Принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы являться познакомиться с принятием управленческих решений.
Задачи контрольной работы:
-Содержание и классификация управленческих решений;
-Моделирование принятия управленческиx решений;
-Деловая игра как способ моделирования процесса принятия управленческиx решений.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Как все средства и методы, модели могут привести к ошибкам. Эффективность  модели может быть снижена действием  ряда потенциальных погрешностей:

  • недостоверные исходные допущения (любая модель опирается на некоторые исходные допущения и предпосылки. Это могут быть поддающиеся оценке предпосылки, которые можно объективно проверить и просчитать. Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены. Никто не знает наверняка, произойдет ли это действительно. Поскольку такие предпосылки являются основой модели, то точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасы, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период).
  • информационные  ограничения (основная причина недостоверности предпосылок и других затруднений – это ограниченные возможности в получении нужной информации, которые влияют и на построение и на использование моделей. Точность моделей определяется точностью информации по проблеме. Построение модели наиболее затруднительно в условиях неопределенности. Когда необходимая информация настолько неопределенна, что ее трудно получить, исходя из критерия объективности, руководителю, возможно, целесообразнее положиться на свой опыт, способность к суждению, интуицию и помощь консультантов).
  • страх пользователей (модель нельзя считать эффективной, если ею не пользуются. Основная причина не использования модели заключается в том, что руководители, которым она предназначена, могут не вполне понимать получаемые с помощью модели результаты и потому боятся ее применять).
  • слабое использование на практике (согласно ряду исследований уровень методов моделирования в рамках науки управления превосходит уровень использования модели. Одна из причин такого положения дел – страх. Другие причины – это недостаток знаний и сопротивление переменам. Данная проблема подкрепляет желательность того, чтобы на стадии построения модели штабные специалисты привлекали к этому делу пользователей. Когда люди имеют возможность обсудить и лучше понять вопрос, метод или предполагаемое изменение, их сопротивление обычно снижается).
  • чрезмерная стоимость (выгоды от использования модели должны с избытком оправдывать ее стоимость. При установлении издержек на моделирование руководству следует учитывать затраты времени руководителей высшего и низшего уровней на построение моделей и сбор информации, расходы и время на обучение, стоимость обработки и хранения информации.

   Число всевозможных конкретных моделей почти также велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны.

Теория игр. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, - конкурентоспособности. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы  в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В  бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые компании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделает того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Теория игр используется не так часто, как другие модели. К сожалению, ситуации реального  мира зачастую очень  сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна, поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могут повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения. [6,c. 257]

 

 

 

Глава 3 Деловая  игра как способ моделирования процесса принятия управленческих решений

 

          В последнее время деловые  и имитационные игры находят  все более широкое применение  в самых разных областях: в  основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

           При описании этого метода  встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой, реже - управленческой или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра". Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. В основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. [9,c. 78]

         Следует специально отметить, что  деловую или имитационную игру  необходимо отличать от других  активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с другой. Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию.

              Отличительным признаком собственно  деловой или имитационной игры  является наличие имитационной  модели (ни в так называемых  организационно-деятельностных, ни  в ролевых играх имитационные модели не строятся).

            С психологической точки зрения  имитационная модель может быть  рассмотрена как заданная в  специфической материальной форме  ориентировочная структура воспроизводимой  деятельности. Действительно, создатель  игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто, для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе, таким образом, выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

Виды деловых игр

          На сегодняшний день в литературе  существует большое разнообразие  Типологий и классификаций деловых  игр. Приведем примеры некоторых  из них. В зависимости от  того, какой тип человеческой  практики воссоздается в игре  и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи  выделяют и такие критерии как: время  проведения, результат, методология  и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

1. По времени проведения:

·   без ограничения  времени;

·    с ограничением времени;

·    игры, проходящие в реальное время;

·   игры, где время  сжато.

2.По оценке деятельности:

·  балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

·  оценка того, кто  как работал, отсутствует.

3.  По конечному  результату:

жесткие игры - заранее  известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

свободные, открытые игры заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

· обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление  навыков участников;

·  констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

· поисковые - направлены на выявление проблем и поиск  путей их решения.

5. По методологии проведения:

·луночные игры - любая  салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

·ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую  он должен исполнить в соответствии с заданием;

·групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»);

·имитационные - имеют  цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление»

·для обучения специалистов ПДО, «Сбыт» — для обучения менеджеров по продажам и т.д.;

·организационно-деятельностные игры — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

·инновационные игры  — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные  идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

·ансамблевые игры  – формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.

         В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:

·степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);

·наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);

·уровень проблемности (первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации, второй уровень характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов;

·степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);

· длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут или длящиеся несколько дней) и т.п.;

·характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);

·характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия:

· способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и т.п.);

·динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, неограниченным, саморазвивающиеся);

·тематическая направленность и характер решаемых проблем (игры тематические - ориентированные на принятие решений по узким проблемам; игры функциональные - имитирующие реализацию отдельных функций или процедур управления; игры комплексные - моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом. . [10,c. 345]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совершенствование процесса принятия управленческих решений и  соответственно повышение качества принимаемых решений достигается  за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Модель является представлением системы, идеи или объекта. Необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические). Общими проблемами моделирования являются недостоверные предпосылки, информационные ограничения, плохое использование результатов и чрезмерные расходы.

        В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

       Образовательная  функция деловой игры очень  значима, поскольку деловая игра  позволяет задать предметный  и социальный контекст профессиональной  деятельности.

       Деловые  игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

Информация о работе Принятие управленческих решений