Проблема монополизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для Украины.

Файлы: 1 файл

Курсовая(монополизм) текст.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:

- запрещение создания  новых предприятий или других  организационных форм предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции;

- принуждение предпринимателей  к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;

- принятие решений  о централизованном распределении  товаров, что приводит к монопольному положению на рынке;

- установление запрета  на реализацию товаров из одного региона страны в другой;

- предоставление отдельным  предпринимателям налоговых и  других льгот, ставящих их в  привилегированное положение по  отношению к другим предпринимателям;

- ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;

- установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

- неправомерное использование  товарного знака, фирменного наименования  или маркировки товара, а также  копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;

- умышленное распространение  заведомо ложных или неточных  сведений, которые могут нанести  ущерб деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;

- получение, использование,  разглашение коммерческой тайны,  а также конфиденциальной информации  в целях нанесения ущерба деловой  репутации или имуществу другого  предпринимателя.

Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.

Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В свое деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.

Антимонопольный комитет  Украины является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины руководствуется настоящим Законом, другими законодательными актами Украины, а также положением об Антимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным Советом Украины.

Сведения, полученные Антимонопольным  комитетом Украины и его территориальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся коммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета.

В целях предотвращения монопольного положения отдельных  предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.

Предприниматель может  приобретать контрольный пакет  акций акционерного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.

В случаях, если предприниматели  злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не применяется в случаях:

- невозможности организационного  или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- наличия тесной технологической  связи предприятий, структурных  подразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом  за:

- уклонение от выполнения  или несвоевременное выполнение  распоряжений Антимонопольного  комитета Украины о прекращении  нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении начального состояния или изменении соглашений, противоречащих настоящему Закону;

- непредставление, несвоевременное  представление информации монопольному комитету Украины и его территориальны монополия управлениям или представления заведомо недостоверных данных.

Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом в государственной бюджет.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.  

По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты.

В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие.

Лишь 26 ноября 1993 года вступил  в силу Закон “ОБ Антимонопольном  комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции.

Антимонопольный комитет  Украины является государственным  органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности. 
Особенности специального статуса Антимонопольного комитета Украины обусловлены его задачами и полномочиями, в том числе ролью в формировании конкурентной политики, и определяются Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», другими актами законодательства. Эти особенности состоят, в частности, в особом порядке назначения и увольнения Председателя Антимонопольного комитета Украины, его заместителей, государственных уполномоченных, председателей территориальных отделений, в специальных процессуальных основах деятельности Антимонопольного комитета Украины, предоставлении социальных гарантий, охране личных и имущественных прав работников Антимонопольного комитета Украины на уровне с работниками правоохранительных органов. 
Антимонопольный комитет Украины осуществляет свою деятельность на основе актов законодательства о защите экономической конкуренции, из которых основными являются законы Украины «О защите экономической конкуренции», «Об Антимонопольном комитете Украины» и «О защите от недобросовестной конкуренции». 
          Основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики Украины, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, предотвращение, обнаружение и прекращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;
  • контроль за концентрацией и согласованными действиями субъектов хозяйствования;
  • контроль за регулированием цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий;
  • содействие развитию добросовестной конкуренции (включает в себя, в частности: взаимодействие с другими государственными органами, объединениями субъектов хозяйствования и общественными организациями в части обеспечения защиты и развития конкуренции; участие в нормативной деятельности как по усовершенствованию законодательства о защите экономической конкуренции, так и по принятию, изменению или отмене других нормативно-правовых актов или отдельных их положений, которые влияют на состояние конкуренции в стране; международное сотрудничество по вопросам, которые относятся к компетенции Антимонопольного комитета Украины);
  • методическое обеспечение применения законодательства о защите экономической конкуренции (состоит из обобщения и анализа практики применения законодательства о защите экономической конкуренции, осуществления официального толкования собственных нормативно-правовых актов и предоставления рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции).

Антимонопольный комитет  Украины состоит из  Председателя и десяти государственных уполномоченных, из числа которых назначаются два первых заместителя и три заместителя Председателя Антимонопольного комитета Украины. 
Решения Антимонопольного комитета Украины, как высшего коллегиального органа в системе органов Антимонопольного комитета Украины, принимаются на его заседаниях простым большинством голосов. 
В каждой области Украины, городах Киеве и Севастополе образуются территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины, которые являются юридическими лицами и выполняют задачи Антимонопольного комитета Украины на региональном уровне. 
Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения имеют право создавать, соответственно, постоянно действующие и временные административные коллегии Антимонопольного комитета Украины и административные коллегии территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины, которые рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законом. 
Антимонопольный комитет Украины, административные коллегии Антимонопольного комитета Украины, государственные уполномоченные Антимонопольного комитета Украины, административные коллегии территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины являются органами Антимонопольного комитета Украины. 
В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины подконтролен Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде Украины. Председатель Антимонопольного комитета Украины назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Первые заместители и заместители Председателя Антимонопольного комитета Украины назначаются на должности и освобождаются с должностей Президентом Украины по представлению Премьер-министра  Украины, которое вносится на основании предложений Председателя Антимонопольного комитета Украины. 
В соответствии со статьей 19 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» во время выполнения возложенных на Антимонопольный комитет Украины задач его должностные лица и должностные лица его территориальных отделений руководствуются законодательством о защите экономической конкуренции и являются независимыми от органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц и субъектов хозяйствования, а также политических партий и других объединений граждан или их органов. Вмешательство указанных субъектов в деятельность Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений запрещается, за исключением случаев, определенных законами Украины.

 

 

2.2 Анализ деятельности  ОАО «Укртелеком»

 

Из опубликованного финансового отчёта за первое полугодие 2006 года следует, что доход ОАО «Укртелеком»  вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года всего на 0,5% и составил 3,8 млрд. грн., а чистая прибыль снизилась в 3,85 раза – до 62 млн. грн. Это при том, что финансовый план «Укртелекома», утвержденный на собрании акционеров 10 июня предусматривает, что по результатам года оператор должен получить чистую прибыль в 465 млн. грн. Столь низкую эффективность компании ее руководство объяснило тогда тем, что мобильные и фиксированные операторы работают в «неравных условиях тарифного регулирования». Заключается это в том, что «операторы мобильной связи определяют цены на свои услуги самостоятельно, а тарифы на проводную связь устанавливаются государством». Так, доходы «Укртелекома» от междугородней связи в I полугодии снизились на 11,5% в сравнении с аналогичным периодом 2005 года, а этот вид связи приносит компании 51,8% дохода.

Прибыль «Укртелекома»  снижается уже давно, несмотря на медленный но верный рост доходов. По результатам 2004 года компания показала прибыль более 900 млн. грн. (планировалось на несколько сотен миллионов меньше). Злые языки утверждают, что руководство оператора заставили сделать это власти, чтобы появилась возможность выплатить 700 млн. грн. дивидендов на государственную долю. Последняя редакция финплана компании на 2005 год, утвержденная правительством Тимошенко незадолго до его ухода в отставку, предусматривала прибыль в 1,109 млрд. грн. Фактически же прибыль за минувший год составила 519 млн. грн., т.е. почти вдвое ниже запланированного.

Мысль о том, что рентабельность компании ограничивается государственным  регулированием тарифов, звучала из уст руководства «Укртелекома»  уже года два. В числе ограничителей  назывался и Антимонопольный  комитет, не желавший внимать доводам  госоператора о том, что услуги международной и междугородней связи предоставляют уже почти два десятка компаний, имеющих соответствующие лицензии. По мнению «Укртелекома», это вполне полноценная конкурентная среда. В конце ноября 2005 года Антимонополный комитет отказал компании в исключении ее из списка монополистов в этом сегменте рынка, поскольку, по мнению госоргана, услуги мобильной связи не являются взаимозаменяемыми с услугами связи фиксированной, и международная связь от «Укртелекома» не конкурирует с оной от мобильных операторов. Теперь это ограничение снято.

Однако главным источником оных ограничений Антимонопольный  комитет никогда не был. Государственное  регулирование тарифов закреплено законодательством (ст. 66 Закона «О телекоммуникациях») для «общедоступных телекоммуникационных услуг». Ст. 62 того же закона относит к оным услуги фиксированной телефонной связи (в т.ч. международной и междугородней) за исключением предоставляющихся с использованием беспроводного доступа. Таким образом, под действие периодически утверждаемых НКРС «Предельных тарифов на общедоступные телекоммуникационные услуги» попадают все операторы фиксированной связи, «независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности». Но рентабельность почему-то катастрофически падает только у «Укртелекома».

Информация о работе Проблема монополизации