Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:07, реферат
Целью данной работы является изучение методологии и практическая реализация привлечения и отбора персонала.
Перед исследованием стоят следующие задачи:
Провести анализ литературных источников и выявить основные цели и задачи привлечения и отбора персонала.
Разработать критерии отбора для различных специальностей.
Составить план отбора сотрудников.
ВВЕДЕНИЕ
Всеобщая и обязательная занятость как принцип плановой экономики, коллективный труд при общественной собственности на средства производства сформировали политику «трудоустройства», в фокусе которой чаще всего находились «подбор» и «расстановка» кадров. «Отбор» ассоциировался лишь с дипломатией, военным делом, космосом, кино- и театральным искусством -сферами, в которых профессиональное мастерство и пригодность определялись как наиболее значимые.
В литературе и частично на практике стала более рельефной полемика о полезности конкретного работника на предприятии, или его пригодности. Наметился переход от долгосрочной «пожизненной» системы «трудоустройства» к контрактной. Способы определения профпригодности, разрабатываемые Центрами по профориентации, стали в большей степени адресоваться непосредственно предприятиям. Наметилась положительная динамика во фрагментарном использовании для «селекции» при найме зарубежных методов и процедур.
Доказанная рынком взаимообусловленность отбором и наймом экономических преимуществ предприятия и степени удовлетворенности работников оказалась в российских условиях сопряженной с рядом аспектов, ставших регрессорами на пути внедрения прогрессивных процедур оценки кандидатов. В их числе неподготовленность к квалифицированному отбору работодателей и менеджеров по персоналу, отсутствие точных методик оценки кандидатов, неадекватная найму внешняя среда с оставшимся режимом прописки и слабо развивающимся рынком жилья.
В соответствии с отмеченными проблемами вопросы отбора и найма относятся к не разрешенным и поэтому являются актуальными для своего исследования.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. В настоящее время большое внимание уделяется человеческому фактору, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.
В связи с этим особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Привлечение и отбор персонала являются одними из важных элементов управления любым предприятием. Эти процессы можно отнести к разряду долговременных инвестиций, которые могут либо принести существенную прибыль, либо оказаться особенно разорительными для любой компании.
Целью данной работы является изучение методологии и практическая реализация привлечения и отбора персонала.
Предмет исследования: процесс привлечения и отбора персонала на предприятие филиал ОАО «группа Енил».
Объектом исследования курсовой работы является предприятие филиал ОАО «группа Енил».
Таким образом, перед исследованием стоят следующие задачи:
1. Цели и задачи привлечения и отбора персонала
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом. Поиск и отбор персонала.
Основной задачей при найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении.
Найму работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и соответствию качеств претендентов требованиям предается большое значение.
Есть два возможных источника найма:
- внешний (из людей, до этого никак не связанных с организацией);
- внутренний (из работников организации).
Преимущества и недостатки
внешних и внутренних источников
привлечения персонала
Таблица 1.1
Преимущества и недостатки внешних и внутренних источников привлечения персонала.
Преимущества привлечения |
Недостатки привлечения |
Внешние источники привлечения персонала | |
|
|
Внутренние источники привлечения персонала | |
|
|
Наем персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора.
Методы набора персонала
из внутреннего источника
Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.
Некоторые французские фирмы внутренний источник набора персонала используют в трех случаях:
Совмещение профессий. В этих случаях целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками фирмы (если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы).
Ротация. Весьма эффективным для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, считается такое использование внутренних источников комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей. Возможны следующие варианты перемещений руководителей:
Такого типа ротации, как
К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.
Центры занятости. Многие фирмы и компании используют местные центры занятости в качестве источника для найма людей. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифицированный персонал (для простой, рутинной работы, возможно, требующей неполной занятости). Как правило, через службу занятости устраиваются на работу специалисты, которые потеряли работу из-за банкротства своих прежних предприятий и были вынуждены пройти переобучение (переподготовку) для освоения новой специальности.
Агентства по найму (кадровые агентства). Многие менеджеры по персоналу пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, ориентировочных критериев поиска и отбора. Как правило, хорошо работающее агентство представляет нескольких кандидатов, чтобы работодатель сделал свой выбор самостоятельно. На представленных специалистов может быть дана “гарантия”, которая вступает в силу в случае увольнения специалиста по собственному желанию или некомпетентности в течение оговоренного срока. В таком случае агентство обязано бесплатно представить других кандидатов на данную должность.
Самостоятельный поиск через средства массовой информации. Многие серьезные фирмы предпочитают самостоятельно искать и отбирать кандидатов на работу. В этом случае очень важно хорошо представлять себе, к каким средствам массовой информации они обращаются.
Необходимо правильно сформулировать информационное объявление, чтобы привлечь внимание наиболее подходящих кандидатов. Целесообразно в объявлении отметить некоторые особенности интересующего вас персонала (ограничения при наборе), например, образование, особый опыт работы или, наоборот, отсутствие практического опыта.
Рассмотрим основные внешние источники набора персонала:
Школы, колледжи, лицеи, техникумы, профессиональные училища, институты, университеты, администрация и преподаватели этих и других учебных заведений. Многие учебные заведения в настоящее время имеют службы по трудоустройству своих студентов и выпускников. В тоже время сотрудниками администрации и преподаватели заинтересованы в том, чтобы их выпускники получили подходящую работу.
Смежные по профилю организации, фирмы, сотрудничающие с вашей организацией, клиенты, поставщики могут предложить необходимых кандидатов. К тому же такое сотрудничество между организациями способствует созданию хороших деловых отношений между ними.
Организации, занимающиеся трудоустройством, - государственные и коммерческие агентства по трудоустройству, биржи, бюро, консультационные центры, рекрутинговые компании – играют немалую роль в подборе кадров.
Прежние сотрудники, ушедшие из организации по собственному желанию. Они могут назвать других претендентов. Но и те, и другие, независимо от их прежней работы, должны быть подвергнуты тщательному рассмотрению.
Случайные претенденты, самостоятельно обращаются по поводу работы. Они должны каждый заноситься в картотеку (или банк данных о внешних кандидатов). Это резерв, которым нельзя пренебрегать. Есть два качества, говорящих в их пользу: а) обычно они знают что-то о деятельности вашей фирмы, б) более вероятно, что у них есть «внушенное» чувство лояльности к ней.
Рекламное объявление по отношению
к вышеперечисленным способам отбора
требуемых специалистов могут либо
дополнять их, либо быть основным источником
найма. Цель такого объявления – получить
эффективный результат с
Из внешних источников найма в нашей стране наибольшее распространение получили следующие источники найма:
- люди, случайно зашедшие в поисках работы;
- объявления в газетах;
-средние школы, колледжи,
лицеи, техникумы,
- службы по трудоустройству;
- частные агентства по найму;
- объявления по радио и телевидению.
Отбор персонала – ответственный период в деятельности по управлению персоналом.
В ряде организаций разработаны
специальные анкеты претендента
на должность специалиста. Работники
кадровых служб давно ощущали
потребность в более
Таким образом, формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов.
Выделяются следующие
этапы отбора претендентов на вакантную
должность специалиста или
- разработка требований
к должности; в результате
Информация о работе Привлечение и отбор персонала на предприятии ОАО «Енил»