Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 18:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические основы системного, ситуационного и процессного подходов, основы методологии применения на практике управления.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1) Дать определение и раскрыть содержание понятий «системный подход», «ситуационный подход» и «процессный подход»;
2) рассмотреть выработанные теорией и практикой современного менеджмента принципы их применения к управлению организацией;
3) рассмотреть методологию их применения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………....5
Сущность и основное содержание процессного подхода……………..5
Этапы и принципы внедрения процессного подхода………………….7
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..12
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы……12
2.2. Формирование и реализация системного подхода……………………..16
2.3. Системный анализ организации…………………………………………21
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..25
3.1. Понятие, основные положения и принципы ситуационного подхода…………………………………………………………………………...25
3.2. Применение и эффективность ситуационного подхода……………...28
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В САРАТОВСКОЙ ДИСТАНЦИИ СЦБ…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37
Из вышесказанного можно сделать вывод, что системные исследования в XX веке прошли определенный путь своего становления. Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.
2.3. Системный анализ организации
Системный анализ в управлении имеет целью дать лицам, принимающим решения, рекомендации по выбору целей и стратегии (с использованием математических методов), направленных на повышение эффективности производства. Системный анализ предполагает сравнение альтернативных курсов действий с точки зрения затрат и эффективности при достижении определенной цели. Обычно такое сравнение осуществляется в форме отыскания альтернативы, которая обеспечивает минимум затрат на достижение некоторых заданных результатов или, наоборот, является попыткой привести к максимуму некоторый натуральный показатель результатов деятельности при наличии ограничений на затраты средств. Разработка таких оценок носит название анализа «стоимости-эффективности». Различные альтернативы проверяются посредством моделей, которые показывают, какие последствия можно ожидать, следуя каждой из альтернатив, а именно: каков уровень затрат и какова степень достижения каждой из поставленных целей. Затем используется критерий для взвешивания затрат по отношению к результатам, и таким образом альтернативы могут быть расположены в порядке их предпочтительности.
Процесс анализа включает:
1)Формулирование проблемы;
2)Отбор целей;
3)Составление альтернатив;
4)Сбор данных; построение моделей;
5)Взвешивание затрат по отношению к результатам.
6)Процесс анализа разбивается на три стадии:
1. формулирование проблемы
- выясняются исходные
2. исследование - сбор информации и разработка альтернатив;
3. оценка альтернатив.
Элементами анализа являются:
-цель руководителя, принимающего решения. Это предполагает выявление степени фактического достижения цели при различных вариантах решения;
-альтернативы - это способы достижения целей, стратегии, при помощи которых можно качественно и при минимальных затратах выполнить поставленные цели;
-затраты - ресурсы, которые могут быть использованы для достижения конкретных целей и не могут быть в дальнейшем использованы для других целей. Большинство затрат принимает денежное выражение и истинная мера затрат выражается в тех возможностях, которые утрачиваются при использовании ресурсов;
-модель - это упрощенное отображение причинно-следственных связей при помощи математических уравнений, программ на ЭВМ, словесного описания ситуации, которая дает возможность оценить предстоящие затраты для каждого варианта, а также степень достижения намеченных результатов;
Вследствие усложнения производственного процесса, с одной стороны, и воздействия внешних факторов, с другой - возрастает значение перспективного стратегического планирования. В связи с этим развитие методов системного анализа для обоснования управленческих решений приобретает особое значение. Он предполагает использование единого подхода к выбору целей, поскольку при решении проблем управления выявляются множественность и противоречивость целей, подлежащих уточнению, и необходимость их ранжирования.
Системный анализ в управлении обеспечивает всестороннюю оценку целесообразности новых вложений, комплексный учет факторов, совершенствование новых информационных потоков и гарантирует большую устойчивость системы, оптимизации принятых решений.
Важнейшей задачей системного анализа является выработка структуры процесса принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, в том числе и интуитивных, которые воздействуют на ситуацию.
Процедура системного анализа определяется следующими принципами:
1)придерживаться определенности во всех аспектах анализа;
2)определять цели;
3)количественно оценить все ключевые факторы, относящиеся к решению поставленной задачи;
4)определить экономические последствия каждой рассматриваемой альтернативы.
Разграничение методов исследования операций и системного анализа имеет определенное методологическое значение.
Понятие «системного управления» характеризует применение системного подхода как в качестве общей концепции управления. Так и к использованию информационно-вычислительных систем.
Основа применения системного подхода к управлению - информационная система, которая рассматривается как модель системы управления. Поскольку информация является средством объединения элементов принятия решений. Применение ЭВМ в сфере оперативного управления производством имеет первостепенное значение. Поскольку основная информация может быть интерпретирована количественно. Однако возможности ЭВМ ограниченны для решения проблем на высших уровнях управления, в вопросах координации различных функций и подразделений. При этом речь идет главным образом об ограничениях не технического, а социально-экономического порядка. Дело в том, что наряду с формальными связями в организации всегда существуют неформальные связи, не отражаемые в организационной структуре.
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Понятие, основные положения и принципы ситуационного подхода
«В оригинале contingencyapproach — вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации.»
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Ситуационный подход предполагает, что в деятельности организаций, в особенности родственного профиля, есть много общего. В то же время каждая ситуация индивидуальна и это необходимо учитывать.11
Ситуационный анализ — это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации.
Главную роль при ситуационном подходе играет определение ситуационных факторов, так как они являются ключом к пониманию ситуации и, следовательно, к принятию эффективных управленческих решений. Однако на ситуацию оказывает влияние, пусть и довольно незначительное очень много факторов (вплоть до семейных проблем руководителя или задержки в производстве какой-либо маловажной на первый взгляд детали), так что отследить их все невозможно.
Поэтому рассматриваются, как правило, только факторы, наиболее значимые для организации.
В качестве ситуационных факторов могут представляться:
- потребности и личные качества подчиненных;
- характер выполняемой работы (задания);
- требования и воздействия внешней среды;
- информация, которую имеют руководитель и подчиненные;
- важность качества выполняемой работы;
- степень структуризации работы;
- степень мотивации подчиненных;
- возможности руководителя использовать вознаграждения за работу.
Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию. Внутренняя среда является средой внутри организации. Менеджерам необходимо знать о взаимодействии между этими средами.
Внутри организаций существуют так называемые ограничивающие или сдерживающие факторы. Ситуационный подход признает три основных ограничения:12
1.Технологические ограничения - зависят от типа и гибкости организационных средств производства товаров или услуг
2.Ограничение в постановке
задачи - определяется фактическим
характером работ, выполняемыми
рабочими. Одни работники выполняют
небольшое число операций, например
в случаях сборочного
3.Человеческие ограничения - отражают уровни компетенции людей, работающих в организации.
Ситуационный подход имеет ряд преимуществ:13
- ситуационные теории
управления дают рекомендации
относительно того, как следует
поступать в конкретных
- ситуационный подход
помогает соединить конкретные
приемы и концепции с
-помогает принимать решения,
основываясь на анализе и
- используя ситуационный
подход можно не только
- позволяет выявить основные способы воздействия на развитие ситуации.
Таким образом, используя ситуационный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации, так как результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга.
Ситуационный подход к управленческим решениям в настоящее время является наиболее перспективным. Он не опровергает другие концепции, теории и походы в управленческой науке, а наоборот, синтезирует их, с помощью специальных методов выбирая из них самое лучшее, ценное, а главное, наиболее оптимальное в данных условиях. Для реализации этого подхода руководитель должен уметь ориентироваться в меняющейся обстановке и в зависимости от нее изменять своё поведение. Чтобы разобраться в сложностях процесса руководства, было разработано несколько ситуационных моделей, рассмотрим их далее.
3.2. Применение и эффективность ситуационного подхода
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. В связи с этим, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:14
Во-ᴨервых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации.
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей стеᴨени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.
В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было ᴨерейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.
В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и ᴨерестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление - это в ᴨервую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер.
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В САРАТОВСКОЙ ДИСТАНЦИИ СЦБ
Дистанция СЦБ является основным структурным подразделением филиала ОАО «РЖД» - железной дороги и хозяйства СЦБ, на которое возложено обеспечение надежного функционирования устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) для организации безопасного и бесперебойного движения поездов.
Основными задачами дистанции являются:
Информация о работе Применение процессного подхода к разработке управленческих решений