Природа лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников.

Содержание работы

ВВИДЕНИЕ………………………………………………………………………….1
1.Содержание понятия лидерства в упровлении организацией
2.Опыт, ведущий к мастерству
2.1 Не талантом единым
2.2 Овладение методом
2.3 Амбиции
3.Типы лидерства
4. Принцыпы лидерства
5.Типы подходов к изучению лидерства
6. Компоненты лидерства
7.Заключение.

Файлы: 1 файл

схема - копия.docx

— 88.58 Кб (Скачать файл)

Такова типология лидерства, которая, конечно, не является исчерпывающей. Кроме того, теоретический анализ, даже самый тщательный, не может  охватить всего сложного и многообразного явления лидерства. Реальность практически  всегда богаче теории и порождает  чаще всего комбинированные типы лидеров и различные модификации.

6.  Компоненты дидерства.

Существует пять составляющих компонентов лидерства:

- Стратегический компонент.

Лидерство подразумевает  установку направления, в котором  будут следовать другие. Это направление  должно подчиняться некой форме  стратегического чувства, которое  создает форму будущего с его  возможностями и целями. Это уникальное сочетание мысли и чувства, анализа и интуиции. Наличие стратегического компонента – это основная черта, которая отличает лидерство от руководства.

- Компонент действия.

Лидер движет организацию  из точки А в точку Б. Видение, которое определяется как чувство стратегического направления, достойно восхищения и необходимо, но действие – это конечная точка. Так лидеры должны иметь сильную склонность к действию.

- Культурный компонент.

Крайне важно разработать  в организации стратегическую культуру, которая обеспечивает стратегическое мышление, обучение и действие и  создает атмосферу открытости и  доверия. Причина тому очевидна: лидерство  доносит свое видение и задает темп движения, но это движение происходит только через людей.

- Социально-политический  компонент.

Наряду с проблемами конкуренции, рынков и технологий, текущая смена  власти в мире привела к слиянию  демократизации, рыночной системы, приватизации и дерегулирования, тем самым создав минное поле социальных и политических вопросов для сотрудничества.

- Нравственный компонент.

Моральный аспект корпоративного лидерства должен быть очевидным  для всех. Он определяет лидера как  честного, справедливого и открытого.

Но суть дела в том, что  руководители, и, безусловно, лидеры, должны всегда использовать моральный компас, чтобы ориентироваться в сложностях каждого решения. Стратегическое лидерство  должно устанавливать моральный  тон организации, как словом, так  и делом.

 

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают  значительное влияние на курс развития мировой истории, тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными  качествами. Несколько позже в  исследовании произошел сдвиг в  сторону выявления образцов поведения  лидера.

 Теория лидерских качеств

Теория лидерских качеств  является наиболее ранним подходом в  изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить  те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи  верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера :

• ум или интеллектуальные способности;

• господство или преобладание над другими;

• уверенность в себе;

• активность и энергичность;

• знание дела.

Однако эти пять качеств  не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и  оставались последователями. Манна  постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого  не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был получен  известным американским консультантом  Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

• управление вниманием, или  способность так представить  сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным  для последователей;

• управление значением, или  способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты  последователями;

• управление доверием, или  способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

• управление собой, или  способность настолько хорошо знать  и вовремя признавать свои сильные  и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы  других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые .

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмечалось, не является характерным для эффективного лидерс

Интеллектуальные способности

Черты характера личности

Приобретенные умения





тва.

· Ум и логика

· Рассудительность

· Принципиальность

· Оригинальность

· Концептуальность

· Образованность

· Знание дела

· Речевая развитость

· Любопытство и познавательность

· Интуитивность

· Инициативность

· Гибкость

· Бдительность

· Созидательность творчество

· Честность

· Личностная целостность

· Смелость

· Самоуверенность

· Уравновешенность

· Независимость

· Самостоятельность

· Амбициозность

· Потребность в достижениях

· Настойчивость и упорство

· Энергичность

· Властность

· Работоспособность

· Агрессивность

· Стремление к превосходству

· Обязательность

   · Участливость

·Умение заручаться поддержкой

·Умение кооперироваться

·Умение завоевывать популярность и престиж

· Такт и дипломатичность

· Умение брать себя на риск и ответственность

·Умение организовывать

·Умение убеждать

·Умение менять себя

· Умение быть надежным

·Умение шутить и понимать юмор

·Умение разбираться в  людях





Психологические, или эмоциональные, качества проявляются  на практике главным образом через  характер человека. Они имеют как  наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с  лидерством привело к появлению  очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой  своей связи с лидерством. Это  позволяет сделать вывод, что  дело обстоит не так просто и что  нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные в таблице черты характера личности при выявлении лидера в организации. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров. Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для  успеха возрастает по уровням организационной  иерархии. Однако точное их измерение  затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими  для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в  исследовательской лаборатории  или в театре.

Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в  поиске путей измерения многих лидерских  качеств, а также в силу непризнания  возможных различий в зависимости  от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь  между рассмотренными качествами и  лидерством и помочь практическому  выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно  сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

Мало быть начальником, надо ещё стать лидером

Без лидеров нельзя построить  гибкую, динамичную, эффективную организационную  структуру, создать миссию организации и её видение. Особый вопрос - отношения лидера с культурой организации. Культура организации трудно уловима, но её роль трудно переоценить. Это наиболее консервативный элемент организации. В условиях быстро меняющихся рынков важно время от времени вносить в неё некоторые коррективы. Менять культуру всегда трудно. Только лидер может себе позволить проводить такие перемены относительно малой кровью, да и то не всегда. Таким образом, ситуация, в которую попадает руководитель, желающий стать лидером, настолько необычна для него в большинстве случаев, что остро встаёт вопрос об обучении лидерству. Время требует лидерства.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Заключение

Автором были выделены двадцать четыре основных принципа лидерства, которые объединены в Пять групп. Помимо этого, в статье были рассмотрены личностные качества, характеризующие эффективного лидера. Данная информация может помочь руководителям при развитии индивидуальных

Лидерских качеств, а также  при отборе кандидатов на руководящие  должности. Результаты проведенного исследования помогут уберечь людей, занятых в сфере управления, от типичных ошибок, которые могут привести к краху. Разумеется, одного лишь следования данным принципам недостаточно, необходимо учитывать особенности каждой конкретной ситуации, однако автор убежден, что стратегия поведения,

связанная с нарушениями всех или части данных принципов, является ощутимым барьером в достижении лидером значимых результатов и повышении эффективности лидерства. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное  лидерство на основе либо качеств  лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

Новые подходы концентрируют  свое внимание на способности лидера создать новое видение решения  проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм  к осуществлению действий по достижению целей.

Информация о работе Природа лидерства