Проектирование системы управления и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В конечном результате необходимо изучить:
1. Проблемы предприятия и пути их решения
2. Недостатки в схеме управления и их корректировка
Предложить оригинальный подход к решению проблем и недостатков.

Содержание работы

Введение.
Теоретическая часть
1.1 Вклад различных школ в развитие управленческой мысли.
1.2 Управленческие концепции современного менеджмента.
1.3 Современные концепции менеджмента.
2 Управленческая характеристика организации.
2.1 Описание организации.
2.2 Анализ внешней среды.
2.3 Оценка внутреннего потенциала организации.SWOT-анализ.
3 Проектирование системы управления и ее совершенствование.
3.1 Оценка взаимодействия подсистем и функции управления (исполнители).
3.2 Анализ социально-психологической подсистемы. (управленческое звено - потребности, мотивация, стимулирование, адаптация, управление конфликтами).
3.3 Направления совершенствования системы управления.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 63.75 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

  1. Теоретическая часть

     1.1  Вклад различных школ в развитие управленческой мысли.

     1.2 Управленческие концепции современного менеджмента.

     1.3 Современные концепции менеджмента.

2 Управленческая характеристика организации.

          2.1 Описание организации.

          2.2 Анализ внешней среды.

          2.3 Оценка внутреннего потенциала организации.SWOT-анализ.

3 Проектирование системы управления и ее совершенствование.

          3.1 Оценка взаимодействия подсистем и функции управления (исполнители).

          3.2 Анализ социально-психологической подсистемы. (управленческое звено  -  потребности,  мотивация, стимулирование, адаптация, управление конфликтами).

         3.3 Направления совершенствования системы управления.

Заключение.

Список использованных источников.

 

 
ВВЕДЕНИЕ

Курс данной практики предполагает изучение функционирования всех подразделений управления предприятия, в ходе курса практики необходимо найти слабые места в схеме управления, проанализировать их, найти причины возникновения. По полученным данным, в ходе ознакомления со схемой управления дать оценку существующему уровню и предложить оригинальный подход и схему решения проблем управления. Ознакомится с финансовыми показателями, дать им независимую оценку, сравнить с прошлыми успехами, проанализировать, - что помогло достичь определенных результатов и как добиться успеха в будущем.

Понять причины текучести  кадров, если данная проблема актуальна для данного предприятия, предложить систему решения данного вопроса с целью сохранения кадров, которые, несомненно, играют немаловажную роль на любом предприятии. Если уходит сотрудник, который проработал на одном участке работы не один год и на его место придет новый, который не будет четко знать все тонкости данной должности, это может внести разлад в систему функционирования любого подразделения. Установить внешние связи предприятия, определить продукцию, которая составляет основной объем продаж, предложить свою систему планирования маркетинга предприятия, если имеется необходимость, проанализировать, что именно способствует дальнейшему продвижению данного товара на рынке и предложить систему по улучшению сбыта.

В конечном результате необходимо изучить:

1.     Проблемы  предприятия и пути их решения

2.     Недостатки  в схеме управления и их  корректировка

Предложить оригинальный подход к решению проблем и  недостатков.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 Вклад различных школ  в развитие управленческой мысли

Как самостоятельная область  знаний менеджмент развивался на   протяжении двадцатого столетия под  воздействием тенденций мирового общественного  и экономического развития, появления  новейших научных и технических  достижений, в результате чего возникло множество различных школ управления, их модификаций, получили развитие системный  и ситуационный подходы к управлению. На сегодняшний день, находясь в 3 тысячелетии, можно объявить о возникновении  новой парадигмы в управлении, возникшей в результате осмысления нового опыта и практики бизнеса.

Первый прорыв управленческой мысли связан с именем Фридерика Тейлора (18651915), который впервые применил научные принципы к управлению, он перенес идеи инженерных наук на управление в низовом производственном звене путем рационализации труда рабочих, применения специальной техники и технологии. Его идеи продолжили Г.Л. Ганнт, супруги Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон и Г. Форд. Почти все они были успешными менеджерами, эффективно воплощавшими свои идеи на практике.

Следующий крупный шаг  в развитии управленческой мысли  осуществил Анри Файоль (1825-1925), заложивший основу науки администрирования в ее классическом варианте. Рассматривая управление организацией в целом, он разработал принципы управления, которые действенны и сегодня, определил основные функции управления, принципы построения организационных структур.

Третий прорыв состоял  в зарождении школы « человеческих отношений» на рубеже 30-х годов и  был связан с использованием достижений психологии и социологии в управлении. Представители этой школы и - Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо (18801941). Мэйо с помощью знаменитого Хоторнского эксперимента сумел доказать, что помимо условий на работе, совершенствования движений и техники на производительность труда работников оказывает влияние в большей степени характер человеческих отношений в трудовом коллективе. Известный психолог А. Маслоу (1908-1970) с помощью исследований раскрыл механизм человеческой мотивации. В дальнейшем эти идеи нашли продолжение в поведенческих науках. Ученые-бихевиористы К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Герцберг в 50-60- е годы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства.

В 50-60-е годы это направление  было продолжено развитием теории организации  как социально-технической системы. Системный подход (Ч.И.Барнард (1886-1961 гг)) в отличие от одномерных теорий, которые рассматривали только одну сторону управления, явился синтетическим, комплексным взглядом на управление. Системный подход рассматривает организацию как социально-техническую систему, активно взаимодействующую с внешней средой. Система - это совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем), образующих единое целое и взаимодействующих для достижения заданной цели. В организации как системе различают следующие элементы (подсистемы):

  • производственная или операционная подсистема;
  • подсистема обеспечения;
  • подсистема управления.

Совместное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов  порождает качественно новые  свойства системы, в результате чего возникает эффект синергии (2+2=5).

Системный подход к управлению рассматривает организацию как  открытую систему, в которой элементы активно взаимодействуют с окружающим миром, она постоянно ищет ресурсы  во внешнем мире и расширяет свои границы, поставляет переработанные ресурсы  в виде готовой продукции и услуг во внешнюю среду, в закрытой системе этого взаимодействия нет, четко определены границы системы.

Одновременно получил  развитие ситуационный подход. Центральным  моментом здесь является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, влияющих в данный момент на организацию, т.н. ситуационных переменных. Поэтому  менеджер, решая проблему в организации, должен обладать «ситуационным мышлением», каждый раз принимать новое решение, так как нет универсальных  методов управления и одинаковых ситуаций.

Новый рывок в управленческой мысли в 50-60- е годы - развитие современных  количественных методов обоснования  решений ( школы науки управления). Методологическая база этого направления была основана применении математических методов, компьютерных технологий в процессе управления.

В 70-е годы в мировом  менеджменте возникла необходимость  углубления адаптации предприятий  к меняющейся внешней среде. Это  выразилось во всеобщем распространении  стратегического менеджмента, в  разработке долгосрочных планов, подчинении внутренней среды реализации принятой стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества.

80-е годы ознаменовались  открытием значения «организационной  культуры» как мощного инструмента  управления. В результате исследований  было доказано, что культурный  стереотип поведения в организации,  человек, его сознание и культура  являются главным потенциалом  организации. Дальнейшая глобализация  экономики, охватившая и Россию, привела к усилению международного  характера менеджмента. Экономика  всех стран стала все более  открытой и доступной для любых  товаров и услуг, повысилась  роль международной конкуренции,  вместе с тем усилилась кооперация  производства, появились транснациональные  корпорации. Поэтому перед менеджментом  встали вопросы универсальности  методов управления с учетом  конкретных условий экономики, национальных культурных особенностей разных стран.

Признак сегодняшнего дня - это усиление влияния научно-технического прогресса на экономику. Это проявляется  не только в применении компьютерных технологий в управлении, в повышении  роли производительности и качества для победы в конкуренции, но и  в стремлении перестроить процессы производства и управления, технологию ведения бизнеса на более рациональной основе, в результате чего возникло новое направление в менеджменте - «реинжиниринг бизнеса». Отсюда можно сделать вывод, что современный менеджмент - это не застывшие догмы, а стремительно развивающаяся область знаний, практический опыт которой дает толчок для ее эволюции.

        1.2 Управленческие концепции современного менеджмента.

 В менеджменте выделяют  три основополагающих концептуальных  подхода: процессуальный, системный,  ситуационный. Процессуальный подход  рассматривает управление как  процесс взаимосвязанных функций,  связанных последовательно и  параллельно. Коммуникация —  обмен информацией как внутри, так и во вне организации, на основе которого руководитель получает данные для принятия необходимых управленческих решений и доводит принятые решения до сведенья сотрудников организации, рассчитывая на их понимание.

Управленческое решение  — акт целенаправленного воздействия  системы управления организации  на её структурные подразделения, основанный на анализе производственной ситуации, определении целей действия и  содержащий программы  достижения целей.

Системный подход — это  методология комплексного анализа, исходящая из принципа взаимосвязи  и взаимообусловленности явлений, и предполагающая рассмотрение изучаемой  проблемы или объекта не только как  самостоятельной системы, но и как части некоторой большой системы. Системный подход требует анализа максимально возможного числа связей для последующего их ранжирования по степени важности, выбора существенных факторов и их оценки. Системный подход можно интерпретировать как сочетание комплексного анализа, системного моделирования и системного управления.

Ситуационный подход  пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно. Центральный момент — ситуация — конкретный набор  обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретно  е время. Ситуация характеризуется  ситуационными переменными.

Механизм управления состоит  из принципов управления - набора правил, по которым осуществляется управление; целей управления - направлений деятельности; методов управления или способов достижения целей, и функций управления, определяющих виды управленческой деятельности.

К общим принципам управления относятся: принцип эффективности, принцип социальной ответственности, принцип ориентации на потребителя  или маркетинг, принцип системности.

К частным принципам относятся: принцип сочетания единоначалия и коллективности, принцип разнообразия управляющей системы, принцип иерархичности, принцип внешнего дополнения управляющей  системы, принцип регламентации  и инициативы, принцип стабильности и гибкости, принцип рациональности, принципы специализации и автоматизации. Большое значение имеют принципы централизации и децентрализации  управления; интеграции целевого, отраслевого  и регионального управления; сочетания  прав и ответственности; единства распоряжения

         1.3 Современные концепции менеджмента.

 

 

Термин «синергетика»  происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество. Предложенный Г. Хакеном, этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Менеджмент как область научных знаний к концу ХХ века завершил свою эволюцию и в настоящее время четко обозначилась смена управленческих парадигм и подходов, что отмечают уже многие ученые. До настоящего времени все представления менеджмента сводились к четкому разграничению объекта и субъекта управления, управляющей и управляемой подсистем. Школы менеджмента делали предметом своих поисков наиболее эффективные способы воздействия субъекта на объект управления, чтобы за счет полного использования физического, интеллектуального, психологического, творческого и иного потенциала достичь поставленных стратегических целей. На протяжении всего периода развития теории управления было предложено множество методов к управлению, таких как управление по целям, по результатам, по отклонениям, ситуационное управление и другие методы. Тем не менее все эти методы находились в рамках кибернетического подхода, основанного на разделении систем на управляющие и управляемые и факторе обратной связи как одном из ключевых атрибутов. Однако такой подход к концу ХХ века исчерпал себя. Кооперация, сотрудничество, согласие и взаимодополнение творческих способностей менеджеров, находящихся на разных уровнях корпоративного управления, становятся ключевыми аспектами взаимодействия внутри организации. Управленческая теория, в центре внимания которой находилась схема «субъект → объект управления», уступает место концепции самоорганизации. Таким образом, в начале XXI века формируется новая управленческая парадигма, которая основывается на синергетическом подходе, преемствен- ности кибернетических и синергетических тенденций. Особое внимание синергетическому подходу уделяется в рамках теории организации , которая наряду с другими научными дисциплинами и знаниями представляет собой теоретическую основу менеджмента. В настоящее время предпринимаются многочисленные попытки спроецировать на современный менеджмент результаты исследований в области теории управления, синергетики, теории систем, которые тем или иным образом опираются на синергетический под- ход и теорию самоорганизации.

Информация о работе Проектирование системы управления и ее совершенствование