Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа
В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для Украины.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации. Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типов монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, А. Лившиц считает правомерным выделить, по меньше мере, 6 основных разновидностей данного явления:
1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
3) монополизм, вызываемый
дифференциацией производимой
4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
5) естественные государственные
монополии (типа монополии
6) монополизм, характерный
для административно-
Монополии также можно классифицировать по видам:
1) закрытая монополия.
Она защищена от конкуренции
с помощью юридических
2) открытая монополия.
В этом случае фирма не
Квазимонополия буквально
Монопсония
Все, что было сказано выше о монополии, относится к монополии производителя. Но существует также и монополия покупателя - монопсония. Монопсония представляет собой рыночную модель, когда какой-то товар, обычно фактор производства, изготавливается многими конкурирующими производителями при наличии одного покупателя. Примером может служить монополия государства на покупку оружия в некоторых странах. В условиях монопсонии монопсонист имеет довольно большую власть над ценами, т.е. он сам устанавливает определенную закупочную цену, на которую ориентируются производители.
1.2. Формирование
Для монополии, так же
как и для совершенной конкурен
Ограничения, с которыми сталкивается монополия
Возможности монополиста, как и любой другой фирмы, получить прибыль, частично ограничены издержками производства. Модель, представленная здесь, основана на теории издержек. Специфические ограничения, которые характерны для системы совершенной конкуренции, не подходят для монополии.
Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его продукт. Так как монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса для фирмы есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Предполагается, что монополист узнает свойства кривой спроса либо с помощью эконометрики, либо интуитивно (методом проб и ошибок). Поскольку и цена, и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса, имеющей отрицательный наклон, монополист ведет себя совершенно не так, как ведет себя «прайс-тейкер» при совершенной конкуренции. Монополист выбирает такую комбинацию «цена — количество», которая приносит максимальную прибыль. Коль скоро oн ищет наиболее «доходную» цену из набора возможных цен, то его можно назвать «искателем цены» (price-searcher).
Данная модель монополии предполагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией.
Выпуск продукции, цена и предельный доход в условиях простой монополии
Рис. 1.1 иллюстрирует взаимосвязь между выпуском продукции, ценой и доходом для случая простой монополии. В колонках 1 и 2 таблицы в части (а) приведены данные о спросе, а в частя (б) та же информация представлена в форме кривой спроса. Поскольку и цена, и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса, совокупный доход фирмы изменяется; данные об этом приводятся в колонке 3 таблицы в части (а) и на графике в части (в). Для любого уровня выпуска совокупный доход равен произведению цены на количество продукции. По мере роста выпуска совокупный доход сначала возрастает, затем достигает максимума на уровне выпуска, равном 17 единицам, и после этого падает.
Если спрос эластичен, то падение цены вызывает увеличение совокупного дохода. Когда же спрос неэластичен, то доход падает при уменьшении цены. Если кривая спроса имеет вид прямой (как, например, в части (б) рис. 1.1), то ее верхняя часть отражает эластичный спрос, а нижняя - неэластичный. Именно в этом и заключена причина эффекта «холма дохода», который представлен на рисунке в части (в). Предельный доход определяется как изменение совокупного дохода, которое достигается от увеличения выпуска продукции на одну единицу. В колонке 4 части (а) рис. 1.1 приведены данные о предельном доходе фирмы. В части (б) рисунка приведена кривая предельного дохода фирмы. Кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси, если совокупный доход растет (спрос эластичен) и ниже ее, если совокупный доход падает (неэластичен). Она пересекает горизонтальную ось в точке максимума совокупного дохода. Для того, чтобы начертить кривую предельного дохода, соответствующую кривой спроса, имеющей форму прямой, можно воспользоваться следующим простым правилом:
Кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной оси, заключенный между кривой спроса и вертикальной осью, точно е середине, если кривая спроса имеет вид прямой линии.
Из данного правила следует: точка, в которой кривая предельного дохода пересекает горизонтальную ось» расположена в середине отрезка этой оси, заключенного между началом координат и пересечением кривой спроса с горизонтальной осью. (На рис. 1.1 кривая предельного дохода пересекает горизонтальную ось в точке 17,5, что составляет половину от 35.) Пересечение кривой предельного дохода и вертикальной оси совпадает с таким же пересечением кривой спроса, имеющей вид прямой линии. (На рис. 1.1 — точка, соответствующая 10 гривнам по вертикальной оси.) Приведенное правило неприменимо к случаю, когда кривые спроса имеют форму, отличную от прямой. Однако рассмотренные примеры предельно упрощены. Кривая предельного дохода всегда располагается ниже, чем кривая спроса. В случае простой монополии предельный доход, получаемый фирмой от продажи одной дополнительной единицы продукции, ниже, чем цена, по которой такая единица продается (а не равна этой цене, как в ситуация совершенной конкуренции). Разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что фирма продает всю продукцию, произведенную в течение данного периода времени, по одинаковой цене. Сказанное означает: если фирма хочет добиться увеличения объема продаж, цена должна быть снижена на все единицы продукции, а не только на последнюю из них. Так, если ваш монополист хочет увеличить объем продаж с 10 до 11 единиц за некий период времени, то цена всех одиннадцати единиц должна снизиться с 7,3 грн. до 7. Хотя фирма получает доход в 7 грн. от продажи каждой из одиннадцати единиц, совокупный доход вырастет всего на 4 гривны , с 73 до 77 грн. Дополнительный доход от одиннадцатой единицы частично урезается (на 3 грн. или на 0,3 грн. с каждой из первых десяти проданных единиц).
Тот факт, что кривая предельного дохода фирмы-монополиста лежит ниже кривой спроса, иллюстрирует действие «правила средних — предельных. Средний доход, реализуемый простой монополией и равный высоте кривой спроса для каждого конкретного уровня выпуска, должен падать, если предельный доход меньше среднего дохода.
Точка максимальной прибыли
В приложении 2 к кривым спроса и предельного дохода добавлены кривые издержек фирмы-монополиста. Приведенные данные можно использовать для выявления такой комбинации «цена — количество», которая приносит максимальную прибыль. Это можно сделать, либо сравнивая совокупные издержки с совокупным доходом, либо воспользовавшись предельным подходом.
Данные о совокупных издержках фирмы при разных уровнях выпуска приведены в колонке 6 части (в) на рис. 1.2. Вычитание совокупных издержек из величины совокупного дохода (колонка 3) дает размер совокупной прибыли (колонка 7). Из данных колонки 7 следует, что максимальная прибыль достигается при объеме выпуска равном 13 единицам продукции. Подход «совокупный доход — совокупные издержки» для анализа процесса максимизации прибыли графически представлен в части (а) рисунка. Совокупная прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми совокупных издержек и совокупного дохода. Этот разрыв максимален при выпуске, равном 13 единицам. Заметим, что максимизация прибыли и максимизация дохода — далеко не одно и то же. Так в интервале выпуска между 13 и 17 единицами совокупный доход продолжает расти. Но поскольку совокупные издержки растут еще быстрее, то прибыль падает.
Предельный подход к максимизации прибыли представлен в колонках 4 и 5 таблицы части (в) рис. 1.2. Предельный подход равен приросту совокупного дохода при увеличении объема выпуска продукции на единицу; предельные издержки равны приросту совокупных издержек. Следовательно, до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение выпуска на единицу увеличивает совокупный доход в большей степени, чем совокупные издержки, и, тем самым, увеличивает совокупную прибыль. Когда выпуск превосходит 13 единиц, предельный доход становится меньше предельных издержек; поэтому любое дальнейшее увеличение выпуска продукции ведет к уменьшению совокупной прибыли. Логика ситуации в данном случае та же, что и при совершенной конкуренции. Разница состоит лишь в том, что теперь предельный доход — величина не постоянная, а переменная.
В части (б) рис. 1.2 приводится графическое сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Объем выпуска, дающего максимум прибыли, находится в точке, где ветвь кривой предельных издержек, имеющая положительный наклон, пересекает кривую предельного дохода. Это происходит в точке, соответствующей объему выпуска, равному 13 единицам. Прибыль, приходящаяся на единицу выпуска при этом объеме, равна вертикальному разрыву между кривой спроса (которая указывает на цену, по которой продается продукция) и кривой средних совокупных издержек. Прибыль на единицу продукции, умноженная на объем выпуска, равна совокупной прибыли. Она показана на графике заштрихованным прямоугольником.
Пересечение кривых предельных издержек и предельного дохода на рис. 1.2 дает объем выпуска, при котором прибыль максимальна. Цена, дающая максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска. Для монополиста такая цена всегда выше предельных издержек (если прибыль максимальна). В нашем примере предельные издержки при выпуске 13 единиц составляют 2,6 грн. на единицу. Однако с учетом поведения кривой спроса покупатели готовы купить 13 единиц по цене 6,4 грн. за каждую. Поэтому именно 6,4, а не 2,6 грн. , представляют собой цену, которая будет реально назначена за 13 единиц продукции. Прибыль при этой цене максимальна.
Максимизация прибыли или минимизация убытков?
Если рыночные условия неблагоприятны, то монополия, так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью монополиста будет минимизация убытков. Как мы помним, возможности получения прибыли зависят от того, как расположена кривая спроса относительно кривой средних совокупных издержек фирмы.
Обратимся к рис 1.3. Кривая спроса лежит ниже кривой средних совокупных вздержек на всем своем протяжении. Фирма-монополист вполне может (оказаться в такой ситуации во время экономического спада, когда снижаются доходы потребителей, и кривая спроса временно смещается влево. Как обычно, уровень выпуска продукции, соответствующий максимуму прибыли (или минимуму убытков) находится в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода, что соответствует выпуску приблизительно 10 единиц продукции. Согласно кривой спроса, такое количество продукции может быть продано по цене, превышающей 4 грн. за штуку. Однако средние совокупные издержки при этой величине выпуска равны 4,6 грн. Следовательно, продавая 10 единиц продукции по цене 4 грн. за штуку, фирма будет терять 0,6 грн. на каждой проданной единице. Совокупный убыток показан на рисунке прямоугольником.
Несмотря на то, что, выпускав 10 единиц продукции, фирма несет убытки, они все-таки минимальны. Цена, равная 4 грн. , более чем достаточна для компенсации средних переменных издержек. Монополист (как и фирма в условиях совершенной конкуренции) будет продолжать выпуск до тех пор, пока цена продаваемой продукции будет превосходить средние переменные вздержки. Если же кривая спроса сдвигается влево настолько, что кривая средних переменных издержек оказывается над ней на всем ее протяжении, фирма-монополист будет минимизировать свои краткосрочные убытки, прибегая к полному прекращению выпуска.
Теперь мы видим, что у фирмы-монополиста нет абсолютных гарантий получения прибыли. Прибыль может быть получена только в том случае, если условия спроса позволяют продавать продукцию по цене, превышающей издержки ее производства. Ситуация, представленная на рис 1.3, носит по сделанному нами априорному предположению временный характер. Предполагается, что фирма сможет выбраться из нее, дождавшись лучших времен. Иногда тем не менее монополист сталкивается с непрекращающимся падением спроса. В такой обстановке единственным вариантом является выход из отрасли с последующей полной распродажей активов фирмы и прекращением всех заключенных договоров об аренде и т. д.