Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа
Тема нашей курсовой работы « Профессионально – психологический портрет современного менеджера». Она весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции…. Каждый менеджер должен постоянно совершенствовать свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие, если он желает идти в ногу со временем и вести за собой коллектив.
Целью данной курсовой работы является описание определенных профессиональных и личных качеств менеджера [9,c.5].
Введение………………………………………………………………...……...2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально – психологических качеств менеджера
1. 1 Общая характеристика понятия «менеджер»……………...…....…..4
1. 2 Портрет современного менеджера………………......……….…...….6
1.2.1 Функции менеджера………………………….…..………….……6
1.2.2 Роли менеджера…………………….…………..…………………8
1. 3 Профессионально - психологический портрет менеджера..........12
1.3.1 Личностные характеристики………..………………………12
1.3.2 Особенности профессиональной деятельности………..…..14
1. 4 Нравственные качества менеджера……..……………...…….….18
Глава 2. Исследование профессионально – психологических качеств менеджера
2.1 Характеристика объекта…….....………………………………….22
2.2 Методы исследования………………..……………………………22
2.3 Результаты и выводы…….……………………..………………...24
Заключение ……………………………….……………………………….......26
Список использованной литературы………………..……………………….28
В противоположность «пассивному» руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь, риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.
Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей конкретных подразделений в организации, и именно это определяет их служебное поведение.
Конечно, каждая отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Менеджеры, равно как и представители других профессий, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей.
В своих работах Генри Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени [10].
Эти роли классифицированы в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Опираясь на проведенные многочисленные исследования, Минцберг указывает, что роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Это роль главного руководителя, который традиционно выполняет обязанности правового и социального характера. Роль лидера делает менеджера ответственным за мотивацию подчиненных, а также за набор, подготовку кадров и сопутствующие этим аспектам вопросы. Обеспечивая работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги, менеджер играет роль связующего звена.
Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Постоянно собирая разнообразные сведения специализированного для своей работы характера, поступающие как из внешней среды, так и изнутри организации, менеджер играет роль
приемника информации. Менеджер, получая разнообразную информацию от внутренних и внешних источников, часть которой носит фактический характер, а часть требует обсуждения и интерпретации для принятия решения, передает ее и играет роль распространителя информации.
Исполняя межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений:
предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя нарушений, ведущего переговоры от имени организации.
Предприниматель изыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов. Распределитель ресурсов отвечает за составление и выполнение программ, бюджетов и графиков, связанных с координированным и рациональным использованием материальных, людских и финансовых возможностей. Устранителъ нарушений отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений, вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий. Ведущий переговоры ответственен за представительство организации на всех значимых переговорах.
Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера деятельности конкретной организации.
Не все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и классификаций управленческого труда. Нет единого описания работы
менеджера, которое устаивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда.
1. 3 Профессионально - психологический портрет менеджера
1.3.1 Личностные характеристики менеджера
Проблема психологического анализа различных видов профессиональной деятельности в течение более чем шести десятилетий занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений отечественной и зарубежной психологии (психотехника, психология труда, инженерная психология, эргономика).
Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для ряда таких научно-практических задач, как профотбор, профконсультация, профориентация, профадаптация и профреаби-литация, профобучение и профутомление, профтравматизм, реконструкция существующих и проектирование новых видов профессиональной деятельности.
Идея психологического исследования профессиональной деятельности зародилась среди зарубежных психотехников (Г. Мюнстер-берга, О. Липмана, В. Штерна и др.) и специалистов школы научной организации труда (Ф. Тейлора и др.). В начале XX века в работах зарубежных психотехников того времени, в основном направленных на решение задач профотбора путем тестового обследования, наметился ряд ценных методических поисков в области психологического изучения профессиональной деятельности.
К ним относятся:
1) аналитический и синтетический подходы к исследованию профессий (Г. Мюнстерберг, 1924);
2) попытки построения психологии профессий с выделением способов ее исследования, соответственно анализировались и полученные результаты;
3) психографический метод, направленный на получение полной сводки всех психических качеств, необходимых для конкретной профессии (О. Липман, 1923; В. Штерн, 1924);
4) построение систематики профессий (Ф. Ваумгартен, 1926, и др.);
5) идея о подходе к деятельности профессионала как к активной и целенаправленной (Д. Древер, 1926) [1,c.26].
Большинство людей, включенных в определенную профессиональную деятельность, выбирают ее по разным причинам: одни по призванию, другие по стечению обстоятельств или советам близких; людей. Но в любом случае каждому человеку надо знать о психологических особенностях своей профессиональной деятельности. Больше всего знаний о психологии работника, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда.
Психология труда — область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности.
В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологической готовности к профессиональной деятельности, анализируется состав этой деятельности, ее психологическая характеристика.
Для ведения бизнеса необходимы некоторые параметры и характеристики личности, которые являются определяющими успеха. При отсутствии некоторых качеств, их можно у себя развить путем изучения соответствующей литературы, либо в тренинговых группах и индивидуальных консультациях у психолога и непосредственно при общении с удачливыми бизнесменами.
Личностные характеристики:
1) Стремление к достижению (мотивация
достижения)
2) Стремление к инновациям, к введению
новшеств
3) Умение контролировать ситуацию
4) Лидерство
5) Умение налаживать контакт
6) Допустимость риска
7) Настойчивость в достижении цели
8) Чувство ответственности
9) Честность
10) Умение управлять, или искусство менеджмента
11) Опыт
12) Уверенность и решительность
13) Умение планировать
1.3.2 Характеристика и особенности профессиональной деятельности менеджера
Выполняя свои профессиональные задачи, любой специалист должен четко представлять, что входит в сферу его обязанностей. Когда мы говорим о структурной организации компании, то обычно подразумеваем, что в компании имеется департамент по персоналу, служба персонала, HR-отдел или же отдел по развитию персонала.
От названия подразделения суть меняется незначительно. Однако вразных компаниях это подразделение выполняет разные функции: от рекрутинга до коучинга, от решения повседневных управленческих задач до аттестации. При наличии настоящих профессионалов переоценить роль службы по персоналу достаточно трудно. Консалтинговые исследования свидетельствуют о том, что показатели успешности бизнеса во многом зависят от стиля управления и внутренних ресурсов компании, то есть от человеческого фактора.
Главная обязанность службы персонала
— это оказание помощи руководству компании, линейным
менеджерам, работникам, в общем — всему
персоналу компании. Основываясь на этом,
сформулируем ключевые характеристики
деятельности менеджера по персоналу.
1) Ориентированность на потребность
руководства и персонала. Определяющим моментом в деятельности
менеджера является ориентированность
на запросы и нужды руководства и работников.
В одном случае акцент может делаться
на найме временного персонала, в другом
— на мотивировании отдельных групп работников
или же разработке внутрифирменной системы
оплаты труда и индивидуального поощрения.
В обязанности менеджера по персоналу
также входит разработка и адаптация методик
управления и развития персонала для удовлетворения
потребностей организации.
2) Следование принципам совместно-творческой деятельности. По мнению Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина, для эффективного управления персоналом и решения комплексных проблем «менеджер по персоналу должен освоить техники созидания и воспроизведения форм совместно-творческой деятельности».
Среди основных принципов совместно-творческой деятельности выделяют следующие:
3) Следование этическим нормам. Менеджеры по персоналу должны придерживаться двух принципов этики: своей профессиональной этики и внутренней этики компании. Для примера приведем основные положения Кодекса профессиональной этики Привилегированного института персонала и развития (CIPD). В качестве норм, которых должны придерживаться менеджеры по развитию персонала, в нем выступают:
Соблюдение ценностной системы организации
не означает беспрекословное следование
всем правилам и традициям. Курение на рабочем
месте или негласное бойкотирование вновь
прибывших сотрудников тоже может быть
частью корпоративной культуры. В силах
менеджера по персоналу способствовать
развитию этических и моральных принципов
сотрудников, культивируя позитивные
формы действия, закрепляя их не только
при помощи определенных мер (тренинговой,
сопроводительной работы, нацеленной
на развитие корпоративной культуры, формирование
доверия, сплоченности), но и собственным
поведением. К тому же, он должен не только
сам соответствовать определенным моральным
требованиям, но и сознательно использовать
механизмы моральной регуляции в управлении
человеческими ресурсами.
4) Умение управлять изменениями (кризисное
управление), а также действовать в условиях
внедрения инноваций. Арсенал мероприятий, продолжительность,
распределение воздействия для преодоления
сопротивления нововведениям зависит
от многих факторов. Однако можно выделить
основные задачи для формирования условий
готовности к принятию изменений. Это
— формирование доверия к предстоящим
изменениям (в частности, информирование
и прояснение ситуации, наглядная демонстрация
кредитным исполнителем преимуществ и
выгод принятия инноваций, пр.) и повышение
юридической компетенции сотрудников
для обретения уверенности в положительных
результатах предстоящих изменений.
5) Постоянное личностное и профессиональное развитие. Работа менеджера по персоналу осуществляется непосредственно во взаимодействии с людьми и связана с изменяющимися обстоятельствами. Поэтому, для того чтобы быть профессионалом, требуется постоянное совершенствование. У менеджера по персоналу должно быть не только высшее и профильное образование и аналитический склад ума.
Информация о работе Профессионально – психологический портрет современного менеджера