Профессионально – психологический портрет современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Тема нашей курсовой работы « Профессионально – психологический портрет современного менеджера». Она весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции…. Каждый менеджер должен постоянно совершенствовать свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие, если он желает идти в ногу со временем и вести за собой коллектив.
Целью данной курсовой работы является описание определенных профессиональных и личных качеств менеджера [9,c.5].

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...……...2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионально – психологических качеств менеджера
1. 1 Общая характеристика понятия «менеджер»……………...…....…..4
1. 2 Портрет современного менеджера………………......……….…...….6
1.2.1 Функции менеджера………………………….…..………….……6
1.2.2 Роли менеджера…………………….…………..…………………8
1. 3 Профессионально - психологический портрет менеджера..........12
1.3.1 Личностные характеристики………..………………………12
1.3.2 Особенности профессиональной деятельности………..…..14
1. 4 Нравственные качества менеджера……..……………...…….….18
Глава 2. Исследование профессионально – психологических качеств менеджера
2.1 Характеристика объекта…….....………………………………….22
2.2 Методы исследования………………..……………………………22
2.3 Результаты и выводы…….……………………..………………...24
Заключение ……………………………….……………………………….......26
Список использованной литературы………………..……………………….28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

Он должен еще обладать рядом личностных качеств. Такими, в частности, как стрессоустойчивость, высокая адаптивность, развитые коммуникативные навыки, неконфликтность, толерантность и другие. Об этом более подробно мы поговорим в следующей нашей статье [5,c.33].

 

 

  1. 4  Нравственные качества менеджера

 

Вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется ныне большое внимание. Многие ученые, представители различных школ, занимающихся разработкой методов и форм управления производством, пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный менеджер. Но оказалось, что выявить такие конкретные требования практически невозможно, поскольку требования к менеджеру не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от особенностей среды, в которой менеджеру приходится работать. Но в то же время условия работы в процессе развития предприятия могут и должны трансформироваться и поэтому менеджеру важно обладать способностью менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом и заключается, в частности, способность менеджера при любых условиях успешно управлять бизнесом. Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе. Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой предприятие не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношениям к людям, личным примером руководителя. Основывается на взаимном уважении подчиненных и менеджеров. Организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой работы. К основным чертам характера, которые столь важны для менеджера, можно отнести самостоятельность и творческий характер мышления, инициативу, целеустремленность. Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, деловой предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего выявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он в состоянии использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха [4,c.6]. Очень важны для руководителя такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти типичные качества менеджера помогают ему завоевать авторитет как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия. Наличие авторитета является наиболее важным условием для успешного руководства предприятием. Разграничивая понятия – знание, умение, деловые и личные качества менеджера, можно примерно так определить разницу между ними: знания служат для того, чтобы представлять, что надо делать; умения и навыки дают возможность осознать, как это сделать; деловые и личные качества обеспечивают способность к анализу обстановки, правильной её оценки, уверенность в принятии оптимальных решений и энергичные действия по претворению принятых решений в жизнь. Чтобы квалифицированно управлять фирмой, менеджеру необходимо иметь соответствующие знания в области техники, экономики, организации производства и управления. Знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Общий объем комплекса теоретических и практических сведений для осуществления практического руководства зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер. Не все даже самые высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией. Менеджеру необходимо иметь способности в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений. Любой самый талантливый и работоспособный менеджер не способен добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу и трудовую деятельность подчиненных, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Менеджеру важно уметь предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые, напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию деятельности организации. Оперативное руководство заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное решение многообразных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению его нормального ритма и хода. Лидер: а в чём его особенность? Большое значение имеет умение менеджера подбирать себе помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохраняя за собой оперативный контроль работы звеньев. При всех обстоятельствах менеджер призван быть ярко выраженным лидером. Лидер – человек, обеспечивающий интеграцию групповой деятельности, объединяющий и направляющий действия всей группы [8,c.11]. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт. Доверие к лидеру определяется его человеческими качествами, особым авторитетом, ответственным отношением к делу и людям. Отношения лидерства в оптимальном варианте совпадают с формальными полномочиями менеджера. Нынешний этап перестройки управления в России революционен, поскольку изменениям подвергаются, прежде всего, психология управляющего, стиль его хозяйственного поведения, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления. В эру острой конкуренции и глобальных перемен руководителю уже недостаточно быть просто менеджером, какой бы высокой ни была его квалификация. Согласно преобладающей ныне точке зрения, деятельность менеджера имеет больше технический характер (планирование, работа с бюджетом, организация, контроль). Сфера действий менеджера-лидера гораздо шире. Вместо последовательного, постепенного развития такой деятельности менеджер стремится к коренным преобразованиям и обновлению. Лидер предвидит в будущем возможности, которых не видят другие. Он выражает свое отношение в концепции, в простой и ясной картине, которая, по сути, является мечтой, раскрывающей, чем должна стать организация или в каком направлении ей нужно развиваться. Менеджер добивается понимания этой концепции, объясняя, что она осуществима, но что её реализация зависит от вклада каждого работника. Своим примером, руководящей ролью, воздавая должное людям за их успехи, воспитывая у них гордость за свою работу, он вдохновляет сотрудников на воплощение концепции в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 2. Исследование профессионально – психологических  качеств менеджера

 

      

             2.1 Характеристика объекта

 

 

Объектом нашего исследования является Соловьева Галина Михайловна директор магазина «Вьюга». Она родилась 24 ноября 1952 года в г. Новотроицк, Оренбургской области. В 1959 году пошла в школу № 12 г. Новотроицк. В 1968 году поступила в Новотроицкий строительный техникум, в 1971 году с отличием окончила полный курс названного техникума по специальности производство строительных деталей и железобетонных конструкций. В 1971 году поступила  Оренбургский филиал Российского государственного торгово-экономического университета по специальности коммерция (торговое дело), и в 1976 окончила его.

  Образование высшее.

 

 

   2.2  Методы исследования

 

Метод объективного наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.

 

 

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

 

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.

 

Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

 

  В процессе исследования нами были применены такие тесты как:

  • Тест 1: Психогеометрический для определения основных доминирующих особенностей личности и поведения.
  • Тест 2: Методика оценки стиля руководства поможет определить степень выраженности авторитарного, пассивно-попустительского или демократического стиля управления
  • Тест 3: Тип Вашего темперамента. Темперамент – это одна из важнейших врождённых характеристик индивида. Он определяет уровень общей способности человека к активности, энергию, ритм жизни и эмоциональность. Существует несколько различных тестов на тип темперамента. Ниже будут представлены два самых распространённых из них. Отличие, в основном, заключается в способе определения результата, а единство, прежде всего, – в отнесении к одному из четырёх типов темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик или холерик.
  • Диагностики степени готовности к риску Шуберта. Тест оценивает степень готовности человека к риску.

 

 

        2.3  Результаты

 

По результатам первого исследования «Психогеометрического», где нужно было расположить геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по результатам данного теста, можно сказать, что у Соловьевой Г.М. преобладают такие качества как: контактность, доброжелательность, способность к сопереживанию, способность уговаривать, убеждать других, что не маловажно для менеджера.

По результатам второго теста «Методика оценки стиля руководства», в котором 60 вопросов, было выявлено, что у Соловьевой Г.М. преобладает сочетание авторитарного и демократического стилей руководства. Это сочетание является самым предпочтительным, так как здесь применяются гибкие методы работы с людьми.

По результатам третьего теста «Тип вашего темперамента по кругу Айзенка», в котором 57 вопросов, было выявлено, что у Соловьевой Г.М. приобладает такой тип темперамента как сангвиник. Для холерика характерны такие черты как: быстрая приспосабливаемость к новым условиям, общительность. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе.

По результатам четвертого теста «Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта», состоящем из 25 вопросов, и по результатам которого было набрано –5 баллов. Это означает, что у Соловьевой Г.М. преобладает среднее значение риска.

По результатам проведенных тестов можно сказать, что Соловьева Галина Михайловна соответствует всем требованиям, предъявленным к современному менеджеру, а именно:  умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером; владение профессиональными знаниями в области рыночной экономики; обладание чувством внутренней свободы и готовности к риску; умение распределять обязанности и давать четкие указания.

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Существует  определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.

Ряд из них зависит от него самого и  связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать  возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

Отрицательно  влияет на результативность работы менеджера  отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение  себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

Сложности для руководителя возникают и  в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций. 

 

По результатам исследования профессионально – психологических  качеств менеджера, можно сказать что Соловьева Галина Михайловна является хорошим специалистом в сфере менеджмента. Она обладает полным набором человеческих качеств, которые составляют основу организаторских способностей, умеет определять порядок важности и срочности дел. Единственное что можно посоветовать, это не останавливаться на достигнутом и далее более широко развивать свои  профессиональные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бабенко О.А. Профессионально  важные качества личности менеджера. 2002.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
  3. Ковалевский С. Руководитель и  подчиненный. М., 2003
  4. Кабушкин Н.И. Учебник Мн.: ЗАО «Экономпресс», НПЖ «ФУА», 1998. – 284 с
  5. «Управление персоналом». Учебник.1999. Предоставлен компанией Центр Кадровых Технологий - XXI век"
  6. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2002. -560 с.
  7. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — С. 17
  8. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 448 с
  9.   Практикум по психологии Санкт-Петербург 1996 год
  10.   http://www.vedomosti.ru/glossary

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Таблица 1- Характерные типы менеджера

 

Тип менеджера

Основной принцип деятельности

Характерные черты

1

2

3

Менеджер - патерналист

Быть справедливым, но твердым

Играя роль «главы семьи» по отечески относится к работникам. При положительной реакции большинства работников это приводит к повышению производительности труда

Менеджер-маклер

Делать все возможное, чтобы смягчить недовольство работников

в условиях кризиса, когда предприятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры умеющие сбывать продукцию обеспечивают движение производства.

Менеджер-организатор

Чтобы принимать решения, необходимо учитывать мнение большого круга людей

Крупное предприятие делает невозможным единоличное управление производством. Возникает необходимость управленческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны

Менеджер-дипломат

Основная часть рабочего времени используется для установления и развития человеческих контактов

Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую часть времени менеджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатических способностей

Менеджер-лидер

Чтобы эффективно управлять, нужно быть способным  вести за собой людей, т.е. быть лидером

Лидерские функции менеджера складываются из двух компонентов - профессионально-технократических и эмоционально-личностных

Менеджер-воспитатель

Степень воспитанности, высокая нравственность работников является одним из решающих условий роста экономического прогресса

По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Обладание этими воспитательными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех

Менеджер - инноватор

Внедрение инноваций в современных условиях является одним из важнейших условий успеха предприятия на рынке

Значительно быстрее можно повысить производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введение новшеств

Менеджер-человек

Менеджер — не машина, ничто человеческое ему не чуждо

У каждого менеджера свой характер, состоящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют выполнению менеджерских функций. Менеджер должен обладать умом, образованностью, техническими знаниями, силой, тактичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др.

Менеджер-управляющий

В условиях, когда власть не безраздельна, от менеджера требуется проявление, как твердости, так и известной мягкости

Менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога

Информация о работе Профессионально – психологический портрет современного менеджера