Природа лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников.

Содержание работы

ВВИДЕНИЕ………………………………………………………………………….1
1.Содержание понятия лидерства в упровлении организацией
2.Опыт, ведущий к мастерству
2.1 Не талантом единым
2.2 Овладение методом
2.3 Амбиции
3.Типы лидерства
4. Принцыпы лидерства
5.Типы подходов к изучению лидерства
6. Компоненты лидерства
7.Заключение.

Файлы: 1 файл

схема - копия.docx

— 88.58 Кб (Скачать файл)

Амбиции, равно как и талант, необходимы для поддержания высокого исполнительского искусства и для  того, чтобы найти в себе упорство продолжать учиться. Даже если амбиция  определена очень широко, например, как мечта выиграть чемпионат, желание  достижения цели может двигать человека на ранних и зачастую тяжелых стадиях  учения. В конечном итоге, слово «любитель» произошло от слова «любить», и, очевидно, доля страсти к собствен ному предмету — необходимое условие для прохождения ранних этапов обучения. Однако амбициям требуется и поощрение. Композитор и исполнитель Джонни Кэш вспоминает, как в 17 лет он весь день рубил дрова в лесу с отцом, но, возвращаясь домой, он пел госпел. Мать спрашивала: «Это ты?», а затем она обнимала его и говорила «На тебе печать Господа».

Как и таланта, самих по себе амбиций  недостаточно для выдающегося исполнения. Желание может быть глубоко скрытым, но оно редко безгранично. Следовательно, исполнители могут управлять  своими амбициями и, что важно, обновлять  их. Например, амбиции часто не выдерживают  тяжелого ритма тренировок. Соревнования и публичные выступления, безусловно, могут стать краткосрочным стимулом для тренировок. Однако пока тренировка не будет вплетена в канву выступления, т.е. пока исполнитель не начнет рассматривать  тренировку, репетиции и выступление  как звенья одной цепи, амбиции  будут расходоваться на преодоление  постоянной инерции. Действительно, согласно исследованиям профессионального исполнительского искусства, во многих областях требуются десятилетия целенаправленной, намеренной тренировки, чтобы достичь статуса эксперта. Поэтому для любого, начинавшего и бросавшего десяток-другой спортивных увлечений, до боли знаком ответ на вопрос: «Почему мы не тренируемся?»: желания улучшаться недостаточно, чтобы заставить нас продолжать рутинные однообразные занятия. И тренировка не заканчивается с достижением всеобщего признания. Даже если мы твердо намерены достичь некой великолепной цели, перспектива бесконечных повторений без возможности прикоснуться к победному трофею может за секунды свести на нет нашу мечту. Для любого, кто надеется из новичка одним махом превратиться в мастера, постоянное развитие требует чего-то большего, чем, например, просто выигрыш в соревнованиях. Это способ глубже вникнуть в динамику вашей сферы деятельности, включая ее эстетику. Или это может повлечь необходимость выйти за пределы существующих ограничений. В своем исследовании лидерства Чампи и Нория называют данную траекторию «аркой амбиции»: восходящая кривая идеи и ее автора, сопряженная с борьбой, пик успеха и неизбежный спад, который в конце концов происходит. Вызов для мастеров искусства и лидерства, добившихся успеха лишь однажды, состоит в повторном прохождении данной арки. Сначала они должны избавиться от поблекшей идеи или образа действия, а затем неустанно искать новые жанры.

 

 3.  Типы лидерства

  Теория Ф.Э.Фидлера допускает множественность оптимальных типов лидерства .В соответствие с этой теорией производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидерства и степени благоприятности ситуации. Легче быть лидером если:

-группа ему доверяет и симпатизирует,

-группа выполняет четко сформулированные задачи,

-положение лидера подкреплено реальной властью.

Если имеются все эти  условия, наилучшим типом лидерства  для хорошего выполнения работы является лидерство, ориентированное на задачу. Если все перечисленные условия  не выполняются, наилучшим также  является лидерство, ориентированное  на задачу. Иначе говоря, лидеры, ориентированные на задачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях.  
В ситуациях со средней благоприятностью лучше действуют лидеры, ориентированные на отношения. Фидлер исходил из предположения, что тип лидерства изменить очень трудно и поэтому выступал за проектирование ситуации, в которую будет "помещен" определенный лидер.  
Важен и вывод о том, что каждая ситуация, в которой проявляется лидерство, всегда есть соединение лидера, подчиненных, времени, места и других обстоятельств. И это сочетание чаще не благоприятно, чем благоприятно. Он считает, что лидерство - это всегда определенное социальное отношение. В него следует включить, по крайней мере, четыре переменные:

-характеристики лидера,

-позиции, потребности и прочие характеристики его последователей,

-характеристики организации: ее цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению,

-социальная, экономическая и политическая среда.

Таким образом, личностные особенности  лидера не могут не рассматриваться  в более широком контексте. Участие в организации ведет к появлению социального этажа в анализе психологических характеристик лидерства и менеджмента. Так в концепции У.Реддина лидерство рассматривается как взаимодействие стиля и его восприятия подчиненными. Этот исследователь, основываясь на двух параметрах: ориентации лидера на задачу и ориентации на отношения, предложил следующую матрицу стилей лидерства .

  Матрица стилей лидерства:

   

Ориентация на задачу

   

Низкая 

Высокая

Ориентация на отношения 

Низкая 

Обосабливающий стиль

Стиль преданности  делу

 

Высокая

Связующий стиль 

Объединяющий стиль


 

Каждый из стилей работает в определенных обстоятельствах. Однако, исходя из того, что изменить собственный  стиль сложно, лидер не должен принимать  стиль, не органичный для него. Такая  ошибка может сильно сказаться на его восприятии подчиненными. Так  неверно избранный обособляющий стиль может привести к восприятию лидера в качестве дезертира, а чрезмерная ориентация на задачу может быть оценена как проявление деспотизма .В то же время деспот, удачно справляющийся со своими функциями, может восприниматься окружающими как благожелательный автократ.

4.Принципы лидерства.

Лидер, как уже было определено ранее в статьях на нашем сайте, это человек который умеет  вести за собой людей. Он не просто ими управляет, он поднимает их «боевой» дух, направляет их на достижение целей. Эффективный лидер должен обладать лидерскими качествами и, разумеется, навыками. Но помимо навыков и качеств, которые присущи настоящим и  эффективным лидерам, вы должны обладать знаниями о принципах лидерства.

 1. Познание самого себя и самосовершенствование. Настоящий лидер должен обладать присущими лидеру убеждениями и характером, он должен знать работу, задачу и человеческую природу, и уметь реализовать свои цели, мотивировать и направлять людей. Лидер должен постоянно совершенствовать свои навыки и качества.

2. Между небом  и землёй – невозможно вести за собой людей, если витаете высоко в облаках или крепко увязли в земле. Будьте где-то посередине.

3. Вести, а не  навязывать – лидер перестаёт быть лидером из-за высокомерия, обычной глупости, а главное, будучи одержимым навязыванием своей власти последователям.

4. Цивилизованный  подход – любой человек может прибегать к угрозам и агрессии, вот только проявлять агрессию – не значит вести людей. Это было актуально тысячу или пару тысяч лет назад, но не сейчас. Будьте цивилизованными.

5. Техническая  опытность – лидер должен знать свою работу и уметь распределять задачи между опытными сотрудниками. Здесь на первое место выступает именно опыт в управленческой деятельности.

6. Ответственность  за свои действия – лидер должен искать пути для поднятия организации на новую высоту. Если дела идут плохо – не стоит обвинять в этом других. Необходимо анализировать ситуацию, принимать меры по исправлению положения и переходить к следующей задаче.

7. Принятие обоснованных  и своевременных решений – важно уметь хорошо решать проблемы, принимать решения и составлять план.

8. Пример для  других – лидеру необходимо быть хорошим образцом для подражания. Сотрудники вашей организации должны не только слышать, что им нужно делать, но и видеть это.

9. Знание людей  и забота об их благополучии – лидер должен быть хорошо осведомлён о человеческой природе и искренне заботиться о своих работниках.

10. Предоставление  информации работникам – ваши работники должны обладать знаниями, что они делают, как они должны это делать и для чего они это делают.

11. Достижение  общего видения – лидер не просто говорит, что делать, он помогает людям достичь общего видения единой цели.

12. Развитие чувства  ответственности в ваших работниках – помогайте людям развивать хорошие черты характера, которые позволят им нести свою профессиональную ответственность.

13. Знание людей – люди обычно много умнее и имеют более острое чувство правды, чем думает большинство лидеров, и если лидер не хочет замечать этого, он потеряет в себя веру.

14. Поддержание  понимания задач и контроля  над их выполнением – здесь ключевым элементом является поддержание связей с работниками.

15. Командный дух – необходимо уметь поддерживать в работниках командный дух. Они должны быть не просто группой людей, совершающих свою работу, они должны быть командой.

16. Использование  всех возможностей организации – разрабатывая командный дух, вы можете раскручивать возможности ваши организации, отдела или группы на полную катушку. Это не исчерпывающий список принципов лидерства и со временем он обязательно будет пополнен. Следуйте этим принципам, это приблизит вас к достижению вашей цели стать эффективным лидером. Приходите к нам ещё, вы обязательно найдёте здесь новые, интересные и полезные статьи.

 

1. Восемь принципов  «от обратного»

 

Одним из способов выделения  принципов явился так называемый подход «от обратного», на основании которого учитываются распространенные причины неудач лидеров [3]. Его использование потребовало учесть несколько важных обстоятельств.

Во-первых, ни один лидер  не избегает конфликтов, которые можно  разрешить. Любой назревший конфликт или недовольство в коллективе почти наверняка обернется осложнениями в будущем. Успешный лидер в обязательном порядке интуитивно осторожен. Это личное качество присуще всем лидерам, успешно функционировавшим в рамках известной нам истории человечества.

Во-вторых, понимая ценность своих людей, лидер не третирует подчиненных. Пренебрежительно отношение, посеянное в умы людей, рано или поздно подорвет репутацию коллектива как изнутри, так и снаружи – во внешней среде. Конечно же, наказания за провинности обязательны, но это вопрос ощущения справедливости, которым обладает (или не обладает) лидер. Впрочем, история знает много случаев, когда люди боготворили совершеннейших тиранов. Но очевидного для окружающих пренебрежения быть не должно. Поскольку все исторические примеры тирании и единоначалия неэффективны, они лишь способствовали личностному разрушению как лидера, так и его подчиненных, выделим третий принцип, связанный со способностью лидера уступить часть контроля. Более того, эффективный лидер делает это сознательно, тщательно отбирая людей, с которыми делится своей властью. Четвертый принцип лидерства основывается на самом определении лидерства. Он заключается в способности придавать уверенность и обеспечивать поддержку людей, необходимых для достижения заранее поставленных целей. Вполне логично, что для лидера принципиальна сосредоточенность  на внешних обстоятельствах , которые могут помочь или помешать достигнуть этих определенных целей. Нарушение данного принципа привело к краху многих лидеров. Коллектив, в котором функционирует успешный лидер, может быть как небольшим, так и гигантским. В любом случае в каждом из этих коллективов лидер доступен для подчиненных. Лидер «досягаем», посредством чего осуществляется постоянный контакт между лидером        и ведомыми им людьми. Данный контакт укрепляет эмоциональную связь и мотивирует подчиненных. Помимо мотивации подчиненных, крайне важна и мотивация самого лидера. Причем она в некотором роде отличается от доводов «его» людей. Отличие в том, что лидер понимает свои мотивы. Это шестой принцип. Все доводы, которые лидер доносит  до подчиненных, предварительно проходят некоторую внутреннюю цензуру, внутреннюю «огранку» в сознании лидера, после чего видоизменяются до того, что доходит непосредственно до подчиненных. Все лидеры являются людьми со слегка завышенной самооценкой. Что в данном случае является причиной, а что – следствием, автор утверждать не берется. Однако, осознавая, что данная тенденция существует,  выделим этот момент в качестве седьмого принципа лидерства: лидер обладает здоровой долей нарциссизма. Не исключено, что именно этот принцип придает лидеру внутренний стимул для завышения требований к себе и к подчиненным, вследствие чего становится возможным достижение более сложных и комплексных целей. Однозначно, самоуничижение дало бы диаметрально противоположный результат.

Восьмой принцип лидерства  звучит следующим образом: лидер  не мстит. Руководствуясь данным принципом, лидер «не распаляется», концентрируя свой потенциал на выполнении конкретных задач, оставляя решение менее важных задач, таких, как сведение счетов с прежними обидчиками людям, менее эффективным. Данный принцип позволяет лидеру также поддерживать репутацию благородного и немелочного человека, что применительно к лидерству является крайне важным. Действуя вопреки данному принципу, лидер обрекает себя на провал.

2. Осмысление граней  эффективного лидера

Анализ успешных лидеров позволил выделить ряд принципов лидерства, характерных для людей с выраженными лидерскими качествами. Данные принципы являют собой набор качеств, который встречается у всех без исключения лидеров в той или иной степени.

Все лидеры примечательны  своим неисчерпаемым запасом  энергии, своим динамизмом. Постоянно сталкиваясь с ситуациями, когда «правила игры» не ясны, когда не понятно, что происходит, эффективный лидер начинает действовать, пока не добьется нового результата, продукта, системы, процедуры. Фактически лидер действует всегда, постоянно совершая поступки и глядя, что из этого получается, а в зависимости от результата меняет стратегию поведения. При этом такой человек не пытается сделать что-либо хорошо с первого раза, однако очень гибко реагирует на обратную связь, точно определяя, что именно нужно доработать. Этим, в частности, лидер сильно отличается от руководителя в классическом понимании, который стремится «сделать все сразу и правильно». Соответственно, лидер практически во всем идет на некоторый риск, тем самым призывая рисковать и своих подчиненных. Какими причинами это обусловлено, будет рассмотрено далее. На данном этапе же можно заключить, что для постоянной реализации подобного сценария действий лидер должен быть хорошим актером, уметь вызвать в подчиненных необходимые эмоции и настрой. Чаще всего лидеры добиваются этого с помощью личного примера, стараясь показывать окружающим только оптимистичный настрой, решимость и уверенность. Учитывая, что для функционирования абсолютно любого лидера необходим коллектив, лидер посвящает много времени процессам коммуникации. Лидер умеет эффективно общаться на любом уровне, гася враждебность и получая информацию, а также располагая к себе. Особенно следует отметить некоторую страсть практически всех лидеров к общению с эксцентричными людьми. Возможно, объяснение кроется в стремлении к чему-то необычному, странному и потенциально новаторскому. Помимо постоянного процесса коммуникации внутри коллектива, эффективный лидер постоянно заводит новые знакомства, меняет бизнес-партнеров, подсознательно просчитывая пользу от данных связей. Подспорьем в этом является умение эффективного лидера быть искренним. Тяга ко всему необычному и инновационному, присущая лидеру, формирует еще один принцип лидерства: лидер открыт новым идеям и методам. По мнению авторов , каждый лидер должен осваивать появляющиеся революционные и новаторские технологии, следить за прогрессом и использовать его силу, чтобы заменить устаревшие отраслевые правила и принципы новыми. Более того, успешный лидер одобряет и революционные настроения в обществе, полагая, что потенциальные критические реформы вызовут появление новых тенденций, продуктов и т.д. Что, в свою очередь, можно

Информация о работе Природа лидерства