Профессионально – психологический портрет современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Тема нашей курсовой работы « Профессионально – психологический портрет современного менеджера». Она весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции…. Каждый менеджер должен постоянно совершенствовать свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие, если он желает идти в ногу со временем и вести за собой коллектив.
Целью данной курсовой работы является описание определенных профессиональных и личных качеств менеджера [9,c.5].

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...……...2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально – психологических качеств менеджера
1. 1 Общая характеристика понятия «менеджер»……………...…....…..4
1. 2 Портрет современного менеджера………………......……….…...….6
1.2.1 Функции менеджера………………………….…..………….……6
1.2.2 Роли менеджера…………………….…………..…………………8
1. 3 Профессионально - психологический портрет менеджера..........12
1.3.1 Личностные характеристики………..………………………12
1.3.2 Особенности профессиональной деятельности………..…..14
1. 4 Нравственные качества менеджера……..……………...…….….18
Глава 2. Исследование профессионально – психологических качеств менеджера
2.1 Характеристика объекта…….....………………………………….22
2.2 Методы исследования………………..……………………………22
2.3 Результаты и выводы…….……………………..………………...24
Заключение ……………………………….……………………………….......26
Список использованной литературы………………..……………………….28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………...……...2

Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально –           психологических  качеств менеджера

1. 1 Общая характеристика понятия  «менеджер»……………...…....…..4

1. 2 Портрет современного менеджера………………......……….…...….6

    1.2.1 Функции менеджера………………………….…..………….……6

    1.2.2 Роли менеджера…………………….…………..…………………8

       1. 3 Профессионально - психологический портрет менеджера..........12

1.3.1 Личностные характеристики………..………………………12

1.3.2 Особенности профессиональной деятельности………..…..14

1. 4 Нравственные качества менеджера……..……………...…….….18

Глава 2. Исследование профессионально – психологических  качеств менеджера

2.1 Характеристика объекта…….....………………………………….22

               2.2 Методы исследования………………..……………………………22

               2.3  Результаты и выводы…….……………………..………………...24

    Заключение ……………………………….……………………………….......26

     Список использованной литературы………………..……………………….28

   Приложение А………………………………...……………………………….29

    Приложение Б…………………………………………………………..…..…30

    Приложение В…………………………………………………………………33

    Приложение Г………………………………………………………………....41

    Приложение Д…………………………………………………………………47

 

 

 

 

 

 

      Введение

 

 

 Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры. Люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми. Масштабные социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, обновление системы управления и составляющих её элементов, динамичное и повсеместное внедрение новейших информационных технологий – все эти факторы предъявляют повышенные требования к качеству современного менеджера.

Тема нашей курсовой работы « Профессионально – психологический портрет современного менеджера». Она весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции…. Каждый менеджер должен постоянно совершенствовать свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие, если он желает идти в ногу со временем и вести за собой коллектив.

Целью данной курсовой работы является описание определенных профессиональных и личных качеств менеджера [9,c.5].

 

 

 

 

 

В процессе достижения цели нашей работы мы должны решить следующие задачи:

    • Изучить психолого – управленческую литературу по выбранной     теме курсовой работы.
    • описать профессиональные качества менеджера.
    • определить влияние профессиональных качеств на его деятельность менеджера.
    • Определить, какими качествами нравственной  культуры должен обладать современный менеджер.
    • Рассмотреть влияние организаторских способностей личности на деятельность менеджера

 

 

 Объектом изучения    является  директор магазина «Вьюга» Соловьева Галина Михайловна.

Предмет - изучения профессионально – психологические качества менеджера.

Методом изучения является проведение анализа при помощи тестирования, бесед, анкетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально –   психологических  качеств менеджера

 

    1.1    Общая характеристика понятия менеджер

 

  Менеджер (англ. manager — управляющий):  
1) управляющий, специалист по управлению производством и обращением товаров, работающий по найму. Менеджер организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. В отличие от членов наблюдательных и контрольных органов менеджеры наделяются исполнительной властью [10]. 
2) участник руководящей группы банковских синдикатов, осуществляющих эмиссию и размещение облигационных займов на рынке капиталов. Во главе группы стоит ведущий Менеджер, выступающий контрагентом заемщика и несущий ответственность за организацию, подписку и размещение займа. Члены руководящей группы синдиката участвуют в определении условий эмиссии, гарантируют размещение займов и установленный срок по согласованному курсу [2,c.45].

 

 Согласно  данным журнала Alma Mater за апрель 2002 года, успех любого дела на 85-90 % зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам. Следовательно, перед профессиональным образованием встает задача подготовки руководителей, способных обеспечить высокую эффективность предприятий любого типа [10].

  Прежде  всего нужно подчеркнуть, что  мы рассматриваем понятия менеджер и руководитель как синонимичные.

 

Слово менеджер пришло в русский  язык из английского языка, и, согласно толкованию словаря, слово менеджер переводится на русский язык как управляющий, руководитель, директор. А английский глагол to manage, от которого произошло слово менеджер, переводится как руководить, управлять, заведовать, стоять во главе. В то же время слово руководитель - исконно русское, и словарь В.И. Даля толкует его как руководящий чем, кем-либо. При переводе слова руководитель на английский язык мы получаем leader, manager. Исходя из выше описанного, можно сделать вывод, что слова руководитель и менеджер несут одинаковую смысловую нагрузку, и поэтому мы используем их как синонимы.

Проанализировав литературу по управлению и экономике, мы нашли ряд подтверждений тому, что менеджер рассматривается через  понятие руководитель. Так, А. Попов  толкует понятие менеджер как  руководитель для своих подчиненных, который обеспечивает выполнение работы за счет других людей. Менеджер - это руководитель, формирующий отношения внутри организации и вне ее [9,с.58].  

Риски профессии: Эта профессия очень интересна своей творческой стороной. Если следовать классическим стратегиям менеджмента, то погружаешься в корпоративную культуру, разделяешь командный дух, делаешь всё, чтобы твоя компания была лучшей. Но есть и подводные камни. Менеджеры даже самых успешных компаний не могут влиять на экономическую ситуацию в стране, от краха никто не застрахован. После увольнения или банкротства компании менеджеру высшего звена сложно найти работу в том плане, что у него самого уже такая высокая планка, которую не хочется понижать.

 

 

     1.2 Портрет современного менеджера

 

   1. 2. 1 Обязанности и функции менеджера в организации

 

В работе руководителя много привлекательных  сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Менеджер  выполняет следующие обязанности:

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В - пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный  быть во всех отношениях образцом для окружающих. 

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности

коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким  разнообразием (до 200 видов  действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их  осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

Выполняя  свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными  категориями лиц. Поэтому менеджер должен уметь выходить из критических ситуаций, уметь убедить людей, вести грамотные переговоры сгладить обстановку и наконец,  найти компромисс в любом деле [7,с.61].

 

Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:

  • первая – менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, при этом несет ответственность за последствия принятого решения;
  • вторая – менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации;
  • третья – менеджер руководит формированием отношений внутри и вне организации, мотивирует членов организации, координирует их усилия, выступает в качестве представителя организации.

 

 

                  1. 2. 2   Роли  менеджера

 

В процессе общения  менеджеру  приходится выполнять  три  основных роли.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой  и  упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная с принятием  решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей  и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности  своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс.

Менеджеры низшего звена – мастера - находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака.

По  своему отношению к работе менеджеры  делятся на пассивных и активных.

Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

Информация о работе Профессионально – психологический портрет современного менеджера