Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:54, курсовая работа
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников.
ВВИДЕНИЕ………………………………………………………………………….1
1.Содержание понятия лидерства в упровлении организацией
2.Опыт, ведущий к мастерству
2.1 Не талантом единым
2.2 Овладение методом
2.3 Амбиции
3.Типы лидерства
4. Принцыпы лидерства
5.Типы подходов к изучению лидерства
6. Компоненты лидерства
7.Заключение.
использовать на благо своей группы. Относительно новых взглядов, недовольства и революционных настроений внутри самой группы, считается, что им поддается примерно одна пятая часть группы. Успешный лидер отдает себе отчет в том, что эти люди существуют, и относится очень внимательно к их
поступкам и действиям, продолжая при этом придерживаться своей обычной стратегии поведения. Идеи, поступающие извне, даже если и противоречат идеям самого лидера, все равно должны быть приняты к сведению и оценены. Эффективный лидер редко вступает в споры. Будучи открытым для всего нового, он готов соглашаться, черпая знания из мнения других людей. Эффективный лидер, вопреки общепринятому мнению о его всеведении, в действительности не обладает многими знаниями и информацией. В мыслях масс все еще живы пережитки прошлого, когда лидер являлся в некотором роде мифологическим созданием, знающим все и вся. Трудность состоит в том, что лидер может бояться, что окружающие догадаются, что он не владеет ситуацией, не знает, что предпринять. Успешный лидер превращает свое незнание в некоторую демонстрацию силы, а не слабости. В связи с нехваткой навыков или информации лидер умеет высвобождать таланты других людей. Отметим, что эффективный лидер обладает способностью управлять людьми, основываясь на их
признании, а не в результате занимаемой должности (что в данном случае обычно является следствием). Принцип, следование которому формирует уважение, звучит следующим образом: лидер надежен. В связи с этим он внушает доверие, которое, в свою очередь, и позволяет ему управлять группой. Помимо этого, лидер всегда принимает на себя ответственность за свои решения и их последствия. Он старается не разрушать доверие и ощущение надежности из-за поисков виноватых в своих же ошибках.
3. Выделение главного
В системе лидерских качеств необходимо выделить следующий принцип: лидер не плетет интриг. Окруженный людьми, имеющими свои индивидуальные интересы и требования, лидер так или иначе будет подвергаться давлению. В данном случае следует жестко придерживаться этого принципа, поскольку начав действовать в интересах индивидуума, а не группы, лидер постепенно перенесет весь свой потенциал в эту сферу. Настоящий лидер постоянно занимается анализом окружающей действительности и происходящих в ней событий. Он понимает важность мелочей, справедливо полагая, что группу может погубить не «плохая» тактика и стратегия, а отсутствие мелочей, связанных с логистикой, вспомогательными ресурсами, потребностями индивидов. Поэтому лидер должен отслеживать и такие на первый взгляд незначительные моменты. Этот принцип следует дополнить принципом эмпатии. Лидер сопереживает. До конца не понимая нужды подчиненных, но пользуясь аналитическим мышлением, он проецирует на себя их потребности и эмоции, тем самым обеспечивая группу необходимой эмоциональной поддержкой
4. Особые принципы «от различия с менеджером»
После изучения различий между лидером и менеджером, выявленных Уорреном Беннисом, была дополнена система принципов, которыми должны руководствоваться лидеры организации. Лидер должен быть заинтересован в будущем, а не в настоящем. Это обусловлено во многом и тем, что лидер редко бывает лучшим исполнителем. Учитывая, что основной навык лидера – умение увлекать других людей, как правило, не совпадают с необходимым навыком для исполнения какой-либо задачи. Разумеется, лидер может и в некоторой степени даже должен пытаться освоить каждый процесс, выполняемый его подчиненными, но это не должно стать самоцелью. Лидер не должен выполнять отдельные задачи лучше своих подчиненных. Его умение должно заключаться в планировании тех задач,
которые должны быть решены в долгосрочной перспективе. Краткосрочное планирование и назначение лучших исполнителей – удел менеджеров.
С вышеупомянутым принципом неразрывно связан и следующий принцип – лидер строит долгосрочные планы, не краткосрочные. Более того, эффективный лидер, как правило, неэффективен в роли менеджера. В связи с этим необходимо привлечение или воспитание индивидуумов, которые могли
бы взять на себя планирование и выполнение задач в краткосрочном периоде.
Следующий принцип – нахождение постоянного компромисса между преобразованиями и функциями менеджера. Лидер заинтересован в преобразованиях, а менеджер в стабильности. Однако такая стабильность по сути является рецессивной. Лидер должен создавать возможности развития. Суть этого высказывания заключается в том, что лидер не преобразует людей, не трансформирует и не переделывает их, лидер создает возможности, которые позволяют членам группы проявлять свои таланты и реализовывать свой потенциал. Истинный лидер организации видит в каждом подчиненном талант, предрасположенность, поскольку нет причин считать иначе. Лидер преобразовывает обстоятельства таким образом, чтобы таланты воспитывались, раскрывались и реализовывались.
5. Парадокс лидерства
Постоянная тяга к новаторству и риску формирует несколько противоречивый принцип лидерства – лидер допускает ошибки. Противоречивость заключается в том, что именно количество исправленных ошибок указывает на эффективного лидера. Ошибаясь и исправляясь, лидер быстро набирается опыта, а также сплачивает группу успешными результатами, укрепляя веру в свои лидерские качества. Впоследствии уровень успеха от исправлений намного превысит уровень потерь от ошибок.
6. Дар лидера
Эффективный лидер занят видением, а не инструкциями. Он лишь очерчивает круг задач, которые должны быть выполнены в ближайшем времени. В редких случаях руководители совмещали в себе одновременно развитые на высоком уровне и лидерские, и менеджерские способности. Однако в большинстве случаев руководитель одарен чем-то одним. Поэтому, согласно данному принципу, для лидера намного важней то, куда идет ведомая им группа, чем то, как она идет к этой цели. Лидер лишь удостоверяется в выполнении наиболее важных промежуточных задач. Лидер умеет делегировать власть, не осуществляя контроля. Не умея до конца эффективно выполнять функции менеджмента, лидер почти интуитивно находит людей, обладающих нужными качествами. На чем основывается умение делегировать власть в каждом конкретном случае, автор утверждать затрудняется. Помимо этого, лидеры, как правило, воспитывают других лидеров. Данный факт трудно назвать
принципом лидерства, это, скорее всего, тенденция, характерная для уже состоявшихся лидеров. Принципиально тут то, что лидер должен создавать не последователей, а энергичных и независимых лидеров, умеющих эффективно функционировать в новом мире.
7. Два принципа «от вопросительного знака»
Особое место в рассмотренной классификации занимает принцип лидерства, нацеленный на то, что
лидер упрощает, избегая сложности. Данный принцип вполне логичен, если задуматься об объемах
информации и событий, с которыми приходится работать лидеру. Этот принцип помогает эффективному
лидеру быть что называется «парадоксальным», а именно: одновременно очень логичным и
последовательным, а также
непредсказуемым и
8. Лидер и харизма
“Харизмой” следует называть
качество личности, признаваемое необычайным,
благодаря которому она оценивается
как одаренная
Человек, который обладает харизмой, должен отличаться от других людей. Признаки отличия могут быть различными. Это могут быть и стигматы, и акцент, и рост, и другие внешние особенности. При их отсутствии лидеру необходимо их наработать. Кроме того, нужна идея, а также присутствие некоторого личного идеологического стержня. Все это формирует такие неотъемлемые части харизмы, как новизна и
неординарность. У всех харизматичных лидеров есть особый ритуал, который проявляется в использовании гербов, эмблем, гимнов и т.д. наряду с успехом. Важно отметить, что харизма и успех –понятия тождественные, поэтому харизма исчезнет, если ее носитель неуспешен. Учитывая, что лидер, обладающий харизмой, – слуга своего народа, необходимыми составляющими харизматического имиджа являются аскетизм и демонстративное самоотречение. Впрочем, развивать данное качество до крайности, по мнению автора, для эффективного лидера необязательно.
9. Основа для обобщения
Помимо харизмы, можно назвать еще ряд качеств, необходимых любому претендующему на успешность лидеру. Во-первых, это умение решать несколько проблем одновременно, причем полагаясь
одновременно на интуицию, опыт и гибкость мышления. Во-вторых, сохранение уверенности в ситуации неопределенности и отсутствия обратной связи. В-третьих, лидер лоялен по отношению к группе, заинтересован в ее процветании, а не в своем статусе. Ему не все равно, что останется после него. В-
четвертых, ряд исследований показал, что наиболее эффективны лидеры, обладающие чувством юмора, посредством чего они не позволяют неудачам угнетать себя и своих подчиненных.
Итак, для наглядности, обобщим основные принципы лидерства, упомянутые выше в данной статье:
1) лидер не избегает конфликтов;
2) лидер не третирует подчиненных;
3) лидер способен уступить часть контроля;
4) лидер сосредоточен на внешних обстоятельствах;
5) лидер «досягаем»;
6) лидер понимает свои мотивы;
7) лидер обладает здоровой долей нарциссизма;
8) лидер не мстит;
9) лидер динамичен;
10) лидер коммуникабелен;
11) лидер открыт новым идеям и методам;
12) лидер готов соглашаться;
13) лидер надежен;
14) лидер не плетет интриг;
15) лидер анализирует;
16) лидер сопереживает;
17) лидер заинтересован в будущем, а не в настоящем;
18) лидер заинтересован в преобразованиях;
19) лидер строит долгосрочные планы, а не краткосрочные;
20) лидер допускает ошибки;
21) лидер занят видением, не инструкциями;
22) лидер умеет делегировать власть, не контролировать;
23) лидер упрощает, избегая сложности;
24) лидер использует интуицию как дополнение к логике.
Лидеры добиваются успеха, потому что их качества объединяют основные нормы, правила
поведения (см. рис. 1). На рисунке в качестве цифр используется порядковый номер перечисленных выше
двадцати четырех принципов лидерства.
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период. Термин «лидер» имеет два значения:
-индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы).
-лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.