Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа
Тема нашей курсовой работы « Профессионально – психологический портрет современного менеджера». Она весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции…. Каждый менеджер должен постоянно совершенствовать свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие, если он желает идти в ногу со временем и вести за собой коллектив.
Целью данной курсовой работы является описание определенных профессиональных и личных качеств менеджера [9,c.5].
Введение………………………………………………………………...……...2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально – психологических качеств менеджера
1. 1 Общая характеристика понятия «менеджер»……………...…....…..4
1. 2 Портрет современного менеджера………………......……….…...….6
1.2.1 Функции менеджера………………………….…..………….……6
1.2.2 Роли менеджера…………………….…………..…………………8
1. 3 Профессионально - психологический портрет менеджера..........12
1.3.1 Личностные характеристики………..………………………12
1.3.2 Особенности профессиональной деятельности………..…..14
1. 4 Нравственные качества менеджера……..……………...…….….18
Глава 2. Исследование профессионально – психологических качеств менеджера
2.1 Характеристика объекта…….....………………………………….22
2.2 Методы исследования………………..……………………………22
2.3 Результаты и выводы…….……………………..………………...24
Заключение ……………………………….……………………………….......26
Список использованной литературы………………..……………………….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально – психологических качеств менеджера
1. 1 Общая характеристика понятия «менеджер»……………...…....…..4
1. 2 Портрет современного менеджера………………......……….…...…
1.2.1 Функции менеджера………………………….…..………….……
1.2.2 Роли менеджера…………………….…………..…
1. 3 Профессионально - психологический портрет менеджера..........12
1.3.1 Личностные характеристики………..………………………12
1.3.2 Особенности профессиональной деятельности………..…..14
1. 4 Нравственные качества менеджера……..……………...…….….18
Глава 2. Исследование профессионально – психологических качеств менеджера
2.1 Характеристика объекта…….....…
2.2 Методы исследования………………..…………………………
2.3 Результаты и выводы…….……………………..………………...24
Заключение ……………………………….……………………………….....
Список использованной литературы………………..……………………….28
Приложение А………………………………...……………………………….
Приложение Б…………………………………………………………..…..…
Приложение В…………………………………………………………………33
Приложение Г………………………………………………………………....
Приложение Д………………………………………………
Введение
Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры. Люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми. Масштабные социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, обновление системы управления и составляющих её элементов, динамичное и повсеместное внедрение новейших информационных технологий – все эти факторы предъявляют повышенные требования к качеству современного менеджера.
Тема нашей курсовой работы « Профессионально – психологический портрет современного менеджера». Она весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции…. Каждый менеджер должен постоянно совершенствовать свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие, если он желает идти в ногу со временем и вести за собой коллектив.
Целью данной курсовой работы является описание определенных профессиональных и личных качеств менеджера [9,c.5].
В процессе достижения цели нашей работы мы должны решить следующие задачи:
Объектом изучения является директор магазина «Вьюга» Соловьева Галина Михайловна.
Предмет - изучения профессионально – психологические качества менеджера.
Методом изучения является проведение анализа при помощи тестирования, бесед, анкетирования.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально – психологических качеств менеджера
1.1 Общая характеристика понятия менеджер
Согласно данным журнала Alma Mater за апрель 2002 года, успех любого дела на 85-90 % зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам. Следовательно, перед профессиональным образованием встает задача подготовки руководителей, способных обеспечить высокую эффективность предприятий любого типа [10].
Прежде всего нужно подчеркнуть, что мы рассматриваем понятия менеджер и руководитель как синонимичные.
Слово менеджер пришло в русский язык из английского языка, и, согласно толкованию словаря, слово менеджер переводится на русский язык как управляющий, руководитель, директор. А английский глагол to manage, от которого произошло слово менеджер, переводится как руководить, управлять, заведовать, стоять во главе. В то же время слово руководитель - исконно русское, и словарь В.И. Даля толкует его как руководящий чем, кем-либо. При переводе слова руководитель на английский язык мы получаем leader, manager. Исходя из выше описанного, можно сделать вывод, что слова руководитель и менеджер несут одинаковую смысловую нагрузку, и поэтому мы используем их как синонимы.
Проанализировав литературу по управлению и экономике, мы нашли ряд подтверждений тому, что менеджер рассматривается через понятие руководитель. Так, А. Попов толкует понятие менеджер как руководитель для своих подчиненных, который обеспечивает выполнение работы за счет других людей. Менеджер - это руководитель, формирующий отношения внутри организации и вне ее [9,с.58].
Риски профессии: Эта профессия очень интересна своей творческой стороной. Если следовать классическим стратегиям менеджмента, то погружаешься в корпоративную культуру, разделяешь командный дух, делаешь всё, чтобы твоя компания была лучшей. Но есть и подводные камни. Менеджеры даже самых успешных компаний не могут влиять на экономическую ситуацию в стране, от краха никто не застрахован. После увольнения или банкротства компании менеджеру высшего звена сложно найти работу в том плане, что у него самого уже такая высокая планка, которую не хочется понижать.
1.2 Портрет современного менеджера
1. 2. 1 Обязанности и функции менеджера в организации
В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
Менеджер выполняет следующие
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
В - пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.
В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности
коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.
Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.
Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Поэтому менеджер должен уметь выходить из критических ситуаций, уметь убедить людей, вести грамотные переговоры сгладить обстановку и наконец, найти компромисс в любом деле [7,с.61].
Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:
1. 2. 2 Роли менеджера
В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.
Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.
В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.
Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс.
Менеджеры низшего звена – мастера - находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака.
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных.
Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.
Информация о работе Профессионально – психологический портрет современного менеджера