Проблема монополизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для Украины.

Файлы: 1 файл

Курсовая(монополизм) текст.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

В системе лёгкой промышленности нет предприятий, запрещённых к  приватизации. Если инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, то подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе представителей планового, финансового отделов и бухгалтерии, а также представителя профсоюзного комитета, способного активно защищать интересы трудового коллектива. Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива на предмет выяваления числа работников, согласных на выкуп предприятия и сколько личных средств (паевых взносов) может при этом внести каждый работник. Результаты опроса дают общее представление о ситуации в коллективе и готовности к преобразованию предприятия.

Для разработки проекта  приватизации и ознакомления с ним  трудового коллектива инициативная группа с привлечением специалистов готовит следующие основные данные:

  • отраслевая принадлежность предприятия;
  • место нахождения его;
  • численность работающих с разбивкой по категориям, стажу работы на данном предприятии;
  • структурная характеристика предприятия;
  • среднемесячная заработная плата;
  • степень вредности и тяжести труда; (необходимо проанализировать, какую численность работников следует сохранить, какие нужны структурные преобразования);
  • балансовая, восстановительная и остаточная стоимость основных фондов;
  • стоимость оборотных средств;
  • номенклатура выпускаемой продукции;
  • отчётная и прогнозируемая прибыль;
  • размеры фондов экономического стимулирования и других фондов, образуемых на предприятии;
  • отчётная и прогнозируемая рентабельность;
  • экологическое состояние предприятия (после приватизации предприятие будет самостоятельно нести всю ответственность за экологический вред, наносимый его деятельностью). Анализ этих данных позволяет определить возможные размеры денежных средств предприятия, аккумулируемые для первоначального взноса;
  • перспективы выплаты платежей при выкупе предприятия; необходимость заёмных средств и сроки погашения кредита, а также возможные размеры дивидендов.

Вторым этапом подготовительной работы для приватизации является предварительная  оценка стоимости имущества и определение выкупных платежей. Подготовительная работа завершается проведением собраний или конференций трудовых коллективов для ознакомления с подготовленными документами и главное с расчётами о том, что будет иметь каждый работник от приватизации предприятия. Протоколом собрания (конференции), принявшего решение о подаче заявки на приватизацию предприятия (с изложением вопросов одобрения проекта приватизации, создания и персонального состава рабочей группы по приватизации и персонального состава представителей трудового коллектива, уполномоченных войти в комиссию по приватизации, создаваемую республиканскими и местными органами приватизации; о размерах личных средств, вносимых членами трудового коллектива на приватизацию предприятия) завершается подготовительная работа на предприятии, и готовятся документы - предложения в соответствующие органы о приватизации предприятия. В частности, представляется выписка из протокола общего собрания или конференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываются наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка стоимости имущества, источники средств для выкупа, направления использования объекта после приватизации.

Предложение рассматривается  органом приватизации лишь в тои  случае, когда за него проголосовало не менее 2/3 работников предприятия. К предложению на приватизацию прилагается чек-формат, являющийся коммерческим паспортом предприятия. Чек-формат содержит:

  • общие сведения о приватизируемом предприятии, такие, главным образом, как номенклатура и ассортимент производимой продукции;
  • сведения об активах предприятия, определяюцих его количественную и качественную характеристику;
  • территориальную характеристику предприятия (площадь занимаемой территории, характеристика строений);
  • характеристику рынка сбыта продукции и рынка основных видов потребдяемого сырья и материалов;
  • важнейшие экономические показатели (прибыль, рентабельность и т.д.);
  • бухгалтерский баланс на момент подачи предложения на приватизацию и за два предшествующих года.

На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразовании государственного предприятия в  акцирнерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное  общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.

Кроме такого способа  акционирования предусмотрены и  такие способы приватизации как  продажа предприятия на аукционе и продажа по конкурсу. Продажа  на аукционе - это такой способ приватизации, при котором предприятия государственной собственности продаются с аукционных торгов. Предприятие переходит в собственность того покупателя, который предложил самую высокую цену.

Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему использованию приватизированного предприятия.

Продажа по конкурсу - это  способ приватизации, при котором  покупатель приватизируемого предприятия  определяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей.

Условия конкурса предусматривают:

  • сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств по производству конкретных видов товаров;
  • проведение природоохранных мероприятий;
  • обеспечение безопасных условий труда;
  • сохранение или создание новых рабочих мест;
  • финансирование или порядок использования в течение определённого срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.

Могут предъявляться  и другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно. Право собственности на объект передаётся победителю конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия. Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективом вследствие роста их цены. На аукционах и по конкурсу, как правило продаются в первую очередь небольшие убыточные и низкорентабельные предприятия.

 

 

3.2 Демонополизация   в условиях  рыночной экономики

 

История развития монополий  является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации  проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все   "плюсы" и "минусы" монополий, выработать по отношению к ним  определенную политику, которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Украине оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено  антимонопольными законами: Законом Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" и Законом Украины "Об антимонопольном комитете", о которых уже говорилось выше. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют  целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на   государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.

Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

 

Существуют две основные формы повышения демонополии:

  • предупреждение создания монополий;
  • ограничение использования монопольной власти.

Для проведения антимонопольной  политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических  тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого государства, является Антимонопольный комитет Украины, о функциях и задачах которого уже было сказано выше. Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях Украины чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало  доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.

3.3 Порядок  , способы  и механизм  демонополизации  в

Украине на примере США и стран Европейского союза

 

Анализ антимонопольного процесса зарубежных стран позволяет  выделить следующие антиконкурентные действия: горизонтальные ограничения  конкуренции, вертикальные ограничения  конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке и др.

Горизонтальные ограничения  конкуренции определяются как договоры между сторонами, ведущими дела на одном  и том же уровне производства или  распределения товаров (услуг). Они  могут варьироваться от простых  двухсторонних сделок до многосторонних соглашений. К типичным горизонтальным ограничениям можно отнести картельные договоры, которые, в частности, регламентируют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливают своеобразные условия торговли, включая дисциплинарные санкции за нарушение договора его участниками. Горизонтальные ограничения конкуренции относятся к наиболее серьезным нарушениям антимонопольного законодательства.

При вертикальном ограничении  конкуренции, как правило, ограничительные  условия принимаются в одностороннем  порядке, поскольку господствующий на рынке предприниматель в состоянии навязать свои условия более слабому контрагенту. К категории вертикальных ограничений конкуренции можно отнести прежде всего договоры об исключительных торговых операциях (речь идет о договорах продажи лишь определенным покупателям или о приобретении товаров только у определенных поставщиков), связывающие договоры (продажа с принудительным ассортиментом, когда продавец обусловливает продажу основного товара приобретением второстепенного, связанного с основным), установление или поддержание перепродажных цен, ограничительные условия в договорах о передаче прав на объекты промышленной собственности (договоры уступки и лицензионные договоры). Но несмотря на вышесказанное, не всегда бывает легко отличить горизонтальные ограничения конкуренции от вертикальных, например, в случае перекрестного лицензирования в отношении прав на промышленную собственность или когда конкурирующие предприниматели назначают друг друга исключительными дистрибьюторами своих товаров. Монополизация рынка в зарубежных странах проходит в основном двумя путями: приобретением предприятий конкурентов (горизонтальная интеграция) или налаживанием своей собственной системы снабжения и быта товаров (вертикальная интеграция). Антиконкурентным можно также считать приобретение конкурирующих компаний: никакая корпорация, занимающаяся торговлей, не имеет права приобретать, прямо или косвенно, весь или часть акционерного капитала (или имущества другой корпорации). Подводя итоги, можно сказать, что в западных странах проведение антимонопольной политики и антимонопольное законодательство получили широкое развитие, а главное, что этот механизм контроля за монополиями и ее отрицательными последствиями успешно действует на протяжении многих лет. Здесь тоже есть свои негативные факторы, например, нарушение незыблемости общего запрета монополий путем исключения из этого запрета, распространяющееся как на отдельные компании, так и на целые отрасли. Но в целом можно сказать, что антимонопольные законодательства США и стран Западной Европы, хоть и принципиально отличаются друг от друга во многих отношениях, являются скурпулезно продуманными и экономически обоснованными, что обусловливает возможность их частичного использования в антимонопольной политике Украины.

Информация о работе Проблема монополизации