Природа и классификация функций менеджмента, их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Сфера менеджмента непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, управлению персоналом и выполнению ими определенных функций, а не обществом в целом. Работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, который был далек от научной организации труда. Но со временем менеджмент начинает дробиться на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства, контроль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………стр.3-4
Глава 1 Содержание и структура процесса управления
Природа функций управления с точки зрения процесса управления................................................................................................стр.5-6
Управление как важный процесс создания организации. Процессный подход…………………………………………………………………..стр.7-12

Глава 2 Функции менеджмента
2.1 Классификация функций с позиции классической школы управления………………………………………………………………..стр.13-21
2.2 Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления………………………………………………………………..стр.22-33
Заключение……………………………………………………………….стр.34-35
Список литературы………………………………………………………….стр.36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального  
образования 
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Факультет управления

                                                                                           Курс 3

                                                                           Группа 36 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине: «Менеджмент»

на  тему: «Природа и классификация функций менеджмента, их содержание» 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила:

студентка 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009

Содержание: 

Введение…………………………………………………………….………стр.3-4

Глава 1 Содержание и структура процесса управления

    1. Природа функций управления с точки зрения процесса управления................................................................................................стр.5-6
    2. Управление как важный процесс создания организации. Процессный подход…………………………………………………………………..стр.7-12
 

Глава 2 Функции менеджмента

2.1 Классификация функций с позиции классической школы управления………………………………………………………………..стр.13-21

2.2 Общие  функции менеджмента как составные  части любого процесса управления………………………………………………………………..стр.22-33 

Заключение……………………………………………………………….стр.34-35

Список  литературы………………………………………………………….стр.36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться  во второй половине XIX века. Сфера менеджмента непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, управлению персоналом и выполнению ими определенных функций, а не обществом в  целом. Работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, который был далек от научной организации труда. Но со временем менеджмент начинает дробиться на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства, контроль. Производимые процессы в ходе деятельности создавали четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги, образовывая современную систему бюджета предприятия.

   Таким самым, каждый производственный процесс выделился в обособленную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но, в связи с его развитием  как науки и как искусства управлять людьми, таких функций становилось все больше и больше, и появилась проблема их координации и соединения на новой основе. Решением стала необходимость закрепления за каждой функцией группы специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций менеджеру.

«Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая из них представляет собой отдельный процесс управления при выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельности для достижения общих результатов социально-экономической системы. С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы». [6, стр.154]

С научной  точки зрения Файоля в теории управления (администрирования) имеется две части. Первая определяет сущность функций управления, вторая — связана с пониманием его принципов. У Файоля каждая выполняемая функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. В свою очередь, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

  «Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Файоль не просто перечисляет основные функции, он закладывает основы особого направления в менеджменте — структурно-функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции — несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким дополнением к ней. У Тейлора одна функция (планирование) — одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля 5 функций и целая система функциональных подразделений, которые составляют мозговой штаб компании. Новое построение получило название линейно-штабной структуры. Оно и сегодня преобладает в менеджменте. И современное определение управления включает все файолевские функции и процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс». [7, стр.210] 
 
 
 
 

Глава 1 Содержание и структура  процесса управления

    1. Природа функций с точки зрения процесса управления

«Функция — широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат. functio) — это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

К примеру, в политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии — внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии — работу, производимую органом, организмом; в математике — зависимость одной переменной от другой.

В социально-экономических  системах понятие «функция» также  широко применяется к системе  в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. И для начала, необходимо понимание того, что вообще же такое функции управления и для чего они нужны?

Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Она как  возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий  по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно  к решению конкретной проблемы.

Поэтому функция рассматривается как  объективно необходимая область  процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность». [9, стр.72]

Итак, функции  управления – это виды деятельности, с помощью которых субъект  управления воздействует на его объект. Они возникли в результате разделения и специализации труда, и в дальнейшем стали отображать суть и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Три основные группы, составляющие раздельные функции  менеджмента фирмы в целом  определяют область ее деятельности:

 - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление  структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые  формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные  области управления (маркетинг, НИОКР,  производство, кадры, финансы, основные  фонды).

Все функции  управления разделены на общие и  частные, поэтому структурные подразделения предприятия должны выполнять свою конкретную деятельность. При этом управление организацией определено различными менеджерскими отделами, выполняющими одновременно слаженные действия, направленные на различные субъекты. Порядок управления характеризуется полным взаимодействием всех составляющих компонентов фирмы и определение объемов работ для каждого отдела. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Управление как важный процесс создания организации. Процессный подход

«Изначально, управление – это осознанная и целенаправленная деятельность людей, при помощи которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир. К примеру, Питер Ф. Друкер которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире предлагает свое, иное определение – «управление» - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне-школьного, во всех развитых странах мира — в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90%-проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций.

В наше время большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления». [8, стр.39]

«Процесс управления - совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение целей социально-экономической системой на основе применения управленческих принципов, методов и средств.

Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности — это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента».[6,стр.147]

Нас сегодняшний  момент в управленческой мысли широко распространен этот подход к управлению, который рассматривает его как процесс, состоящий из ряда конкретных последовательных действий – то есть функций управления.  Впервые процессный подход был предложен представителями административной (классической) школы управления, разработавшими функции управления.  
Но отличительной чертой является то, что они рассматривали их как не зависимые друг от друга. В противовес этому взгляду процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В широком смысле управление рассматривается как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий, а не как единовременное действие. И суть состоит в том, что каждое из них само по себе является отдельным процессом. Их и называют управленческими функциями. Степень дифференциации процесса управления на функции у разных авторов зависит от принятого подхода к исследованию данного процесса и существа решаемой задачи. Общая характеристика процессного подхода основана на объединении важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число функций, которые используются всеми организациями в той или иной степени. В основном менеджмент делит процесс управления на пять первичных функций: планирование, координация, организация, мотивация и контроль, которые объединены между собой связующими процессами коммуникации и принятия решений.

«Но как же надо управлять организацией? Этим вопросом задаются практически все руководители вне зависимости от того, пытаются ли они начать свое дело или разрешить проблемы управления предприятием. Для руководителя было бы очень удобно иметь практичную систему управления, при помощи которой можно было бы следить за развитием бизнеса, и которая сама решала бы текущие проблемы. Различные школы менеджмента предлагают оригинальные, но не всегда практичные методы управления компанией. Однако анализ показывает, что функции управления выполняются лучше всего при наличии специальной структуры управления предприятием - организующей схемы, которая является основой для дальнейшего строительства своего дела. Такая схема сама по себе является системой управления предприятием, которая показывает не только какие процессы должны происходить в организации, но и субординацию, коммуникационные потоки между сотрудниками, и линии производства. Это не просто схема бизнес-процессов. Это схема, которая сама по себе, как бы невероятно это ни звучало, способна решать проблемы в организации, и направлять действия руководителей и сотрудников. Современные бизнес-системы прогрессируют. Организующая схема — одна из новейших, и, вероятно, одна из самых перспективных разработок, которые существуют на рынке на сегодняшний день. Организующие схемы хорошо себя зарекомендовали не только на крупных и мелких предприятиях, но и в крупных корпорациях (включая холдинговые структуры). Секрет данной схемы в том, что в ней заложены основы стратегического развития предприятия. От других схем ее отличает то, что это не просто схема структуры организации такой, как она есть, эта схема показывает, какой организация должна быть в идеале и к чему она должна стремиться. Управление бизнесом — это очень противоречивая и для многих не понятная наука. Что вообще значит — свое дело, свой бизнес? Что значит «управление предприятием», «управление компанией»? У многих возникают очень разные вопросы на эту тему, и не везде можно найти ответ. Для начала возьмём само понятие бизнес. Что значит бизнес? Можно ли сказать свой бизнес или свое дело? Мы можем сказать, что свое дело — это, практически, то же самое, что и практика. То есть в своем деле человек должен принимать непосредственное участие в управлении предприятием. Управление компанией невозможно без участия руководителя. Он должен использовать определенные методы управления, чтобы сам процесс управления вообще происходил. Так осуществляется менеджмент организации при помощи соответствующих его инструментов. Но зачастую свой бизнес рассматривается как свое дело. Однако, если мы детально рассмотрим сам предмет бизнеса, то мы увидим, что это не одно и то же. Для того чтобы понять, что такое управление бизнесом, мы должны понять, Что такое бизнес. Можно сказать, что бизнес — это что—то такое, что можно продать без ущерба для производства. И даже если мы продаём бизнес, управление предприятием, т.е. управление компанией будет продолжать осуществляться. Потому что там налажены методы управления, люди знают эти методы управления, налажен сам процесс управления. Менеджмент организации в таком бизнесе всегда стабилен, потому что методы менеджмента основаны на определённых принципах менеджмента. Ведь в общем смысле основная функция менеджмента — сделать бизнес саморазвивающимся. Своё дело, скорее всего, мы могли бы также назвать практикой. Соответственно, свое дело и свой бизнес — это совершенно разные понятия. Когда человек говорит: «У меня есть свой бизнес», он подразумевает, что он владеет бизнесом. Он — владелец. Однако это не обязательно означает, что он осуществляет управление этим бизнесом. Управление бизнесом обязательно будет означать, что осуществляется управление предприятием, что есть процесс управления при помощи определённых методов. И менеджмент организации в этом случае очень стабильный. И мы рассматриваем сам факт управления бизнесом и понятие свой бизнес и свое дело. Так вот свое дело — это практика. Практику продать нельзя. Если у вас есть своё дело, вы его не продадите. Если прекратить заниматься своим делом, оно перестанет существовать. Своё дело может быть просто клиентской базой, но не более того. Свой бизнес может включать и клиентскую базу, и все процессы управления. Основное — это именно процессы управления. Свой бизнес не может работать без методов управления, без методов менеджмента. Менеджмент организации всегда основан на его принципах, которые нерушимы, а функции менеджмента исходят из его предназначения всегда логичны.

Информация о работе Природа и классификация функций менеджмента, их содержание