Природа и классификация функций менеджмента, их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Сфера менеджмента непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, управлению персоналом и выполнению ими определенных функций, а не обществом в целом. Работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, который был далек от научной организации труда. Но со временем менеджмент начинает дробиться на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства, контроль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………стр.3-4
Глава 1 Содержание и структура процесса управления
Природа функций управления с точки зрения процесса управления................................................................................................стр.5-6
Управление как важный процесс создания организации. Процессный подход…………………………………………………………………..стр.7-12

Глава 2 Функции менеджмента
2.1 Классификация функций с позиции классической школы управления………………………………………………………………..стр.13-21
2.2 Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления………………………………………………………………..стр.22-33
Заключение……………………………………………………………….стр.34-35
Список литературы………………………………………………………….стр.36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что управление будь то, маленькой фирмой, огромным предприятием (организацией) – это важнейший процесс при создании данной из структур и, прежде всего, необходимость в правильном управлении, что может не каждый. И то, каким образом будет производиться делегирование полномочий, объясняться предмет, включаемый в себя методы управления, суть всего этого процесса и зависит эффективность и конкурентоспособность организации.

Так же нельзя не отметить и то, что успех  в управлении предприятием зависит не только от руководителей, но и от каждого сотрудника, потому что сам процесс управления компанией — это работа команды. Каждый сотрудник управляет своей небольшой частью в компании. И то, насколько это делается успешно, во многом может зависеть от того, насколько хорошо и доходчиво расписаны должностные инструкции. Ведь функции и методы управления предприятием базируются не только на самом процессе управления, но и основаны на технологии производства. Процесс управления становится лёгким, когда сами сотрудники могут применять некоторые принципы менеджмента, потому что функции менеджмента — это не только руководство, это ещё и выполнение работы, ее мотивационная направленность. Функции менеджмента уходят вглубь структуры предприятия, а не только находятся на ее вершине. То есть говоря о слаженной системе управления предприятием, имеется в виду то, что она базируется на очень чётких принципах управления, где функции управления лежат на каждом сотруднике. Управление предприятием — это, прежде всего, ответственность, которая пронизывает всю компанию. Эту ответственность несут сами сотрудники, иначе управление предприятием становится сложной задачей. И никакие методы управления не могут контролировать процесс управления, если менеджмент организации осуществляется только наверху структуры организации. Здесь немаловажную роль играет и опыт в управлении, который необходимо наращивать. Функции управления должны быть полезны для достижения результата. И только так может быть выстроена нормальная структура управления предприятием.

Ни для  кого не секрет, что управление предприятием должно быть построено на координации между руководителями. Управление компанией должно быть слаженным на всех уровнях. И если нет методов управления, которые будут организовывать единый процесс управления, то менеджмент организации будет нескоординированным и потерпит неудачу. Координация — одна из важнейших функций менеджмента. Сама слаженность в координации является одной из составляющих системы управления предприятием. Поэтому стратегия и её проработка, хотя и является основной составляющей функции управления, но не является единственной основой для структуры управления предприятием. А упpaвлeнчecкиe peшeния пpeдcтaвляют coбoй лишь идeи, мыcли. Цeль yпpaвлeния — этo выпoлнeниe peaльнoй paбoты peaльными людьми. Уcпeшным peшeниeм cчитaeтcя тaкoe, кoтopoe peaлизyeтcя пpaктичecки — пpeвpaщaeтcя в дeйcтвиe — peзyльтaтивнo и эффeктивнo.

В заключении, отметим, что управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую, нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами и правилами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. И сейчас управление – есть реализация функций, которые должен исполнять каждый руководитель организации». [1]

Глава 2 Функции менеджмента

2.1 Классификация функций с позиции классической школы управления

«Классическая или, как ее еще называют, административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841—1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В отличии школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего,  представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего эвена управления в большом бизнесе. Так Файоль, с именем которого, связывают возникновение этой школы, и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Следовательно, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Файоль особое внимание уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для указания помощи административному персоналу в достижении целей организации. Он старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех  имеющихся в распоряжении ресурсов. Так же по его мнению, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных функций управленческой деятельности:

1) техническую  и технологическую (производство, изготовление, переработка);

2) коммерческую (закупка, продажа, обмен);

3) финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

4) страховая (страхование собственности и физических лиц);

5) учетную  (инвентаризация, балансовые ведомости,  издержки производства, статистика);

6) административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными функциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть этих видов стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным функциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести вышеперечисленных) оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал», писал он в своей работе «Общее и промышленное управление» в 1923 году».[5, стр.58-65] «В качестве важнейших функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая» страховая, учетная и административная.

Техническая функция охватывает технические операции, такие как производство, выделка, обработка и т.п. Без этих операций невозможно производство. Однако при всей важности технической функции ее нельзя противопоставлять остальным, ибо она не может осуществляться без сырья, без сбыта готовой продукции, капитала, страховых мероприятий и общей программы работы предприятия.

Коммерческая  функция включает операции по покупке, продаже и обмену. Процветание промышленного предприятия часто зависит от умения покупать и продавать, которое так же важно, как и умение производить, ибо если продукт не имеет сбыта, крах предприятия неизбежен.

Финансовая  функция подразумевает привлечение средств и распоряжение ими. Ни одно предприятие не может существовать без этой функции. Необходимо искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, извлечь максимальную выгоду из имеющихся средств и избежать безрассудных займов под высокие проценты. Для обеспечения успеха следует четко представлять финансовое положение предприятия.

Страховая функция — это, прежде всего, страхование и охрана имущества предприятия. По мнению А. Файоля, страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу — необходимое ему душевное спокойствие.

Учетная функция охватывает бухгалтерские операции, калькуляцию, учет, статистику и др. Эта функция подобна органу зрения предприятия, благодаря которому появляется возможность оценить достигнутые результаты и определить перспективы развития. Руководство фирмы должно опираться на полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия.

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют ученого только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает. Административная функция предусматривает выработку общей программы (плана) работы предприятия, формирование персонала, координацию усилий и обеспечение взаимодействия всех подразделений предприятия.

Раскрывая сущность административной функции, Файоль выделил в ее составе пять составляющих, таких как:

• предвидение - учет грядущего и выработка программы действия;

• организация - построение материального и социального организма предприятия;

• распорядительство   комплекс мер, направленных на то, чтобы заставлять персонал надлежаще работать;

• координация - связывание, объединение, гармонизация всех действий и всех

контроль - комплекс мер, направленных на то, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям». [10,стр.32-33]

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, выполнения им особых функций и, конечно же, его способностей и таланта. Считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах, правилах и функциях.

Его заслуга заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

А. Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Он определил, что деятельность по управлению включает в себя именно те пять обязательных общих функций. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако не смотря на это, она обязательно должна включать в себя 5 перечисленных выше функций. Для каждой из которых он  сформулировал правила и технику их осуществления.

Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его  мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть —означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать»

Основное  место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Он различал материальную и социальную организацию. Материальная организация: включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии. И немного поясняя, что же входит в понятие управления людьми и какие обязанности в себя включает, отметим:

• установление программы действий; определение  задач, целей и потребностей предприятия  и установление  соответствия между  ними и материальным и социальным организмами;

 •  наблюдение за выполнением программы; 

 •  осуществление руководства предприятием  компетентным и энергичным руководителем;

• правильный подбор административного аппарата;

• точное определение функций;

• согласование усилий для выполнения намеченной работы;

• ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

• поощрение  ответственности и инициативы;

• справедливое вознаграждение за труд;

• предупреждение ошибок и недоразумений;

• обязательное соблюдение дисциплины;

• подчинение личных интересов интересам предприятия;

Информация о работе Природа и классификация функций менеджмента, их содержание