Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 08:31, курсовая работа
Цель работы - изучить процесс управления и его функции.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
изучить процессный подход к управлению;
рассмотреть составляющие процесса управления;
дать характеристику функций управления.
Объектом исследования является система менеджмента, предметом - функции и процессы управления
Введение…………………………………………………………….3
1.Процессный подход к управлению……………………………...5
1.1 Понятие процесса управления и его функции……………….5
1.2 Составляющие процесса управления……………………….. 6
2. Функции управления…………………………………………….8
2.1 Классификация функций управления…………………………8
2.2 Прогнозирование и планирование…………………………….11
2.3 Организация……………………………………………………..18
2. 4 Мотивация……………………………………………………...23
2.5 Контроль…………………………………………………………27
3. Модели управления в современной России…………………….30
3.1 Модели управления……………………………………………...30
3.2. Руководитель и его роли………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………..38
Таким образом, если целеполагание - это начало всякой управленческой деятельности, то её обязательным достижением является определение видов работ, которые нужно для достижения целей.
Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.9
Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем сформирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется совместный и эффективный труд. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника, подразделения, службы и предприятия в целом.10
Вместе с тем, "свидетельства в пользу МБО носят в основном психологический характер и касаются таких элементов, как постановка целей, знание результатов и участие". В нашей стране, в области долгосрочного планирования и программирования наибольшее развитие получил программно-целевой метод планирования и управления, т. е. метод, при котором цели плана указываются с ресурсами с помощью программ. Он основан на применении системного подхода, формировании целей экономического и социального развития организации, их разделении на подцели и выявлении ресурсов, необходимых для согласованной реализации. Этот метод использует аппарат теории графов, т. е. построения двух графов - дерева целей и дерева ресурсов. В результате расчетов выявляются приоритетные программы. Процесс разработки перспективного плана с использованием программно-целевого метода показан на рисунке 5.
Рис. 3. 5. Схема разработки перспективного плана с использованием программно-целевого метода
2.3 Организация
Реализация планов требует организации, которая представляет собой следующий этап менеджмента. Под организацией понимается:
Функцию организации можно
Организация работ - это функция, которую должны выполнять все руководители независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределяет и направляет усилия своих сотрудников.
Структура организации не может оставаться неизменной - потому что меняется как внешнее, так и внутреннее её окружение.
Традиционный принцип построения организационной структуры - пирамида, состоящая из трех основных уровней (рисунок 6).
Вместе с тем, в теорию и практику было внесено несколько предложений по альтернативным организационным структурам.
Будущая фирма может напоминать и некую перевернутую пирамиду - никого в основании, несколько человек в середине и большинство наверху. То есть организационная структура выглядит как перевернутая пирамида (рисунок 7).
Возможен вариант, когда будет меньше управляющих верхнего эшелона из-за объединения должностей и меньше рабочих из-за автоматизации, поэтому больше управляющих среднего звена, то есть организационная структура выглядит как ромб (рисунок 8).
Организационная структура будущего под влиянием компьютерной техники может чем-то напоминать футбольный мяч, покоящейся на верхней части колокола (рисунок 9). Внутри футбольного мяча (в верхних эшелонах организации) возрастут проблемы координации, индивидуальной самостоятельности и коллективного принятия решений.
Организационная структура "футбольного мяча на колоколе" в основном предусматривала значительное сокращение числа управляющих среднего звена на базе компьютеризации. Возможен вариант, когда организации станут крупнее, с большим числом внутренних связей и большей сложностью, они будут приобретать различные формы. Международные организационные будут иметь тенденцию походить скорее на колесо, чем на традиционную пирамиду.
Могут завоевать популярность
и новые организационные
Вместе с тем общее мнение специалистов, с которыми следует согласиться, что пирамида по-прежнему остается лучшей структурой управления в формальной организации. Другие формы будут использоваться для эксперимента или демонстрации основы, но реальной структурой в основном будет пирамида. В целом считается, что число занятых в управлении к концу века вырастет примерно на 10-11%, хотя процентное отношение между эшелонами организационной структуры может изменяться. Средние организации будут нуждаться в управляющих сильнее, чем крупнейшие. Кроме того, появление новых фирм приводит к увеличению спроса на управляющих. Однако очевидно, что будет применяться практика использования меньшего числа управляющих для выполнения больших обязанностей.
В любой организации наряду
с формальной существует и неформальная
структура. Влияние неформальной структуры
на функционирование организации подчас
имеет решающее значение. Неформальные
связи могут быть самого различного
вида: родственные связи, связи на
основе общих интересов (например, спорта);
просто дружеские связи на основе,
например, прошлой совместной учебы,
принадлежности одной общественной
организации и т. п. Понимание
неформальных связей в организации
важно потому, что, во-первых, неформальные
связи, как правило, пересекают всю
формальную структуру; во-вторых, многие
отношения возникают вне
При формировании организационной структуры особую значимость приобретает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали, т. е. определить, какие задачи должна решать каждая структурная единица. Другой важной задачей построения организации является деление работ по вертикали.
Решение о том, на каком
уровне иерархии структуры должны приниматься
важные решения, принадлежит высшему
руководству организации. Это определяет
форму организационной
Руководитель должен делегировать подчиненному по крайней мере такой объем полномочий, который необходим последнему для решения поставленных перед ним задач.
Организации, в которых
руководство высшего звена
Оценить уровень централизации можно с помощью следующих характеристик:
Количество решений, принимаемых
на нижестоящих уровнях
Важность решений, принимаемых
на нижестоящих уровнях. В децентрализованной
организации руководители среднего
и нижнего звена могут
Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Считается, что если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то такая организация, по-видимому, децентрализованная.
Количество контроля,за работой подчиненных. В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей, доверяя их компетентности, и ориентируется лишь на суммарные достигнутые результаты.
Следует иметь в виду,
что в подразделениях одной организации
уровень централизации может
быть различным. Вместе с тем при
децентрализованной структуре любое
подразделение не может иметь
абсолютной автономии, означающей практически
суверенность. Центральный аппарат
управления для сохранения целостности
организации как минимум
утверждать задачи каждого подразделения в соответствии с общими целями организации;
утверждать организационную структуру и кандидатов на ключевые посты;
контролировать наличные денежные средства, патенты и финансы.
Степень децентрализации
Существует и смешанная структура управления фирмы. При таком варианте каждое подразделение сориентировано на прибыль, и его деятельность обеспечивается децентрализованным руководством, но центральный аппарат управления обеспечивает централизованную координацию исходя из общей политики фирмы.
Делегирование полномочий предполагает
разделение ответственности, под которой
подразумевается обязательство
осуществлять некоторые виды деятельности
с полной ответственностью за эффективность
их выполнения. Распределение ответственности
руководителей должно быть закреплено
в виде должностных положений
и инструкций. Сюда входят определение
функции руководителя, служебные
обязанности полномочия и взаимосвязи.
Централизация и
Преимущества централизации:
Централизация улучшает контроль
и координацию
Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Преимущества децентрализации:
Управлять особо крупными
организациями централизованно
невозможно из-за огромного количества
требующейся для этого
Децентрализация дает право
принимать решения тому руководителю,
который ближе всего к
Децентрализация стимулирует
инициативу и позволяет личности
отождествлять себя с организацией.
При децентрализованном подходе
самое крупное подразделение
организации кажется его
Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку тогда сроки продвижения от рядовых до высоких должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.
Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации и наоборот. Каждая фирма разделена на ряд независимо действующих звеньев. Между ними возникает ряд связей. Их основу составляют линейные связи, т. е. отношения между руководителями и подчиненными, охватывающие фирму от вершины до основания. Эти формальные связи определяют подчиненность каждого исполнителя и ответственность за координацию работ всех сотрудников. На линейных отношениях держится принцип единоначалия: каждый работник должен нести ответственность только перед одним руководителем, хотя и обязан соблюдать постоянные или временные инструкции других.