Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:48, курсовая работа
Целью исследования является разработка элементов организационной системы контроля и регулирования карьеры сотрудников.
Задачи исследования:
- Рассмотреть подходы к определению сущности карьерных мотивов и ценностных ориентаций
- Изучить виды деловой карьеры, факторы обеспечивающие карьерную успешность
Типология карьеры позволяет прогнозировать организационное поведение персонала компании на основе анализа их профессионально-служебного продвижения. Преобладание того или иного типа карьеры зависит от
социально - экономической ситуации, от форм собственности, отрасли производства и особенностей конкретной организации.
Выбор типа карьеры, с одной стороны, ситуативно обусловлен,
с другой - определяется личностными особенностями людей и их карьерными установками.
1.2 Современное состояние проблемы контроля и регулирования деловой карьеры сотрудника.
Внутриорганизационная карьера - это последовательное прохождение работником стадий трудовой деятельности в рамках одной организации. Она обычно реализуется в трех направлениях:
Перемещение « по вертикали» зависит от принципа движения:
- «Трамплин». Это движение характеризуется резким перемещением отдельных сотрудников через несколько ступеней иерархической лестницы
- «Змея». Это движение предусматривает ротацию сотрудников в пределах движения «по горизонтали» и только после этого продвижение «по вертикали».
- «Двойная лестница». Данное движение предполагает то, что не все люди стремятся к карьере управленческого работника.
При реализации «двойной лестницы» сотрудник сам выбирает направление развития карьеры - административное или научное. Выбор направления при этом не является окончательным, работник может изменить вид своей деятельности с каждым новым повышением по службе.
- «Лестница». Очень простое движение, использующее принцип последовательного продвижения по административной лестнице.
Ротация кадров внутри организации - перемещение работников с одной должности на другую, но в пределах одной компании.
В ходе ротации кадров происходит поочередное пребывание сотрудников в той или иной должности для освоения смежных профессий, новых функций, смены профессиональных обязанностей.
Ротация кадров используется как один из факторов трудовой мотивации, способствует накоплению разносторонних знаний и расширению практического опыта.
В рамках ротации кадров выделяют несколько систем:
- Кольцевая (прохождение ряда должностей за определенный период времени с возвращение на прежнюю должность);
- Безвозвратная (перемещение без
возврата к первоначальной
- Рокировка (два работника одного уровня меняются местами).
По уровню специализации возможны следующие варианты ротации кадров:
- Смена специальности;
- Смежная специальность (изменения касаются только характера работы);
- «Пространственная ротация» (характер работы особо не изменяется, только место).
Под ротацией кадров понимается перемещение работника из одного подразделения организации в другое или принципиальное изменение функций в рамках одного подразделения. При изменении функций и обязанностей могут меняться и выполняемые сотрудниками роли. Идея ротации возникла в Японии в 50-х годах двадцатого столетия на ряде заводов сталелитейной промышленности. Сегодня ротация широко распространена в США, Японии. Лишь 20% руководителей в американской промышленности работали в одной функциональной сфере деятельности.
Ступенчатая карьера - вид смешанной карьеры, сочетающей в себе и горизонтальное и вертикальное продвижение. Продвижение работника может при этом чередовать вертикальный рост и горизонтальное перемещение.
Очень распространенная ошибка, которая заключается в том, что повышают работников, хорошо исполняющих свои обязанности, но не располагающих потенциалом для эффективной работы в новой должности. Особенно часто это случается при смене ведущей профессиональной деятельности.
Например, если сотрудник проявил себя как высокопрофессиональный исполнитель и специалист в своей области, он не обязательно окажется успешным руководителем. Так как на этом уровне требуется умение общаться и управлять людьми. При переходе с уровня линейного руководителя на уровень функционального руководителя (руководителя высшего звена) вновь меняется ведущая деятельность. На смену общению и управлению людьми приходит стратегическое и тактическое планирование. Доля же прямого общения с подчиненными существенно снижается.
В то же время если работник обладает способностями, необходимыми для работы в должности выше уровнем, но его карьера не развивается должным образом, то есть, не повышают по службе, то через определенное время у него снижается мотивация к труду, и он начинает искать другое место работы, что нежелательно для компании, которая тем самым теряет ценного сотрудника. Кроме того, не следует забывать, что для того, чтобы человек мог оптимально реализовать себя в карьерном росте, очень важно выбрать ту сферу деятельности, которая представляется наиболее желанной и соответствует его способностям. Человек, выбравший соответствующую своим способностям и желаниям сферу деятельности, может добиться больших успехов в карьере.
Зарубежные и российские авторы выделяют ряд принципов для реализации системы профессионального продвижения сотрудников, соблюдение которых позволяет грамотно подойти к построению карьеры работников:
- принцип последовательного, планомерного,
непрерывного движения
-принцип равенства
- принцип преемственности
- принцип максимального срока
пребывания в должности
- принцип динамики функций управления по мере изменения уровня управления предусматривает увеличение объема стратегических функций управления и соответствующее уменьшение (увеличение объема и роли организационных, оперативных функций). При этом должностные решения должны приниматься в пределах полномочий каждого уровня, а полномочия должны соответствовать ответственности работника;
- принцип материальной и
1.3 Тенденции развития контроля и регулирования деловой карьеры сотрудника.
Также как компания, работник проходит несколько повторяющихся периодов в развитии собственной карьеры. Это очень похоже на цикличность компании: рост, становление, расцвет, а потом либо уход на пенсию, либо на другое место работы. При этом этапы карьеры сотрудников взаимосвязаны с фазами развития фирм, что подробно рассмотрено в статье М.В.Вишняковой: «…при росте компании происходит рост карьеры ее трудового населения, а при спаде деятельности в карьерах также наступает кризис». Поэтому суть взаимосвязи в том, что стадия развития карьеры сотрудника должна быть близка к стадии развития компании. В то же время компании часто стараются купить на рынке труда специалиста именно последующей фазы, чтобы принесенный им опыт работы в более продвинутых системах способствовал более быстрому переходу компании на новую ступень развития.
Возможно и несовпадение фаз развития фирмы и работника. Такой разрыв стадий развития сотрудника и организации по большому счету является неперспективным, потому что если компания развивается быстрее, то она вынуждена «тянуть» за собой работника, в то время как на рынке можно найти готового специалиста с соответствующим уровнем развития. Если специалист опережает компанию, то он рискует быть «не понятым», отторгнутым ею и уйдет из фирмы в организацию с подходящим для него уровнем развития. Грамотный работодатель должен обратить внимание на уровень подготовки сотрудника еще при приеме на работу и обеспечить ему соответствующее рабочее место.
Именно то, что переход компаний в другое качественное состояние означает и новые карьерные возможности ее сотрудников, говорит о корреляции этих процессов. При этом в переходном периоде компании выделяются сотрудники - новаторы и сотрудники - консерваторы. Первых, как правило, меньше, но если их большая часть в руководстве, то шансы новаторов на успешную карьеру именно в этой компании весьма высоки.
Таким образом, главная задача планирования и реализации карьеры сотрудника заключается в обеспечении эффективного взаимодействия его карьерных интересов и интересов фирмы. Это важно для достижения единства целей организации и отдельного сотрудника, для планирования карьеры сотрудника с целью учета его специфических потребностей, для обеспечения открытости процесса управления карьерой, для устранения «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития работника, для определения путей служебного продвижения, удовлетворяющих количественную потребность компании в персонале в нужный момент времени.
Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе, и, как результат заинтересованно реализовывать цели организации.
1.4 Методика контроля и регулирования деловой карьеры сотрудника.
Так называемые «матрицы карьеры» рекомендуются для того, чтобы вовремя подготовить кадровый резерв.
Матрица карьеры - это альтернативные пути развития наемного работника внутри компании, находящиеся на стыковых участках с его настоящей должностной позицией.
Методика построения карьерных матриц включает несколько этапов, которые подробно описаны в статье Вишняковой М.В.
1 этап - определение возможных путей развития компании.
Вишнякова М.В. предлагает оптимальный срок их определения - 1 год, поскольку почти любая компания может продержаться на рынке это время, и на это время удобно строить планы развития сотрудников.
2 этап - выделение ключевых и типичных компетенций для каждого варианта пути.
Под этим понимается набор предлагаемых организацией уровней и видов служебного продвижения (скажем должностей) для разных вариантов развития компании. Правда, некоторые уровни не зависят от выбранного организацией пути, то есть являются стандартными для любых организаций.
3 этап - определение зон пересечения различных компетенций.
Составление списка примыкающих должностей (то есть тех, требования к которым схожи более чем на 50%).
Примыкающие должности сходны компетенцией, набором стандартных операций, инструкциями, полномочиями и т.д. Поэтому один и тот же сотрудник может либо совмещать две сходные должности, либо заменять другого сотрудника на его должности. Этот этап необходим для обеспечения взаимозаменяемости сотрудников и для проведения ротации.
4 этап - составление календаря критических точек (в соответствии с сезонностью корректировки планов).
В так называемые «ключевые точки» возможно изменение пути развития организации, связанное с сезонностью принятия решений, с корректировками планов на год. Например, в январе - феврале в компании происходит утверждение и первая корректировка планов, составленных в декабре прошлого года. В мае - июне происходит вторая корректировка годового плана. В сентябре может быть корректировка на конец года и начинается планирование на следующий год.
5 этап - Систематизация результатов оценки в соответствии с ранжированными категориями.
Это осуществляется в ходе плановой оценки сотрудника и присвоения им определенных аттестационных категорий. При этом сотрудники ранжируются по образовавшейся шкале оценок.
Для примера, выделю 5 категорий. Пятая – низшая категория – это секретарь,
Четвертая – продавец – консультант, третья – специалист проектной группы отдела продаж,
Вторая – менеджер отдела продаж, а первая – высшая категория – руководитель отдела.
Информация о работе Проектирование системы контроля и регулирование трудовой карьеры сотрудника