Проектирование рациональной организации рабочего дня руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Постоянный дефицит времени при возрастающей интенсивности труда - явление, характерное для большинства руководителей во всем мире. И сегодня, как никогда, актуален вопрос – как научиться экономить и эффективно
организовывать время тех, кто реализует функции управления.
В рамках сформулированной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать содержание труда руководителя и структурировать затраты
его рабочего времени;
- подготовить рекомендации по улучшению рационального использования рабочего времени руководителя.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты использования рабочего времени 5
руководителем
1.1 Значение фактора времени 5
1.2 Самоменеджмент как индивидуальная технология 7
использования рабочего времени
2 Методология учёта и анализа использования времени 9
2.1 Принципы эффективного использования времени 9
2.2 Инвентаризация рабочего времени 12
2.3 Расстановка приоритетов в делах 14
2.4 Техника планирования рабочего дня 18
3 Проектирование рациональной организации рабочего дня руководителя 25
3.1 Классификация затрат рабочего времени 25
3.2 Учёт и анализ затрат рабочего времени менеджера по персоналу 26
Фирмы ЗАО «Стройинжиниринг»
Заключение 32
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

А.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

О – время  основной работы;

ПЗ - подготовительно-заключительное время;

ОРМ – время  на обслуживание рабочего места.

     Индексация  затрат рабочего времени по  характеру деятельности:

А-О – время  административно-организационной работы;

Т - время творческой работы;

Ф-Л – время  формально-логической работы;

И – время  технической или исполнительской  работы.

     Таблица  4 - Классификация затрат рабочего  времени руководителя 

отдела продаж (см. Приложение А)

№ п/п

Наименование элементов  труда или затрат рабочего времени

Время, мин.

 

Индексы затрат времени

по виду

по содержанию труда

по характеру деятельности

1

Деловая переписка

17

ВР

О

Ф-Л

2

Составление плана рабочего дня

7

ВР

ПЗ

Ф-Л

3

Подбор и расстановка персонала;

62

ВР

О

А-О

4

 Изучение и анализ штатной структуры предприятия

20

ВР

О

А-О


Продолжение таблицы 4

№ п/п

Наименование элементов  труда или затрат рабочего времени

Время, мин.

 

Индексы затрат времени

по виду

по содержанию труда

по характеру  деятельности

5

Аттестация сотрудников;

30

ВР

О

А-О

6

Создание кадрового резерва предприятия

60

ВР

О

И

7

Обучение и адаптация персонала

90

ВР

О

А-О

8

Совещание с руководителями других отделов

25

ВР

О

Т

9

 Поддержание трудовой дисциплины предприятия

37

ВР

О

Т

10

Оформление документов о приёме-увольнение сотрудников

30

ВР

О

Ф-Л

11

Отдых

50

ОТЛ

*

*

12

Составление методических рекомендаций по деятельности должностных лиц предприятия;

35

ВР

О

Т

13

Написание отчёта о текущем  состоянии деятельности отдела продаж

50

ВР

ПЗ

ФЛ

 

Итого, мин:

506

Индексы затрат времени

По виду

По содержанию труда

По характеру  деятельности

ВР-456

ПНФ-0

 

ОТЛ-50

О-399

ПЗ-57

А-О-200

Т-97

Ф-Л-104

И-60


 

     Проведем  анализ затрат рабочего времени: 

1. Экстенсивность  использования рабочего времени.

Определяется  коэффициентом экстенсивного использования  времени, который отражает общее использования предоставляемого рабочего времени [15. с.197]:

,

где Ф - общий  фонд рабочего времени; П - потери рабочего времени;

Кэ = (Ф - (ПНР+ОТЛ+ПНД)) / Ф = 1 – (ПНР+ОТЛ+ПНД) / Ф;

Кэ = 1 - (50) / 506 = 90%;

     По  результатам проведения хронометража  других менеджеров предприятия  было установлено среднее значение  данного коэффициента, которое составляет 95%. Это значение и принято за нормативное. Таким образом, общее рабочее время данного менеджера организовано достаточно рационально, отклонение от  нормы составляет 5%.

2. Интенсивность  использования рабочего времени.

Определяется  коэффициентом интенсивного использования, который определяет рациональность структуры использования рабочего времени в сравнении с нормативной и рассчитывается [15. с.197]:

,

где  Jф и Jр - фактическая и рекомендуемая (нормативная) доля каждого элемента структуры баланса рабочего времени; n - количество видов затрат времени. 

Исходные данные для расчёта отражены в таблице 3.

 

 

 

 

Таблица 5 - Рациональность использования рабочего времени руководителя отдела продаж ООО “Мебель-мастер”

п/п

Наименование показателя

Формула

Расчетное

значение

Нормативное

значение (среднее)

А.

 

1.1.

 

 

 

 

1.2.

По содержанию труда:

Коэффициент времени  подготовительно-заключительной работы, Кпз

Коэффициент времени  основной работы, Ко

 

 

Кпз=ПЗ/ (ПЗ+О+ОРМ)

 

 

57/(57+399) =

= 0,125

 

 

0,05

 

Ко=О/ (ПЗ+О+ОРМ)

 

399/(57+399) =

= 0,875

 

0,7

Б.

2.1.

По характеру деятельности:

Коэффициент времени  организационно-административной работы, Коа

 

 

Коа=ОА/ О

 

 

200/399 = 0,5

 

 

0,47

2.2

Коэффициент времени  творческой работы, Кт

Кт=Т/ О

97/399 = 0,24

0,2

2.3.

Коэффициент формально-логической работы, Кфл

Кфл=ФЛ/ О

104/399 = 0,3

0,2

2.4.

Коэффициент исполнительской  работы, Ки

Ки=И/ О

60/399 = 0,2

0,19


 

Ки = 1 -  | (0,125-0,05)+(0,875-0,7)+(0,5-0,44)+(0,24-0,2)+(0,3-0,2)+(0,2-0,19) | = 0,70 (70%)

     На  основе анализа рациональности  использования рабочего времени можно сделать вывод о чрезмерных затратах времени на подготовительно-заключительную часть работы.

3. Общий коэффициент  использования рабочего времени [15. с.197]:

К = 0,90*0,70 = 0,63 (63%)

     В  данном случае коэффициент показывает, что менеджер по персоналу использует рабочее время на 63% по отношению к средним показателям затрат времени руководителей фирмы. Для повышения своей эффективности менеджеру необходимо менять подходы к планированию своей работы. Одним из вариантов техники планирования дня является вышеописанный метод «Альпы».

     Рассмотрим  структуру рабочего времени при  использовании руководителем метода  «Альпы» при планировании своего  дня.

 

Таблица 6 - План рабочего дня по методу «Альпы»

Наименование элементов труда или затрат рабочего времени

Затраты времени, мин.

Приоритеы

Перепоруче-ния

  1. Деловая переписка

17

   
  1. Составление плана рабочего дня

7

   
  1. Подбор и расстановка персонала;

62

А

 
  1. Изучение и анализ штатной структуры предприятия

20

А

 
  1. Аттестация сотрудников;

30

А

 
  1. Создание кадрового резерва предприятия

60

 

В

Д

  1. Обучение и адаптация персонала

90

 

А

 
  1. Совещание с руководителями других отделов

25

В

Д

  1. Поддержание трудовой дисциплины предприятия

37

В

Д

  1. Оформление документов о приёме-увольнение сотрудников

30

В

Д

  1. Отдых

50

   
  1. Составление методических рекомендаций по деятельности должностных лиц предприятия;

35

В

Д

  1. Написание отчёта о текущем состоянии деятельности отдела продаж

50

С

Д

Итого затраты руководителя:

292

   

 

     Таким  образом, рабочее время руководителя планируется на 63 %  дня (резервируется время на спонтанную и непредвиденную работу). Все задачи чётко распределены по приоритетам. Задачи категории А выполняются самим руководителем (296 мин.) как наиболее важные и срочные (выполняются в том порядке, в каком перечислены в таблице 4). Задачи категории В - важные и несрочные - делегируются подчинённым. Задачи категории С - «поглотители времени» - отбрасываются.

     Следуя  данной методике, руководитель отдела  продаж:

- сконцентрируется на выполнении первоочередных задач, требующих немедленного решения, и, как следствие, будет достигать поставленных целей;

- улучшит самоконтроль  и самодисциплину;

- повысит удовлетворённость  и мотивацию (как свою, так и  работников);

- спокойно будет воспринимать непредусмотренные события;

- будет меньше  подвержен влиянию стрессов и  нервного напряжения;

- и, самое  главное, получит значительный  выигрыш во времени за счёт  методичной организации труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Таким  образом, под управлением своим временем понимается наиболее рациональная организация своих дел и задач во времени. Управлять временем нельзя, но организовать его можно, а для руководителя ещё и необходимо. Как мы можем организовать пространство с помощью расположения и движения предметов, так мы можем организовать время расположением и движением дел и поступков. С каждым годом всё большее число компаний внедряют технику организации времени для всех сотрудников - корпоративный тайм-менеджмент. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современном капиталистическом мире скорость становится важнейшим конкурентным преимуществом. В связи с этим, так широко развиваются и внедряются на западе информационные технологии в бизнесе и управлении и, в не меньшей степени, принципы тайм-менеджмента в практике организации рабочего времени всей корпорации. Сегодня клиенты, руководство, деловые партнёры,  рынки - все ждут от руководителя скорости, организованности и пунктуальности.

     Как  пишет Г. Архангельский, главные  конкурентные преимущества сегодня - это время, качество и деньги. Но если в XXI веке качество должно быть высоким по определению, а конкуренция по цене приводит только к ценовым войнам, то остаётся конкуренция по параметру времени. Насколько быстро подчинённые готовят документы, насколько оперативно отвечают на запросы клиентов, сколько новых проектов одновременно могут реализовать сотрудники? Всё это сегодня - элементы конкуренции по времени. Из этого следует, что время становится дороже денег.

     В  связи с этим и возникает наука тайм-менеджмента, которая даёт менеджеру технологию  как стать более динамичным, всё успевать  и укладываться в максимально сжатые сроки. Тайм-менеджмент — технология, позволяющая резко повысить личную эффективность менеджеров и специалистов.

      Самоменеджмент представляет собой  индивидуальную технологию повышения  личной эффективности в работе. Процесс осуществления самоменеджмента  можно представить в  виде  ряда взаимосвязанных функций:

  1. Постановка цели: анализ и формирование личных целей;
  2. Планирование: разработка планов своей деятельности;
  3. Принятие решений по предстоящим делам;
  4. Реализация и организация: организация личного трудового процесса в соответствии с планом;
  5. Контроль итогов работы;
  6. Информация и коммуникации.

     Для  повышения эффективности работы необходимо сначала провести учёт использования времени методом инвентаризации и хронометража. На основе проведённого учёта анализируются затраты времени и определяются основные направления работы в целях повышения эффективности.

     Основные принципы тайм-менеджмента:

- определить  свою цель;

- составить  план работ;

- определить  точные сроки выполнения;

- расставить  приоритеты в делах;

- приступать  к делу сразу же;

- научиться  говорить «нет», соизмеряя свои  дела и цели;

- быть решительным в работе;

- ежедневно  контролировать выполнение запланированных  дел.

     При  этом важнейшими принципами являются  принцип планирования и принцип  расстановки приоритетов. Причём план существует не для того, чтобы загнать себя в жесткие рамки и не реагировать на изменяющиеся внешние обстоятельства. План — это как раз способ в изменяющихся обстоятельствах ориентироваться.

     В соответствии с техникой планирования рабочего дня    

- следует сосредоточивать внимание не на том, что вы хотите сделать, а на том, чего вы хотите достичь;

- планировать  задачи на 60% времени, для планирования непредвиденной активности в течение дня;

- использовать  органайзер или дневник времени  для планирования работы;

- подстраивать  свою работоспособность под решение  задач разного приоритета;

Информация о работе Проектирование рациональной организации рабочего дня руководителя