Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:07, реферат
Целью данной работы является изучение методологии и практическая реализация привлечения и отбора персонала.
Перед исследованием стоят следующие задачи:
Провести анализ литературных источников и выявить основные цели и задачи привлечения и отбора персонала.
Разработать критерии отбора для различных специальностей.
Составить план отбора сотрудников.
- широкий поиск претендентов; ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечающих минимальным требованиям;
- проверка претендентов
с использованием ряда
- отбор на должность
из числа нескольких
В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы.
Эти службы должны быть укомплектованы профессиональными психологами.
. В отборе персонала выделяют ряд последовательных шагов:
Рассмотрим содержание выделенных шагов отбора персонала:
1. Оформление анкетных и автобиографических данных.
Претенденты, прошедшие предварительный
отбор (и, желательно, представив резюме),
оформляют в установленном
2. Анализ рекомендаций и послужного списка.
Тщательно изучается и
анализируется послужной список
каждого претендента и
3. Собеседование.
Работа на этой ступени
может быть организована различными
способами. Для одних видов деятельности
предпочтительно, чтобы кандидаты
приходили в отдел кадров, для
других — к линейному менеджеру,
руководителю будущей работы. Специалист
отдела кадров или линейный менеджер
проводят с ними предварительную
отборочную беседу, после чего успешно
прошедшие собеседование
Существует несколько подходов к организации собеседования. Это может быть собеседование:
а) по заранее подготовленной схеме;
б) слабоформализованное;
в) выполняемое без специальной подготовки
Цель беседы любого
типа одна — сбор необходимых
сведений о личностно-деловых
качествах кандидата, проверка
документальной информации в
непосредственном контакте. Обмен
информацией при этом
— подходе к беседе проводящего ее представителя фирмы;
— типе информации, которую желает получить представитель фирмы;
— сущности конкретной ситуации.
В беседе типа «а» проводящий собеседование заранее готовит список вопросов и в дальнейшем от него не отклоняется. Многие вопросы имеют перечень готовых вариантов ответа, и проводящему беседу приходится только отмечать ответы заявителя в заранее предусмотренных графах. Такая беседа имеет очень ограниченный характер, а получаемая информация не дает возможности обеспечить четкую последовательность в беседе. Данный подход стесняет и претендента, который не всегда способен ответить на поставленные вопросы.
Для проведения бесед типа «б» заранее готовятся только основные вопросы, но проводящий беседу может также приготовить и дополнительные вопросы. Хотя этот метод требует большей подготовки от ведущего беседу, он допускает и большую гибкость, чем беседа типа «а». Представитель фирмы может задавать вопросы в тех областях, которые в данном конкретном случае заслуживают большего внимания и важны для данного рабочего места. Однако при менее схематизированных беседах их трудно повторить.
В беседах типа «в» проводящий беседу представитель фирмы готовит лишь список тем, которые следует затронуть.
Поскольку подготовка и проведение
собеседования является весьма важным
элементом в целом в
4. Диагностика профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества.
Диагностика (освидетельствование) профессиональной пригодности проводится при отборе персонала в процессе найма, а также может осуществляться периодически для работающих сотрудников при их аттестации и отборе в резерв на выдвижение двумя методами. Первый метод ограничивается определением профессиональных способностей кандидата, при втором методе устанавливается соответствие деловых, личностных и профессиональных качеств работника требованиям предполагаемой должности, рабочего места.
Профессиональная пригодность
— это соответствие работника
по профессиональным качествам требованиям
конкретного рабочего места, должностным
обязанностям. Обоснованному
— профессиографические исследования;
— определение списка профессионально важных качеств, необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности и подлежащих измерению и оценке (психограмма);
— разработка методик и организационных процедур определения профессиональной пригодности претендентов при отборе в процессе найма;
— организация специального кабинета и подготовка специалистов для проведения профессионального отбора.
Профессиографические исследования состоят в изучении и анализе условий, содержания и опасностей определенного вида работ или определенной профессии. Профессиограмма как конечный результат профессиографического исследования содержит список профессионально важных качеств и требований, которыми должен обладать работник для успешного (производительного и безопасного) выполнения данного вида работ (данной профессии или должности) и степени их выраженности. Для каждого вида требований и качеств специалисты и психологи разрабатывают специальные тесты, направленные на оценку уровня их развития, а также способностей и склада ума, необходимых работнику для результативного выполнения заданий на месте.
В психологии труда личностные свойства группируются по разным основаниям, вычленяются и оцениваются по критерию важности (необходимости) для определенной профессиональной деятельности. Для каждого вида деятельности обосновывается список профессиональных качеств, которые относятся к категории важных (обязательных).
Исследования позволяют выделить и рекомендовать четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности:
а) Профессиональные знания:
— общие профессиональные знания;
— знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности;
— знания и умения, позволяющие диагностировать, предупреждать и ликвидировать опасные, сложные, экстремальные ситуации.
б) Деловые качества (черты характера);
— дисциплинированность, ответственность
— честность, добросовестность;
— компетентность;
— инициативность;
— целеустремленность, настойчивость;
— самостоятельность, решительность.
в) Индивидуально-психологические и личностные качества:
— мотивация (система побуждений человека);
— уровень интеллекта;
— эмоциональная и
нервно-психическая
— внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение);
— память (долговременная, оперативная);
— мышление (особенности мыслительной деятельности);
— способность к обучению;
— гибкость в общении, стиль межличностного поведения;
— склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками).
Приведенный список профессионально важных качеств является ориентировочным. При проведении профессиографических исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или при необходимости специально формируется новый перечень качеств.
Для оценки профессионально
важных качеств рекомендуются
Экзамен — метод, основанный на проверке уровня профессиональных знаний, умений, навыков путем устного или письменного испытания по тест-вопросам (тест-заданиям), составленным по стандартной форме. Методика экзамена включает описание процедур его проведения и оценки результатов.
Экспертные оценки — метод, основанный на обобщении характеристик качеств испытуемого, полученных путем опроса определенного круга лиц, хорошо знающих оцениваемого: непосредственного руководителя, коллег, подчиненных и др. Он включает опрос (интервью, заполнение анкет), обработку и оценку результатов опроса.
Психологическое тестирование
— метод психологической
Инструментальные измерения
— метод, основанный на непосредственном
измерении качеств (например, скорости
реакции) или физиологических параметров
с помощью аппаратных средств, описании
измерений и интерпретации
Оценка профессиональных знаний (умений, навыков) осуществляется в виде экзамена по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Она может проводиться как в устной или письменной форме, так и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает предприятие.
Деловые качества кандидатов (дисциплинированность, ответственность, инициативность, настойчивость, самостоятельность и др.) оцениваются экспертным путем (по пятибалльной шкале) с помощью специальных анкет. В качестве экспертов выступают лица, хорошо знающие кандидата по совместной работе, желательно по три эксперта на каждом из трех уровней: вышестоящие руководители, коллеги, подчиненные, Деловые качества могут оцениваться только у кандидатов, работающих на данном предприятии.
Индивидуально-психологические,
личностные и психофизиологические
качества кандидатов оцениваются методом
психологического тестирования с использованием
при необходимости
Психологическое тестирование
может проводиться как в
Основные преимущества автоматизированного тестирования (по сравнению с бланковым) заключаются в унификации и стандартизации процедуры обследования, полностью автоматизированной оценке и интерпретации результатов, что особенно важно в тех случаях, когда тестирование проводит работник кадровой службы, не имеющий психологического образования.
По результатам
По результатам анализа оценок, полученных кандидатами по всему списку профессионально важных качеств, делается заключение о профессиональной пригодности, которое носит рекомендательный характер. Более подробно вопросы профессиографии и психологической пригодности к профессии рассматриваются во второй главе настоящего учебника. Кандидаты, получившие положительное заключение, допускаются к этапу медицинского контроля.
Информация о работе Привлечение и отбор персонала на предприятии ОАО «Енил»