Применение процессного подхода к разработке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические основы системного, ситуационного и процессного подходов, основы методологии применения на практике управления.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1) Дать определение и раскрыть содержание понятий «системный подход», «ситуационный подход» и «процессный подход»;
2) рассмотреть выработанные теорией и практикой современного менеджмента принципы их применения к управлению организацией;
3) рассмотреть методологию их применения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………....5
Сущность и основное содержание процессного подхода……………..5
Этапы и принципы внедрения процессного подхода………………….7
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..12
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы……12
2.2. Формирование и реализация системного подхода……………………..16
2.3. Системный анализ организации…………………………………………21
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..25
3.1. Понятие, основные положения и принципы ситуационного подхода…………………………………………………………………………...25
3.2. Применение и эффективность ситуационного подхода……………...28
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В САРАТОВСКОЙ ДИСТАНЦИИ СЦБ…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Менеджмент организации.docx

— 88.25 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………....5

    1. Сущность и основное содержание процессного подхода……………..5
    2. Этапы и принципы внедрения процессного подхода………………….7

ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..12

2.1. Понятие  системного подхода, его основные  черты и принципы……12

2.2. Формирование  и реализация системного подхода……………………..16

2.3. Системный  анализ организации…………………………………………21

ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..25

3.1. Понятие, основные положения и принципы  ситуационного подхода…………………………………………………………………………...25

3.2. Применение  и эффективность ситуационного  подхода……………...28

ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В САРАТОВСКОЙ ДИСТАНЦИИ СЦБ…………………………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме, так называемого, методологического подхода.

Применительно к менеджменту методологический подход означает использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления.

От применения того или иного подхода к управлению организацией зависит эффективность функционирования данного предприятия в современных рыночных условиях. Множество организаций были обречены на неудачу, главным образом из-за неверного выбора и использования подходов к управлению. Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что любая организация должна иметь представления о подходах к управлению для эффективного функционирования ее в современной экономической системе.

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические основы системного, ситуационного и процессного подходов, основы методологии применения на практике управления.

Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

1) Дать определение и раскрыть содержание понятий «системный подход», «ситуационный подход» и «процессный подход»;

2) рассмотреть выработанные теорией и практикой современного менеджмента принципы их применения к управлению организацией;

3) рассмотреть методологию  их применения;

4) проанализировать практический  опыт применения подходов к  управлению конкретной организацией.

Объект исследования – системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте.

Предмет исследования – применение системного, ситуационного и процессного подходов к управлению организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Сущность и основное содержание процессного подхода

Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис.1).

Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.1

Рис.1  Основные составляющие процесса исследования

 

Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

- непрерывности взаимосвязанного  проведения исследовательских работ;

- получении синергетического исследовательского результата;

- более полном выполнении требований к проведению исследований;

- постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.

 

1.2.Этапы  и принципы внедрения процессного  подхода

Цель любой предпринимательской деятельности - получение прибыли. В условиях рыночной экономики предприятие должно постоянно повышать свой потенциал - предполагаемый уровень получения прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности предприятия является интегральным показателем его потенциала. Повышение потенциала подразумевает совершенствование деятельности предприятия: повышения качества, снижения себестоимости продукции, выполнение заказов в запланированные сроки и т. д.

Процессный подход в управлении – это подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании, является важнейшим признаком совершенного управления. 2

Динамизм бизнеса и внешней среды всё чаще и чаще приводит компании к пониманию управления бизнесом не как к управлению совокупностью отдельных функций, но как совокупностью бизнес-процессов, которые определяют суть деятельности бизнеса. Сам термин «процессный подход» известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.

Внедрение процессного подхода в организации следует разбить на несколько этапов.

  1. Выявляется сеть бизнес-процессов компании  
  2. Процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть» (см. модель AS-IS).  
  3. Проводится анализ построенных моделей и выявление «узких мест» процессов. 
  4. На основании полученных результатов строятся модели «как надо» (TO-BE) (с соблюдением той же последовательности действий, что и в случае с моделями AS-IS).

При этом процессный подход базируется на нескольких основных принципах:

  1. Восприятие бизнеса как системы.
  2. Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем.
  3. Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать.
  4. Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом.
  5. Восприятие деятельности как процесса.
  6. Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить.
  7. Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны.
  8. В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу.
  9. Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную.
  10. Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги.
  11. Стандартизация и прозрачность ответственности.
  12. Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством.
  13. Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности.
  14. Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными.
  15. Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов.

Процессный подход является базой построения системы менеджмента качества на предприятии, что является важным фактором развития управления предприятием. Данный подход, не разрушает полностью функциональный менеджмент (специализация нужна везде, в том числе и в управлении), и позволяет соединить цепочки процессов, выбросить лишние цепочки и исключить дублирующие процессы. Для освоения на предприятиях процессного подхода можно использовать опыт, накопленный в военных отраслях промышленности, где в соответствии с механизмом военной приемки представители заказчика (а не государственные чиновники) сопровождают разработку и изготовление изделия с первого до последнего шага. Однако использования опыта военной приемки явно недостаточно для необходимого обновления промышленности. Ведь процессный подход, свойственный военной приемке, навязывается заказчиком, а должен стать результатом реализации внутренней потребности компании повысить эффективность своей деятельности. Поэтому для предприятий и организаций более актуален сейчас реинжиниринг - перепроектирование используемых процессов.

Процессы организации могут быть разделены на три основные типа по характеру деятельности и создаваемому продукту: основные процессы, вспомогательные и процесс управления организацией.

К основным процессам организации следует относить процессы, добавляющие ценность продукции для потребителя. Примерами таких процессов являются: маркетинг, проектирование продукции, снабжение, производство, хранение, сбыт, сервисное обслуживание.

Вспомогательные процессы напрямую не добавляют стоимости и являются по своей сути затратными. К таким процессам обычно относят: управление персоналом, финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации, обеспечение безопасности, административно-хозяйственное обеспечение и др.

Процесс управления в ряду процессов стоит отдельно. Согласно рекомендациям многих источников по процессному подходу, в каждой организации должны быть выделены процессы стратегического и тактического планирования, процесс мониторинга и анализа деятельности, процесс проведения внутреннего аудита, процесс улучшения.3

Непрерывное улучшение процессов - необходимая стратегия бизнес-деятельности на конкурентном рынке, поскольку:

- степень приверженности  потребителя зависит от величины  той ценности, которую он приобретает у компании;

- приобретенная ценность  является результатом бизнес-процессов;

- длительный успех в  условиях конкуренции требует  постоянного повышения ценности  того, что поставляется на рынок; для непрерывного повышения способности  создавать ценности компания  должна постоянно улучшать свои  процессы создания ценностей.

Значимость процессов уже при создании не одинаковая. Поэтому даже кардинальные улучшения второстепенных процессов обычно не приводят к каким-либо значительным результатам в бизнесе, в то время как небольшие улучшения важных процессов могут дать существенный прирост бизнес-результатов.

Таким образом, с внедрением процессного подхода к управлению промышленное предприятие имеет следующие возможности:

- позволяет оптимизировать  систему управления, сделать её  прозрачной для руководства и  способной гибко реагировать  на изменения внешней среды;

- позволяет получить и  использовать систему критериев  оценки результативности управления  на каждом этапе производственной управленческой цепочки;

- обеспечивает уверенность  у инвесторов организации в  том, что существующая система  управления нацелена на постоянное  повышение результативности и  максимальный учёт интересов заинтересованных сторон;

- управление процессами  высвобождает высшее руководство  от рутины оперативного управления, позволяя ему, сосредоточится на стратегических процессах.

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Понятие  системного подхода, его основные  черты и принципы

При всех различиях в подходах и выборе объектов организации в них есть нечто общее, и это общее использование – использование универсального инструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются по мере детализации анализа явлений, а общее уже проявляется на более высоком уровне абстрагирования. Достигнуть этого уровня позволяет системный подход к организации и управлению.

Определение системного подхода звучит следующим образом: «Системный подход — система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь».4

Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и др.

Информация о работе Применение процессного подхода к разработке управленческих решений