Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа
Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Сфера менеджмента непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, управлению персоналом и выполнению ими определенных функций, а не обществом в целом. Работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, который был далек от научной организации труда. Но со временем менеджмент начинает дробиться на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства, контроль.
Введение…………………………………………………………….………стр.3-4
Глава 1 Содержание и структура процесса управления
Природа функций управления с точки зрения процесса управления................................................................................................стр.5-6
Управление как важный процесс создания организации. Процессный подход…………………………………………………………………..стр.7-12
Глава 2 Функции менеджмента
2.1 Классификация функций с позиции классической школы управления………………………………………………………………..стр.13-21
2.2 Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления………………………………………………………………..стр.22-33
Заключение……………………………………………………………….стр.34-35
Список литературы………………………………………………………….стр.36
• единство распорядительства;
• всеобщий контроль;
• борьба
с злоупотреблениями в
Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.
Распорядительство, целью которого является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.
По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:
Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве, Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой.
Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.
Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт, Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из 5 функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Файоль отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область управления таких функций, как предвидение, организации, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать и отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами:
1. С распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления.
2. Тождественность
принципов управления и
На основе выделения основных функций в 1921, Файоль дал определение понятию «управление».
Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; координировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
Файоль выделял еще шестую — административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воздействие только на персонал предприятия. При этом он предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.
Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.
Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Так же он сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т. д.
Заслугой
А. Файоля является утверждение о
том, что каждый член общества нуждается
в большей или меньшей степени
в знании принципов административной
деятельности. Так же особое внимание
школа Файоля уделяла разработке
основных индивидуальных, психологических
качеств, которыми должен обладать администратор,
выполняя ранее перечисленные функции
управления и тогда, и только тогда это
приведет организацию к успеху». [5, стр.61-67]
И как видим, перечисленные выше функции
можно назвать чисто административными,
так как выделение элементов административного
процесса как следствие объективного
разделения труда и обособления отдельных
сфер управленческой деятельности указывает
на глубину вклада данной теории в развитие
управленческой мысли.
2.2 Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления
Очевидно,
что любая управленческая деятельность
основывается на функциях управления
и анализ процесса управления с точки
зрения его функций - это и есть ключ к
раскрытию содержания управленческой
деятельности. Управление как целенаправленное
воздействие, необходимое для согласования
совместной деятельности людей предусматривает
выполнение различных видов деятельности,
к основным, общим функциям управления
при этом относят прогнозирование и планирование,
мотивация, координация и регулирование,
организация и контроль.
Перечисленные категории являются важнейшей
частью управленческого процесса, поэтому
для менеджера необходимо их глубокое
знание и умение их реализовывать на практике,
это обуславливает актуальность и важность
рассматриваемого вопроса.
В самом
широком смысле можно сказать, что
функция понимается как обязанность, которая
выполняется сотрудниками это их узкий
круг деятельности. Общие функции управления
- это такие виды деятельности, отражающие
в своей совокупности сущность и реальность
воздействия на объект управления. Тем
самым можно сформулировать следующее
определение:
функция управления - обособленный вид
управленческой деятельности, который
составляет основу процесса управления,
и сущность которого определяется содержанием
управленческого воздействия.
Теперь рассмотрим подробнее общие функции управления, которые и являются базой всего управленческого процесса любой организации, их суть и реализацию.
1. Планирование - начальная стадия всего процесса управления, которая в широком смысле этого вида деятельности включает:
С помощью функции планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. То есть, это такой вид деятельности, который базируется на состоянии планов организации и ее подразделений.
«План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) -это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише». [2, стр.67] «Стратегические планы рассчитаны на срок от 5 до 20 и более лет. Следует отметить, что стратегическое, или перспективное, планирование в настоящее время осуществляется в России в основном на государственном уровне или в крупных производственных копаниях и в меньшей степени в торговле. Однако в перспективе стратегические планы будут иметь все предприятия и организации».[11, стр 78]
«На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации». [2, стр.68]
Существует еще несколько классификаций планов по различным факторам, которые так же использует организация, для реализации той или иной задачи, работы, цели разного характера и за определенный период времени.
Тем не менее никто единолично не устанавливает свои цели, не предоставляет собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику (план), чтобы обеспечить правильность всех реализуемых действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Поэтому такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.
«В заключении можно сказать, что функция планирования является неотъемлемой функцией управления в силу следующих причин. Во-первых, по мере достижения одних целей перед объектом управления ставятся новые цели, которые должны быть достигнуты через определенное время и т.д. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. Ввиду изменения в окружающей среде (или допущенных ошибок) события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо корректировать, чтобы они отвечали реальности». [3, стр. 18]
2. Организация
«В любом плане всегда есть этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.
Если функция планирования отвечает на вопрос что (что включать в план? что предпринять? что предвидеть? и т.д.), то функция организации ставит вопросы кто и как (т.е. кто и как будет реализовывать план организации?).
Информация о работе Природа и классификация функций менеджмента, их содержание