Проблема монополизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для Украины.

Файлы: 1 файл

Курсовая(монополизм) текст.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Максимизация  прибыли на долгосрочном временном  интервале

Излагая модель совершенной конкуренции, мы провели различие между двумя временными горизонтами. На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера, причем число фирм в отрасти также фиксировано. На долгосрочном интеровале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий, причем фирмы могут беспрепятственно входить в отрасли и покидать ее. Каждая из этих ситуаций характеризуется ветке определенным равновесием. Проблемы, связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях монополии, представляются более сложными.

Долгосрочное  равновесие при отсутствии угрозы появления  конкурентов

Для фирмы-монополиста, находящейся  в такой ситуации, график, подобный представленному на рис. 1.2, может адекватно описать процессы максимизации прибыли как на краткосрочном, так и на долгосрочном временных интервалах. Изменяется лишь интерпретация кривых. Кривая, отображающая изменение средних совокупных издержек на рис. 1.2, теперь будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы, причем возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек. В новой ситуации кривая предельных издержек будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек. Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу. Долгосрочная равновесная цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. О таком долгосрочном равновесии следует особо сказать следующее:

1.  В условиях долгосрочного  равновесия фирма должна функционировать  по крайней мере безубыточно.  Ситуация минимизации убытков,  представленная на рис. 1.3, не может быть долгосрочным равновесием: фирма просто уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.

2.  В отличие от  случая совершенной конкуренции  долгосрочное равновесие в условиях  монополии отнюдь не обязательно  должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных совокупных издержек. Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных средних издержек (как на рис. 1.2), так и при уровне выпуска, превосходящем минимум кривой долгосрочных средних издержек (что произошло бы, если бы кривая спроса на рис. 1.2 вдруг неожиданно сдвинулась вправо). Вне зависимости от конкретной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всегда изберет такой размер производственного предприятия, который в наибольшей степени соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает, что кривая краткосрочных средних совокупных издержек является касательной к кривой долгосрочных средних издержек в точке равновесного выпуска продукции.

3. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в свяяи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных . Начиная с точки долгосрочного равновесия, фирма-монополист может временно увеличить прибыль, поднимая цены и сокращая выпуск продукции, смещаясь тем самым вверх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса. Однако, столкнувшись с более высокой ценой, потребители скорректируют долгосрочную структуру потребления, уменьшая величину предъявляемого спроса до уровня кривой долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия.

1.3. Противоречия порожденные монополизацией рынков. Препятствия монополизации рынка

 

 Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий.

Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы используют в полной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, что вследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, так как отсутствует конкуренция.

Суммируя все  выше сказанное, можно сказать, что  распространение монополий снижает эффективность по трем следующим причинам:

  1. Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками;
  2. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания.
  3. Огромные силы, которые монополисты тратят с целью защиты своего положения на рынке, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким по размеру фирмам проникнуть сквозь эти барьеры практически невозможно.

С другой стороны, существуют весомые  аргументы в пользу монополий. Продукция  монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило  завоевать им господствующее положение  на рынке. Монополизация приводит к повышению эффективности производства. Крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Й. Шумпетер утверждал, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью - желательное явление в экономике, поскольку ускоряют прогресс. Монополист может тратить свои прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, он обеспечивает выгоды как себе, так и обществу. И наоборот, конкурентные фирмы не имеют сверхприбылей для инвестирования.

Только крупная  фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного  проведения исследований и осуществления  научных разработок. Так, нефтяной кризис в середине 70-х заставил корпорации скорректировать свою политику в области НИОКР и в короткие сроки перейти к использованию новых топливосберегающих технологий. Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР. Практика свидетельствует, что многие значительные открытия в технике осуществлялись в среде небольших венчурных компаний, на основе которых впоследствии возникли многие крупные фирмы. Временные монополии, закрепленные патентами, своеобразная плата общества, система вознаграждения изобретателя, стимулирующая прогресс.

Крупные монополии играют роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства и увеличение безработицы во время кризиса. Таким образом, можно сказать, что монополии играют роль опорных узлов всей конструкции национального хозяйства, привносят элемент стабильности в сложную и динамичную экономическую жизнь, реализуя на практике идеи планирования.

Монополия и  конкуренция находятся в диалектическом единстве. С образованием монополий конкуренция не перестала существовать, а приобрела новые формы, вышла за рамки национальных хозяйств и определяет условия производства на мировом рынке. Монопольные объединения несравненно более глубоко втянуты в международное разделение труда. Современные крупные компании занимаются учетом и исследованием рынков сбыта, источников сырья, капитала и рабочей силы, технических возможностей, используя при это обширную статистическую информацию. На базе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется долгосрочная стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований.

Препятствия монополизации  рынка

Очевидно, что вмешательство  монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению  общественного богатства в ее пользу. Поэтому государство часто  принимает меры, препятствующие монополизации рынка. Но кроме административных мер, применяемых правительством, существуют и экономические факторы, противодействующие монополизации рынка, которые свойственны самому рынку.

Наиболее известно антимонопольное законодательство, принятое в США в конце XIX - начале  ХХ века. В это время экономика США развивалась спонтанно и была близка к модели совершенной конкуренции. Но так как экономика не контролировалась государством, то многие крупные фирмы стали монополистами в своей области (это естественный процесс, когда фирма, победив соперников  в конкурентной борьбе, становится монополистом). Таким образом возникла угроза экономической демократии в США, которая, в свою очередь, является основой демократии политической.

    Государство вынуждено  было принять антимонопольное законодательство. В него входят 3 законодательных акта.

  1. Закон Шермана (1890 год), запрещающий тайную монополизацию торговли, захват контроля и сговор о ценах.
  2. Закон Клейтона ( 1914 год), запрещающий ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию( не для всех предприятий).
  3. Закон Робинсона – Пэтмэна (1936 год), запрещающий ограничительную деловую практику в области торговли, в том числе и ценовую дискриминацию.

Но для того, чтобы применять  эти законы, надо решить ряд вопросов. Во-первых, какой уровень цен надо считать чрезмерно низким или высоким, что свидетельствовало бы о монополистическом захвате контроля над ценами? Во-вторых, какой процент отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? В связи с тем, что эти вопросы очень трудно решить, возникает проблема: когда нужно применять антимонопольные законы и нужно ли применять их вообще? По этому поводу американский экономист П.Самуэльсон писал: «Это (закон Робинсона - Пэтмэна) и другие предложения закона способствуют ограничению конкуренции. Вместо того, чтобы снизить цену в пользу потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны.»[Чепурин, с.193].

Таким образом, кроме установления препятствий монополизации рынка, антимонопольное законодательство имеет и негативную сторону: оно ограничивает конкуренцию и, следовательно, затормаживает развитие наиболее успешных компаний и внедрение технических новшеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Антимонопольное законодательство в Украине

 

 

2.1. Антимонопольное  законодательство Украины

 

Закон Украины “Об  ограничении монополизма и недопущении  недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.

Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины:

- рынок товара (товарный  рынок) — сфера оборота товара  одной потребительской стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение;

- конкуренция — состязательность  предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается потребитель;

- монопольное положение  — доминирующее положение предпринимателя,  дающее ему возможность самостоятельно  или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может определиться монопольным положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара менее 35%.;

- монопольная цена  — цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное  положение на рынке и приводит  к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;

- монопольная деятельность  — действия (бездеятельность) предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;

- монопольное образование  — предприятие, объединение или  хозяйственное общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным  положением считаются:

- навязывание таких  условий договора, которые ставят  контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или приостановление  производства, а также изъятие  из оборота товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- частичный или полный  отказ от реализации или закупки  товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- другие действия в  целях создания препятствий доступа  на рынок (выхода из рынка)  других предпринимателей;

Информация о работе Проблема монополизации