая реализация проекта по производству на территории России итальянской мебели (спального гарнитура из 6-ти предметов). Основой данного проекта является сотрудничество с производителем мебели на севере Италии.

В течение 2008 года ООО "Фасад" осуществило техническое перевооружение предприятия и наладило производство указанной мебели, а также процесс  ее реализации в торговом комплексе "Три Кита".

Среди прочих приоритетов  в развитии ООО "Фасад" следует отметить следующие:

- развитие оптовой  и розничной торговли мебелью,  создание фирменного розничного  магазина по продаже мебели  на основе учреждения дочернего  хозяйственного общества, а также  аренда торговых площадей в  центрах торговли мебелью;

- производство деревянных  строительных конструкций и столярных  изделий.

В рамках данного раздела  следует сказать несколько слов о хозяйственной деятельности ООО "Фасад" и перспективы на ближайшие  годы.

В течение 2007-2008 гг. ООО "Фасад" закончило реконструкцию предприятия и приступило к производству мебели по итальянским образцам. За I-ое полугодие 2009 г. было реализовано мебельной продукции на сумму 2 637 тыс. руб.

В 2010 году на предприятии  планируется продолжить производство мебели по итальянским образцам, при этом делается упор на расширение номенклатуры производимой мебели, в частности, предполагается начать выпуск комплектов мебели для гостиных и библиотек.

Помимо производства мебели для розничной продажи  планируется заключать договоры на комплексную отделку и оснащение необходимой мебелью производственных и офисных помещений. Так, уже заключен договор с ООО "Парк Холидей" на оснащение мебелью 54 гостиничных номеров.

Рассматривая деятельность ООО "Фасад", следует также проанализировать отраслевую специфику предприятия, в частности, оценить основные риски хозяйственной деятельности. Основные факторы риска, связанные с хозяйственной деятельностью ООО "Фасад", следующие:

1) Жесткая конкуренция  с иностранными производителями  мебели. Как показывает мониторинг рынка, ведущийся специалистами ООО "Фасад", импорт мебели из стран дальнего зарубежья постоянно возрастает.

В настоящее время  доля импортной продукции на внутреннем российском рынке мебели превышает 50%. Товары в основном поступают из Италии, Польши, Германии, Испании, однако в скором будущем участникам отечественного рынка придется сдерживать натиск и китайской продукции.

2) Мировой финансовый  кризис. Кризис затронул практически  все сферы бизнеса. Мебельная  промышленность в России не  стала исключением.

Снижение покупательского спроса может сказаться на объемах продаж.

Дополнительные трудности представляет рост курса доллара и евро. Приобретаемые  за границей фурнитура и материалы, с ростом стоимости валюты добавляют  дополнительную стоимость к готовым изделиям.

На фоне снижения общей покупательской способности, рост расходов на материалы  негативно отражается на работе мебельной  отрасли в целом и на работе отдельных предприятий в частности. Для поддержания конкурентоспособности  продукции, предприятию, возможно, придется пойти на уменьшение доли прибыли в себестоимости продукции.

3) Значительные объемы "теневого" производства мебели. Теневая экономика  в мебельном производстве оценивается  экспертами в значительные цифры  – более 45% от официальных статистических показателей выпуска мебели [28, с. 36].

При этом основным фактором спроса для  потребителей такой мебели является низкая цена. Представители "теневого" производства мебели не несут затрат на разработку дизайна, на аренду торговых помещений, они не платят налогов и закупают самые дешевые расходные материалы и сырье. Таким образом, себестоимость такой продукции оказывается на порядок ниже, чем и ООО "Фасад" и прочих легальных производителей мебели, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности ООО "Фасад" на рынках низкого ценового сегмента.

Несмотря на указанные негативные тенденции и факторы риска  хозяйственной деятельности ООО "Фасад", предприятие за исследуемый период демонстрирует положительную динамику развития и достигает удовлетворительных показателей. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности ООО "Фасад" будет произведен в следующем разделе данной главы.

3.2. Анализ деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели за 2 года с 2006 по 2008

Система рассмотренных обобщенных показателей, характеризующих эффективность деятельности ООО "Фасад", представлены в табл. 1.1.

Относительные показатели и рентабельность определяются в целях выявления  эффективности использования ООО "Фасад" своих ресурсов. Расчет данных показателей представлен в табл. 1.2.

Как видно из представленной таблицы, большинство финансово-экономических  показателей ООО "Фасад" за исследуемый  период показало положительную динамику.

Так, в результате благоприятно сложившейся  конъюнктуры рынка в 2008 г. компании удалось увеличить объем общей выручки почти в 5 раз (на 498%).

Однако, значительное увеличение себестоимости  производства продукции за счет ряда факторов (повышение стоимости энергоносителей, сырья и арендной платы, износ  основных средств) привели к росту себестоимости товаров и услуг, сопоставимому с динамикой роста выручки: в 2008 г. по сравнению с 2006 г. себестоимость увеличилась на 396,7%.

Несмотря на данный факт, прирост  прибыли компании за 2006-2008 гг. оказался очень значительным – порядка 16 млн. руб. Прибыль от продаж ООО "Фасад" в 2008 г. составила 4,4 млн. руб., что выше аналогичного показателя в 2006 г. более чем в 12 раз.

Таблица 1.1

Система общих показателей хозяйственной  деятельности ООО "Фасад"

Таблица 1.2

Производственные показатели эффективности  деятельности ООО "Фасад"

Численность работающих на предприятии в течение 2006-2008 гг. увеличивалась и к концу исследуемого периода составила 36 человек. Количество работающих с 2006 г. увеличилось на 9,1% или 12 человек.

Увеличение штата, в  основном, происходило за счет дополнительного  найма работников низшего звена  – рабочих цехов, сборщиков мебели. Вследствие этого, а также за счет повышения заработной платы в 2008 г. увеличился фонд оплаты труда на 59,3% или 1 млн. 762 тыс. руб.

Также резкое увеличение на ООО "Фасад" продемонстрировала производительность труда – данный показатель вырос по сравнению с 2006 г. в более чем 7 раз или на 107,8 тыс. руб. на человека в абсолютном выражении. Как уже отмечалось, данный прирост был обусловлен резким ростом прибыли в 2007 г.

При положительной динамике всех перечисленных показателей  необходимо отметить, что в 2007-2008 гг. возросла доля заемных средств в  структуре капитала предприятия. В 2008 г. этот показатель достиг почти 50 млн. руб. При возможном будущем снижении спроса на услуги ООО "Фасад" и падении объемов продаж, это может привести компанию к неприятным последствиям.

В целом, однако, если рассматривать  приведенные показатели хозяйственно-экономической деятельности ООО "Фасад" в краткосрочном периоде, то можно признать их более чем положительными.

Для дальнейшего анализа  экономического состояния ООО "Фасад" целесообразно выделить в отдельный  блок такие элементы хозяйственной деятельности как основные и оборотные средства компании.

2.3. Общий анализ системы управления персоналом и кадровой политики

Эффективное управление персоналом является одним из условий  успешного развития ООО "Фасад".

Процесс управления персоналом ООО "Фасад" имеет два основных аспекта: функциональный и организационный.

В функциональном отношении  под управлением персоналом подразумеваются  следующие важнейшие элементы деятельности ООО "Фасад":

- определение общей  стратегии;

- планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;

- привлечение, отбор  и оценка персонала;

- построение и организация  работ, в том числе определение  рабочих мест, функциональных и  технологических связей между  ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;

Информация о работе Предприятие, как организационная система