Проектирование системы управления и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В конечном результате необходимо изучить:
1. Проблемы предприятия и пути их решения
2. Недостатки в схеме управления и их корректировка
Предложить оригинальный подход к решению проблем и недостатков.

Содержание работы

Введение.
Теоретическая часть
1.1 Вклад различных школ в развитие управленческой мысли.
1.2 Управленческие концепции современного менеджмента.
1.3 Современные концепции менеджмента.
2 Управленческая характеристика организации.
2.1 Описание организации.
2.2 Анализ внешней среды.
2.3 Оценка внутреннего потенциала организации.SWOT-анализ.
3 Проектирование системы управления и ее совершенствование.
3.1 Оценка взаимодействия подсистем и функции управления (исполнители).
3.2 Анализ социально-психологической подсистемы. (управленческое звено - потребности, мотивация, стимулирование, адаптация, управление конфликтами).
3.3 Направления совершенствования системы управления.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 63.75 Кб (Скачать файл)

- уровень развития техники  и технологий; для производства  любого продукта необходимо техническое  обеспечение, а потому организация  не может производить продукт,  который по своим качествам  превосходит имеющиеся технологические  возможности;

- систему ценностей, разделяемых  в данном обществе; далеко не  любой товар воспринимается положительно  в каждой культуре. Например, в  России.

Во внешней среде принято  выделять факторы прямого и косвенного воздействия. К первой группе — факторам прямого воздействия — относят потребителей, конкурентов, акционеров, поставщиков, законодательство, государство и профсоюзы. Эти факторы оказывают на деятельность организации наиболее сильное влияние.

К факторам косвенного воздействия  относят состояние экономики, технологические  нововведения, изменения в политической системе общества, трансформацию  общества и его культуры, групповые  интересы. В отличие от факторов прямого действия, факторы косвенного воздействия не влияют на деятельность организации непосредственно, хотя их наличие сказывается на ней.

Как отмечают многие исследователи, в том числе и зарубежные, в  современных условиях внешняя среда  организации меняется очень быстро и наблюдается постоянное ускорение  этих изменений. Это обусловлено  тем, что в мире постоянно появляются новые технологии, стремительно меняется состояние рынка, появляются новые  виды товаров, которые вытесняют  с рынка товары, ранее пользовавшиеся высоким спросом (например, появление  компьютеров заметно снизило  спрос на печатные машинки).

 В результате этого  среда, в которой существует  организация, оказывается достаточно  неопределенной. Под неопределенностью  в этом случае понимают постоянное  возникновение новых факторов, нередко  непредсказуемое. При этом важно,  что любые представления о  том, каким образом устроена  внешняя среда организации и какие факторы в ней действуют, очень быстро могут оказаться необъективными.

Единственный способ справиться с трудностями, связанными с быстрыми переменами в среде, — это постоянный сбор информации и ее обработка. В современных организациях эти задачи могут возлагаться как на отдельных работников, выполняющих и другие функции, так и на специалистов-аналитиков, способных дать развернутую и обоснованную экспертную оценку происходящих изменений.

Аналитики могут быть сотрудниками организации или привлекаться со стороны. К сожалению, в России необходимость  в услугах таких экспертов  еще в недостаточной степени  осознана. Однако нередко только специалисты  в состоянии помочь разобраться  в изменениях, характеризующих среду  организации, поскольку в их распоряжении имеются знания, гораздо более  разработанные, чем у обычных  руководителей. Благодаря этому  они могут увидеть то, что не видят другие.

Анализ внешней среды  заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать  влияние на деятельность организации. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается  в определении потенциальных  угроз и новых возможностей, с  которыми может столкнуться организация.

Анализ внешней среды  дает возможность разработать ситуационные планы, которые вступят в действие в том случае, если один из факторов внешней среды в какой-то момент изменится.

Группы факторов, существенных с точки зрения условий, в которых  действует организация, представлены в таблице.

 

Факторы внешней среды, существенные с точки зрения деятельности организации

1. Экономические факторы    а) налоговая ставка и ее  изменения, б) темпы инфляции (дефляции), в) уровень занятости населения как в целом, так и в отрасли, г) международный платежный баланс, д) платежеспособность предприятий

2. Рыночные факторы    а) уровень доходов населения,  распределение доходов, б) уровень  конкуренции в отрасли, в) относительная  доля рынка, занимаемая организацией, г) защищенность рынка правительством, д) емкость рынка, е) жизненные циклы различных товаров

3. Факторы конкуренции    а) сильные и слабые стороны  конкурентов, б) текущие стратегии  конкурентов, в) возможные будущие  цели конкурентов, г) актуальные  возможности конкурентов в связи  с их возможным поведением  в будущем

4. Политические факторы    а) возможные изменения в законодательстве, б) государственное влияние на  отрасль, в том числе и доля  участия государства в отрасли, в) государственное регулирование конкуренции в отрасли, антимонопольная политика, г) возможные изменения в политическом курсе государства в результате выборов, д) особенности таможенной политики.

      5. Социальные факторы    а) общественные ценности и их возможные изменения, б) доходы, их распределение и возможные изменения в этой области, в) изменения демографической структуры населения, г) изменение отношения к работе, отдыху и образованию

6. Технологические факторы    а) изменения в технологии производства, б) появление новых материалов  и продуктов, в) изменения в  технологии сбора, обработки и  передачи информации, а также  средств связи, г) государственная технологическая политика

В процессе анализа внешней  среды необходимо иметь в виду, что каждый фактор должен учитываться  только в том случае, если он может  оказать существенное влияние на деятельность организации. В частности, не все изменения в законодательстве или технологические изменения  могут привести к последствиям, существенным с точки зрения стратегического  планирования.

2.3 Оценка внутреннего потенциала организации. SWOT-анализ.

        Для проведения количественного SWOT-анализа отберем по пять наиболее влияющих факторов из внешней и внутренней сред.

Количественный SWOT - анализ

 
Факторы внешней и внутренней сред предприятия

 
Удельный вес фактора 
 
А

 
Оценка 
В

 
Итоговая оценка 
 
С = А*В

 
1

 
2

 
3

 
4

 
Сильные стороны 
1. Высочайшее качество техники, не имеющее аналогов в мире 
2.Высокая квалификация управленческого персонала 
3.Высокая мотивация кадров (моральная и материальная 
4.Низкая текучесть кадров 
5.Постоянная ориентация на потребителя.

 
 
0,4 

0,2

0,1 
 
0,15 
0,15

 
 



 
4

 
 

0,8

0,4 
 
0,75 
 
0,6

 
Итого

 
1

 
22

 
4,55

 
Слабые стороны 
 
1.Высокая себестоимость единицы продукции 
2.Отсутствие специализированного участка по производству продукции  
3.Отсутствие дилерских центров. 
4.Отсутствие системы обучения на предприятии 
5.Нестабильность поставщиков.

 
 

0,4 
0,1 
0,1

0,1 

0,3

 
 




 

 
3

 
 

1,6 
0,3 
0,3 
 
0,4 
 
0,9

 
Итого

 
1

 
17

 
3,5

 
Возможности 
 
1. Дальнейшая интеграция на мировой рынок. 
2. Расширение номенклатуры диагностических медицинских приборов. 
3.Рост объемов продаж в результате реализации национальной программы «Здоровье» 
4. Возможность достаточно быстрого переключения поставщиков.  
5. Распространение информации о приборе на целевом рынке

 
 

0,3

0,12 
0,3 

0,2 

0,08

 
 





4

 
 

1,5 
0,48 
1,5 

0,8 

0,32

Итого

1

22

4,6

 
Угрозы

1. Возможность появления прямого конкурента 
2. Создание товара-заменителя с улучшенными характеристиками и себестоимостью ниже «PPL»  
3. Низкое качество отдельных партий КиМ 
4. Снижение уровня заболеваемости раком молочной железы. 
5. Возврат дефектной продукции

 
 

0,4 
0,1

0,1

0,1

0,3

 
 



 

 

4

 
 

1,6 
0,4 
 
0,3 
 
0,3 
1,2

 
Итого

 
1

 
18

 
3,8




 

 

 По результатам количественного SWOT - анализа предприятие ООО «Полнис» выбрало следующее направление своего развития: рост, ежегодное повышение целей от достигнутого путем улучшения характеристик серийной продукции, расширения номенклатуры диагностических медицинских приборов и выхода на зарубежные рынки.

 

Для реализации данной стратегии  будет прежде всего необходимо как  можно боле эффективно представить  производимый прибор для конечных покупателей, дать максимально полную информацию о всех его достоинствах. Задача менеджеров будет стоять в проведении и участии в выставках, на которых нужно будет грамотным образом изложить все его функциональные возможности, выдать все конкурентные преимущества. А поскольку прибор довольно сложный в исполнении, сфера применения его довольно своеобразна, а участие в выставках и конференциях требует определенных навыков, не только общения, диалога, но и знания мед. Техники, специфических особенностей аппаратуры конкурирующих фирм, компании нужно по мере необходимости проводить обучение сотрудников. Для менеджеров, представляющих фирму - это обучение новым методам воздействия на публику, разработки эффективных презентаций, рекламе, а так же им будет необходимо аппелировать сведениями о медикаментозных свойствах выпускаемого продукта. Поэтому будут необходимы знания о заболевании, а так же технических характеристиках прибора.

 

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

3.1 Оценка взаимодействия подсистем и функции управления (исполнители).

При разработке принципов  и методики проектирования структур управления важно отойти от представления  структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Система управления - понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и  их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся: состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отношениях между собой; распределение задач и функций  по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации  и децентрализации. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот  в организации. Наконец, система  управления - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно  вступающие в различные взаимоотношения  для решения общих задач.

Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов-либо формальных, либо неформальных. Именно поэтому необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организационного моделирования) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта, тесным взаимодействием разработчиков и тех, кто практически будет внедрять и использовать проектируемый организационный механизм. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала - цели, а затем - механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.

М. Мескон определяет следующий подход (последовательность действий) при проектировании структуры управления:

- осуществить деление  организации по горизонтам на  блоки, соответствующие направленности  деятельности по реализации стратегии.  Определить, какие виды деятельности  линейные, какие штатные;

- установить соотношение  полномочий должностей. Определить  уровни иерархии;

- определить должностные  обязанности.

Кроме того, при проектировании системы управления имеет место определение следующих вопросов:

- формализация управления, то есть насколько необходимо  формальное взаимодействие.

- уровень принятия решений:  где, кто, когда.

- системность системы  управления

А. Файоль так сформулировал принципы хорошей организации:

- единство управления - независимо  от структуры ответственность  несёт за всё один человек;

- скалярный метод передачи  полномочий. Полная ответственность  предполагает право не только  управлять, но и делегировать  полномочия;

- единство подчинения - у  каждого только один начальник;

- принцип соответствия: делегированные  полномочия соответствующей условно  ответственности;

       - масштабы управления, число подчинённых лимитировано; Эффективность и надёжность коммуникативных связей;

- принцип ориентированности  - организации строятся на основе  задач и не зависят от субъективных  факторов;

- избирательность - руководитель  получает информацию, относящуюся  к исключительному типу, то есть  выходящую за рамки плана и  требующую корректирования действий;

Информация о работе Проектирование системы управления и ее совершенствование