Природа лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников.

Содержание работы

ВВИДЕНИЕ………………………………………………………………………….1
1.Содержание понятия лидерства в упровлении организацией
2.Опыт, ведущий к мастерству
2.1 Не талантом единым
2.2 Овладение методом
2.3 Амбиции
3.Типы лидерства
4. Принцыпы лидерства
5.Типы подходов к изучению лидерства
6. Компоненты лидерства
7.Заключение.

Файлы: 1 файл

схема - копия.docx

— 88.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ                                                                     

ВВИДЕНИЕ………………………………………………………………………….1

1.Содержание понятия  лидерства в упровлении организацией

2.Опыт, ведущий  к мастерству

  2.1 Не талантом единым

  2.2 Овладение методом

  2.3 Амбиции

3.Типы лидерства

4. Принцыпы лидерства

5.Типы подходов к изучению лидерства

6. Компоненты лидерства

7.Заключение.

                                          Введение  

 

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и  быть лидером в организации - это  не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Начиная с 70- х годов интерес  к изучению лидерства начал расти  еще больше, о чем свидетельствует  появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

До недавнего времени  в нашей стране не было условий  для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым. Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами: - наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства:- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

Изучение проблемы лидерства  необходимо для выработки методов  эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

1.Содержание понятия  лидерства в управлении организацией.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и  характер деятельности всей группы.

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка  на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов;    3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании;            4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

 1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых          объединениях, в семье);

 2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

 3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная  связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность  выдвинуться в лидеры другого  типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”. Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия  лидеров на массу зависит от свойств  последователей. Лидер находится  в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с  одной стороны, соответствия ей, а  с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

  Лидерство — это процесс социальной организации и управления      Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных  формальных  или неформальных  организациях  самых разных  уровней и масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и общественных  групп и движений.  Формализованная власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или в коллективах людей, которые за ним следуют.

2.Опыт, ведущий к мастерству "

В «Испытании лидерства» Роберт Томас  утверждает, что великие лидеры становятся таковыми, потому что умеют извлекать  уроки из опыта — из болезненных  и непредвиденных тяжелых испытаний  — а затем использовать эти  уроки для достижения выдающихся результатов. В книге рассказываются яркие истории из жизни руководителей  абсолютно разных организаций. Автор  приходит к выводу, что в бизнесе, равно как и в спорте, тренировка важнее таланта. Талант имеет значение, однако правильное сочетание амбиций, обучения и обратной связи может  превратить человека средних способностей в серьезного игрока.

  2.1 Не талантом единым

Лидерами становятся не только благодаря  таланту. Джек Никлаус не «от природы» стал авторитетом в гольфе, а Джером Роббинс — в танце. Согласно исследованиям, проведенным среди профессионалов исполнительского искусства, для продвижения с уровня новичка до уровня эксперта необходимы четыре дополнительных компонента: тщательное овладение методом, амбиции, обучение и обратная связь. Пятым компонентом будет являться целенаправленная тренировка, или, в наших терминах, индивидуальная стратегия обучения. В ней и заключается ключ к мастерству.

  2.2 Овладение методом

Без овладения фундаментальными основами в той или иной сфере люди с  огромным врожденным талантом продвигаются только до определенных пределов (и  только в определенном темпе). Под  методом я понимаю знания и  технику достижения того, что мы согласились называть желаемым результатом, или эффектом. В цирковой магии  это называется «движения», в музыке — ноты аккорда или гаммы, в  балете — основные позиции: первая, четвертая или пятая. Без овладения  методом ученик может потратить  огромное количество драгоценного времени, изобретая инструменты и техники, которые давно уже существуют, и рискуя потерять мотивацию, отчаявшись в результате собственных ошибок.

Например, гитарист Эрик Клэптон, чье имя присутствует в Зале славы рок-н-ролла, так описывал свои разочарования от самостоятельного обучения: «Когда я брал в руки шестиструнную гитару, я не знал, например, как ее настраивать. Однако я довольно высокомерно отказывался покупать книги под названием “Основы игры на гитаре”. Поэтому мне пришлось учиться настраивать гитару самому. Следующим шагом было попытаться взять аккорд. … Знаете, мне казалось, что я сам все это изобретаю. А на самом деле все это уже давно существовало». По мнению Клэптона, ему потребовалось гораздо больше времени, чем бы хотелось, чтобы овладеть основами. Безусловно, он изобретал методы, но они не всегда были самыми удачными, а на их выработку уходило драгоценное время.

Согласно исследованиям профессионального  исполнительского искусства для  овладения методом требуется  большой объем легкодоступных знаний. Например, чтобы понять пределы музыки, необходимо начать изучение работ и  стилей различных композиторов и  прочих экспертов. Так, к примеру, для  постижения основ самых новых  стилей того времени Элвис Пресли изучал музыку в стиле госпел и творчество блюзовых музыкантов Би Би Кинга и Фарри Льюиса. Позднее сочетание природного таланта с непрестанной практикой и глубоким пониманием госпела, ритм-энд-блюза и кантри позволило Пресли изобрести новое музыкальное направление — рок-н-ролл. Пресли не раз повторял, что его успех заложен в этих глубинных музыкальных корнях, а не во врожденном таланте. Точно также шахматистам советуют собирать обширную библиотеку комментариев и исследований партий великих гроссмейстеров, чтобы овладеть большим арсеналом ходов.

В большинстве исполнительских  искусств, равно как и в других профессиях, тренировка остается неизменной характеристикой рабочей атмосферы. У любого музыканта, танцора, художника  и архитектора есть студия, где  делается настоящая работа, но где  ее полноправной частью будет возможность  экспериментировать или даже играть. У актеров есть репетиции, у профессиональных спортсменов в буквальном смысле есть тренировочная площадка, у пилотов  самолета и операторов АЭС есть тренажеры-симуляторы. Все это нацелено на целенаправленную, интенсивную и значимую практику, необходимую для достижения и  поддержания профессионального  владения методом.

Важность овладения методом  в лидерстве очевидна, однако последствия  сложны. Отдел кадров и консультационное агентство по лидерству — вот  места, где лучше всего искать описания и требования к кандидатам на должность лидеров, а также  перечень умений и навыков, которыми они должны владеть. К таковым  относятся умения слушать и наблюдать, самосознание, общительность и способность  разрешать споры (среди других). Эти  умения схожи с движениями, на которые  обращают внимание Пенн и Теллер в своем исследовании магии. То есть сами по себе эти движения не создадут феномена лидерства (или магии), однако овладение каждым из них, создание ловкости в их сочетании может позволить достичь подобного эффекта. Тем не менее назвать эти умения — не значит создать условия для овладения ими. Часто остается неясным вопрос о том, как лидеры их вырабатывают. Важно не просто называть эти умения, формирующие дальнейшие способности. Важно показать, как их можно систематически тренировать на рабочем месте и за его пределами.

  2.3.Амбиции

Информация о работе Природа лидерства