Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа
В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для Украины.
У госоператора есть два пути решения этой проблемы. Первый – добиваться от НКРС постоянного утверждения новых «Предельных тарифов». Второй – вывести международную и междугороднюю связь из-под госрегулирования.
Монополизм «Укртелекома» давно перестал быть жупелом на телекоммуникационном рынке. Ушли в прошлое те времена, когда государство обязалось обеспечивать эксклюзивность права госоператора на услуги международной связи в обмен на первые иностранные инвестиции в отрасль, точнее, в «Утел». В списке монополистов на сайте АМК компания значится таковой лишь на рынках местной телефонной связи и «услуг пользования некоммутируемыми каналами связи». Что касается последнего, то звучит это странно, учитывая, что большинство крупных операторов обзавелись и активно развивают свои магистральные сети передачи данных. Возможно, монопольный статус «Укртелекома» в этом сегменте объясняется только тем, что у менеджмента не доходят руки повоевать с АМК, поскольку данный вид деятельности приносит компании лишь несколько процентов дохода.
А местная связь… Правильнее было бы назвать «Укртелеком» «полным монополистом» на рынке аналоговых телекоммуникационных услуг, где конкурировать с ним никто и не собирается. Ведь несмотря на ударные темпы ввода в строй новых мощностей, цифровизации подвергаются прежде всего крупные города. Жители мелких городов, да и некоторых районов столицы, по-прежнему пользуются старой связью. Цифровая номерная емкость «Укртелекома» составляет немногим более 3 млн. номеров из 9,7 млн. абонентов компании, т.е. около 30%. Альтернативные телекоммуникационные операторы обслуживают около 2 млн. номеров на цифровых АТС. И этот рынок «Укртелеком» тоже может потерять. Тогда компания останется только в учебниках истории.
2.3 Особенности формирование цен в условиях
монополистической конкуренции.
Каждая фирма, находясь в условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции – все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.
В украинских условиях имеются
большие возможности для
- безалкогольные напитки;
- водка, коньяки, ликеры, вина;
- пиво бутылочного и баночного разлива;
- сигареты и сигары, другие табачные изделия;
- многие виды лекарств, имеющих заменители, витамины;
- кондитерские изделия — шоколадные конфеты, шоколад;
- зубная паста, пена для бритья, кремы, шампуни, одеколоны,
- духи, моющие средства;
- многие виды одежды, особенно с фирменным знаком;
- многие спортивные товары;
- телевизионная и радиотехника, видео- и аудиотехника;
- часы, фотоаппаратура и фотоматериалы;
- большинство видов бытовой техники, например холодильники,
- стиральные машины, пылесосы, микроволновые печи и т.д.;
- компьютерная техника;
- фирменная мебель;
- фирменные бытовые услуги — чистка одежды, ремонт квартир,
парикмахерские и др.;
- многие магазины и палатки розничной торговли в городах.
На рыночном сегменте небольшое предприятие может занимать монопольную позицию и диктовать цены: при их определении оно закладывает размер собственной прибыли. В зарубежной практике она составляет 5 — 8%, в то время как в среднем эта величина составляет 1 — 3%.
Элемент монопольной власти означает, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то, что фирма может быть столь же малой, как и в условиях совершенной конкуренции. Понижающаяся кривая фирмы в условиях монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции, и разница эта объясняется той рыночной властью, которую дает дифференциация продукции. Поскольку каждый товар воспринимается покупателями как специфический, отличный от товаров других фирм, все производители на рынке монополистической конкуренции имеют некоторую свободу установления цены на свою продукцию. Назначая цену ниже цены конкурирующих фирм, тот или иной продавец может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж. С другой стороны, если он повысит цену на свой товар, какая-то часть покупателей предпочтет более дешевую продукцию его конкурентов. Таким образом, кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет понижающий характер, так как она может продать больше по низким ценам и меньше – по высоким. Фирма не сможет продавать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а желая продать больше, не сможет оставить цену неизменной.
Кроме того, угол наклона монополистически конкурирующей фирмы будет меньше, чем у абсолютно конкурентной фирмы. Степень пологости или эластичности кривой спроса монополистически конкурирующих фирм зависит от глубины дифференциации продукции. Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован продукт, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот.
Ценовая дискриминация - практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста.
Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.
1. Дискриминация по
единицам продаваемой
Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Как правило, такая ценовая дискриминация связана с постоянными издержками производства и распределения товаров и услуг.
2. Дискриминация среди покупателей.
Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повышении цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время се-зонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.
Ценовая дискриминация
возможна при обязательном
1. Фирма должна
обладать достаточной
2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и продать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате - и к выравниванию цен, что подорвет ценовую дискриминацию;
3. Способность производителя
к определению структуры
рынка. Многие фирмы
Рассмотрим
последствия ценовой
Схемы установления цен на продукцию естественной монополии преследуют общую цель снижения потерь общественного благосостояния от монопольной власти, не жертвуя производственной эффективностью. Рассмотрим преимущества и недостатки ценообразования по предельным издержкам.
Ценообразование по предельным издержкам. Ценой, обеспечивающей Парето - эффективное равновесие на рынке, является цена, равная предельным издержкам. Однако при назначении цены на уровне предельных издержек фирма - естественная монополия будет получать нормальную (экономическую) прибыль только в случае постоянной (убывающей) отдачи от масштаба производственной функции. Если же отдача от масштаба положительная, средние издержки снижаются и при любом объеме выпуска превышают предельные, назначение цены, обеспечивающей Парето - эффективный выпуск («первое лучшее»), должно сопровождаться субсидированием фирмы со стороны государства.
Изменение общественного благосостояния по сравнению с нерегулируемой естественной монополией складывается из следующих компонентов. 1 - рост потребительского излишка благодаря снижению цены до уровня предельных издержек, 2 - снижение прибыли естественной монополии. 3 - сумма субсидии, необходимая для безубыточности естественной монополии. В нашем случае положительный эффект ценообразования по предельным издержкам превосходит отрицательный, ценообразование на уровне предельных издержек приводит к повышению благосостояния по сравнению с рынком нерегулируемой монополии. Рост благосостояния достигается путем его перераспределения в пользу потребителей продукции естественной монополии, за счет, во-первых, прибыли фирмы - естественной монополии, во-вторых, налогоплательщиков, в том числе тех, кто не потребляет конкретную продукцию. Такая модель ценообразования теоретически могла бы быть эффективной.
Однако в реальной жизни выбору оптимальной цены и оптимального объема субсидии препятствуют, с одной стороны, асимметричность информации между фирмой -естественной монополией и регулирующими органами об уровне издержек, с другой стороны, проблемы, связанные с введением новых налогов. Потери благосостояния от повышения налогов государство редко способно - если вообще когда-либо способно - компенсировать выигрышем от осуществления отраслевой политики. В немалой степени это связано с высокими издержками, необходимыми для административного перераспределения средств через бюджет. Кроме того, государственное субсидирование порождает проблему мотивации менеджеров. если менеджеры знают, что убытки неизбежны и будут возмещены государством, они перестают стремиться к минимизации издержек.
В результате выигрыш общества от установления низких цен на уровне предельных издержек может даже не компенсировать потери производственной эффективности. Поскольку источником государственного субсидирования являются налоги, государственное субсидирование сопровождается в этом случае непомерным ростом налогового бремени. Большинство применяемых в практике современных экономических систем схем ценообразования на продукцию естественной монополии используют принцип не «первого лучшего», а «второго лучшего».
III. Демонополизация её цели ,способы и механизмы.
1.1 Порядок, способы и механизм приватизации как способа демонополизации.
Работа по приватизации
предприятия начинается с изучения
законодательной базы т.е. с анализа
республиканской и местных